ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-804/202215.03 от 15.03.2022 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-804/2022 15.03.2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Батогова А.В.,

при секретаре Астаховой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС № 7 по Санкт-Петербургу к ФИО1 в лице матери – законного представителя несовершеннолетнего собственника имущества ФИО2, в лице отца – законного представителя несовершеннолетнего собственника имущества ФИО3 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, просит взыскать с ФИО1, ИНН в лице родителей, законных представителей несовершеннолетнего собственника имущества – ФИО2, ФИО3 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018гг. в доход местного бюджета в сумме 4 627.23 руб., из них: налог - 4 552.95 руб., пени - 74.28 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен, от получения корреспонденции уклонился, в связи с чем суд полагает извещение доставленным.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается:

Первично Межрайонная ИФНС России № 9 по Санкт-Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с ФИО2, ФИО3 – родителей, законных представителей несовершеннолетнего собственника имущества ФИО1

На основании п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и Приказа Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 30.04.2021 №07-14/68 «О проведении мероприятий, связанных с реорганизацией Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Санкт-Петербургу и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу» с 23.08.2021г. Межрайонная ИФНС России № 4 по Санкт-Петербургу и Межрайонная ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу реорганизованы и присоединены к Межрайонной ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу. В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ правопреемником, с переходом всех прав и обязанностей, является Межрайонная ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу.

Вынесенный 08.06.2021 судебный приказ по делу № 2а-287/2020-9 отменен определением мирового судьи судебного участка № 9 Санкт-Петербурга, от 25.11.2021 по принесенным возражениям налогоплательщика, в связи с чем срок на подачу иска не пропущен, в течение шести месяцев после его отмены и получения копии определения истец обратился в суд с настоящим иском, в связи с чем суд полагает, что срок на подачу настоящего иска не пропущен, мировым судьёй не выносилось определение об отказе в выдаче приказа в связи с пропуском срока.

Исходя из публичного характера налоговых правоотношений, проверка соблюдения срока обращения с требованиями о взыскании налоговых платежей и санкций, относится к обязанности мирового судьи при разрешении вопроса о вынесении судебного приказа.

В рассматриваемом деле мировой судья судебного участка не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа в порядке ст. 123.4 КАС РФ и отказу в восстановлении срока. Факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении возможно пропущенного инспекцией срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.

Отмена судебного приказа не изменяет и не отменяет обязанность по уплате налога. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в государственную казну (Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 №1440-О).

Требование своевременной и полной уплаты налогов отражает не только частные, но и публичные интересы. Неуплата налогов влечет негативные последствия в виде дефицита бюджета – денежных средств, предназначенными для финансового обеспечения задач и функция государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Реализация конституционной обязанности платить законно установленные налоги предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в государственную казну.

Реализация конституционной обязанности платить законно установленные налоги предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в государственную казну. Статьей 44 НК РФ установлен перечень оснований прекращения обязанности по уплате обязательного платежа, который включает: его уплату, смерть (признание умершим) физического лица. В рассматриваемом деле оснований прекращения налоговой обязанности у налогоплательщика не имеется.

В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Документами, подтверждающими полномочия законного представителя – родители являются документы, подтверждающие родственные отношения с ребенком (свидетельство о рождении ребенка) и удостоверяющие личность (паспорт). Паспорт и свидетельство о рождении являются личными документами налогоплательщиков.

Сведения о документах, подтверждающих родство должника и законного представителя, в том числе для реализации полномочий налоговых органов, поступили в адрес Инспекции из регистрирующих органов в порядке ст. 85 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

В сведениям, поступивших из регистрирующих органов, указаны в том числе и данные свидетельства о рождении несовершеннолетней ФИО1 и данные на ФИО2, которые поступили как сведения о матери новорожденного и на ФИО3, которые поступили как сведения об отце новорожденного. Согласно данным сведениям («Сведения о новорожденных»): запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. на ФИО5 Э.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; наименование органа, осуществившего регистрацию факта рождения - Отдел ЗАГС Фрунзенского района Санкт-Петербурга; мать/законный представитель несовершеннолетней ФИО1 («Сведения о матери новорожденного») – ФИО2; отец/законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – ФИО3 («Сведения об отце новорожденного»).

ФИО1, ИНН , пол женский, дата выдачи свидетельства о рождении: ДД.ММ.ГГГГ, кем выдано: ОЗАГС Фрунзенского р-на, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ г., место рождения: ФИО5, адрес места жительства: <адрес>, дата записи акта о рождении: ДД.ММ.ГГГГ, наименование органа, осуществившего регистрацию факта рождения: Комитет по делам ЗАГС.

Сведения о матери:

ФИО2, ИНН , дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, пол женский, вид документа, удостоверяющего личность, 257, серия и номер документа, удостоверяющего личность, , кем выдан документ, удостоверяющего личность: ТП №79 ОУФМС России по СПб и ЛО в Фрунзенском р-не.

