ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-805/20 от 13.04.2020 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-805/2020

18RS0011-01-2020-000542-26

Решение

именем Российской Федерации

13 апреля 2020 года г.Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.

при секретаре Леонтьевой Н.М.

с участием прокурора Сунцова Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

установил:

Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявления указано, что в рамках надзорных мероприятий по по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию экстремисткой деятельности и терроризма, путем мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, выявлена Интернет- страница, содержащая информацию способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств. Указанная информация может способствовать, в том числе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств, носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций, создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних, негативным образом воздействует на их психическое и физическое развитие, способствует совершению преступлений и правонарушений, созданию условий для террористической деятельности. Вход на сайт свободный, в том числе и для несовершеннолетних граждан, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование, и распространение данной информации отсутствуют.

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике направили письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Указали, что заявленные прокурором интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее «Закон») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 1 статьи 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 5 ст. 15 указанного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Из справки, составленной помощником Глазовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе мониторинга сети «Интернет» обнаружен сайт по адресу:<данные изъяты> содержащий информацию о предложении услуг по обналичиванию денежных средств через счета различных организаций. Указанная информация может способствовать, в том числе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств, носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций, создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних, негативным образом воздействует на их психическое и физическое развитие, способствует совершению преступлений и правонарушений, созданию условий для террористической деятельности. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Приняты меры по установлению владельца сайта и адреса его регистрации, однако, установить владельца сайта не представилось возможным.

Суду представлено изображение с интернет-сайта <данные изъяты> на котором отражено его содержание.

В настоящем случае в качестве основания заявленного прокурором требования указано на то, что размещенная на указанном сайте информация содержит сведения о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, что влечет нарушение действующего законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На названном Интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 15.27 КоАП РФ - неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), так и уголовная ответственность (ст. 174 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; ст. 174.1 УК РФ - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; ст. 205.1 УК РФ - содействие террористической деятельности). Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями.

Таким образом, судом установлено, что Глазовской межрайонной прокуратурой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте <данные изъяты> противоправной и запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации о предложении услуг по обналичиванию денежных средств через счета различных организаций.

В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрыто понятие легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; финансирования терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Данный закон содержит перечень организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 5), их права и обязанности.

В силу положений пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Таким образом, сведения, содержащиеся на установленном прокурором сайте побуждают неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов полученных преступным путем. Любые способы, которые предусматривают «обналичивание» средств таким способом, являются незаконными.

Данные преступления посягают на публичные интересы Российской Федерации и интересы, права неопределенного круга лиц.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, её распространением.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получение материнского семейного капитала незаконным способом или незаконное его обналичивание в обход законных процедур недопустимо, поскольку пропагандирует совершение преступлений.

Статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, Управление Роскомнадзора по Удмуртской республике) представил сведения о том, что в Едином реестре доменных имен, владелец сайта в сети Интернет <данные изъяты> не значится.

В данном случае из анализа содержания размещенной на сайте сведений следует, что в указанной информации содержится информация о способах совершения незаконных финансовых операциях, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств, что запрещено законом. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Владелец вышеуказанного сайта не установлен.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором требования о признании информации, размещенной на сайте сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст. 177, 180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике для внесения сайта: <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Судья З.М.Бекмансурова

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.