Сведения об отце:

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, пол М, вид документа, удостоверяющего личность, 257, серия и номер документа, удостоверяющего личность, , кем выдан документ, удостоверяющего личность: 75 ОМ Невского р-на СПб.

Сведения из автоматизированной информационной системы ФНС России «Идентификационные характеристики физического лица» несовершеннолетнего собственника имущества:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ИНН , свидетельство о рождении: , ДД.ММ.ГГГГ выдан ОЗАГС Фрунзенского р-на СПб, наименование объекта: квартира, адрес объекта: <адрес>, вид органа-источник сведений: орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сведения из автоматизированной информационной системы ФНС России «Идентификационные характеристики физического лица» законных представителей:

ФИО2, ИНН , СНИЛС , пол женский, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, вид документа, удостоверяющего личность - паспорт, серия и номер документа, удостоверяющего личность, , кем и когда выдан документ, удостоверяющего личность: ТП №79 ОУФМС России по СПб и ЛО в Фрунзенском р-не 08.11.0211, адрес места жительства: <адрес>, ФИО3, ИНН , ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес> пол мужской, СНИЛС , вид документа, удостоверяющего личность, 257, серия и номер документа, удостоверяющего личность, , кем и когда выдан документ, удостоверяющего личность: 75 ОМ Невского р-на Санкт-Петербург 22.02.2006, адрес места жительства: <адрес>

Таким образом, Инспекция, реализуя свои полномочия по взысканию задолженности, приложив сведения, подтверждающие степень родства между указанными гражданами, полномочия законных представителей несовершеннолетнего собственника имущества, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам несовершеннолетнего собственника имущества.

На налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по Санкт-Петербургу состоит налогоплательщик ФИО1, обязанная в соответствии с п.1ст.23 НК РФ, ст.57 Конституции РФ уплачивать законно установленные налоги. Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога с наличием объекта налогообложения (п.1. ст. 38 НКРФ).

На основании сведений, поступивших в Инспекцию из регистрирующих органов в электронной форме в соответствии со ст.85 НКРФ, установлено, что ФИО1 в 2017, 2018 гг. являлась собственником имущества: квартиры по адресу: <адрес>, дата регистрации факта владения на объект: 03.03.2017 г., размер доли в праве 0,07895, номер регистрации права: , кадастровый номер , условный номер объекта , площадь объекта 591,00 кв.м.

В силу требований ст.210 ГК РФ на административного ответчика, как на собственника, возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, если субъектом Российской Федерации не принято решение о применении на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

На основании ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В соответствии с пп. 1,2,3 ст. 408 НК сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

На основании ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судом произведен расчет налога на имущество: налог за 2017 г. составил 2283,00 руб. (налогоплательщику направлено уведомление № 24419168 от 14.07.2018г.)

Налог не был оплачен в установленные законодательством сроки. В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополученные сумм налога в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного суда от 17.12.1996 №20-П). На основании ст. 69 НК РФ Ответчику направлено требование № 11478 от 05.02.2019г. об уплате налогов и пени.

Судом произведен расчет пени по требованию №11478: размер пени составил 36,91 руб.

Судом произведен расчет налога на имущество: налог за 2018 г. составил 3014,00 руб. (налогоплательщику направлено уведомление № 67757832 от 23.08.2019.)

Налог не был оплачен в установленные законодательством сроки. На основании ст. 69 НК РФ Должнику направлено требование № 4005 от 31.01.2020г. об уплате налога.

Судом произведен расчет пени по требованию №4005: размер пени составил 37,37 руб.

В соответствии со ст.52, ст.69 НК РФ налоговое уведомление и требование считаются полученными налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказным письмом.

Текущая задолженность на дату подачи административного искового заявления с учётом поступления частичной оплаты недоимки по налогу на имущество составляет 4627.23 руб., из них: недоимка по налогу на имущество в сумме 4 552.95 руб. (3014.00 руб./треб. № 4005 + 1538.95 руб. /треб. № 11478.) и задолженность по пени в сумме 74.28 руб.(37.37+36.91).

Таким образом, исковые требования МИФНС № 7 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МИФНС № 7 по Санкт-Петербургу ФИО1 в лице матери – законного представителя несовершеннолетнего собственника имущества ФИО2, в лице отца – законного представителя несовершеннолетнего собственника имущества ФИО3 о взыскании обязательных платежей – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН в лице родителей – законных представителей несовершеннолетнего собственника имущества – ФИО2, ФИО3 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 гг. в доход местного бюджета в сумме 4 627.23 руб., из них: налог - 4 552.95 руб., пени - 74.28 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья: Батогов А.В.

Мотивированное решение изготовлено и оглашено в полном объёме 15.03.2022