Дело №2а-805/2020
74RS0013-01-2020-001093-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года г. Верхнеуральск
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Селецкой Е.П., при секретаре Распаевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, действующего в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации запрещённой,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой на странице сайта <адрес> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование административных исковых требований указано, что в результате проведенного прокуратурой района мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Сеть) выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов с URL-адресом: <адрес> запрещенной информации, а именно о продаже государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР дистанционным способом на территории России. Данная информация находится в свободном доступе. На данном сайте размещена форма, заполнив которую пользователь имеет возможность заказа и доставки наград в различные населенные пункты.
Наличие свободного доступа к информации, представляющей собой рекламу запрещенной законом деятельности, создает неограниченную возможность ее просмотра, тем самым нарушая права и законные интересы граждан, общества и государства. Кроме того, возможность получения неопределённым кругом лиц государственных наград может влечь совершение других правонарушений и злоупотреблений правами.
В судебном заседании прокурор Матюнин С.П., участвующий в деле, административные исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области поддержал полностью, настаивал на их удовлетворении
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.20). В представленных суду письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ№ против удовлетворения исковых требований прокурора Верхнеуральского района Челябинской области не возражают (л.д.14-18).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения прокурора Матюнина С.П., исследовав представленные доказательства, суд считает, что административные исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15 ФЗ № 149 передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу положений п. 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Согласно п.1 и п.2 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (далее – Положение) государственные награды Российской Федерации (далее - государственные награды) являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
Устанавливаются следующие виды государственных наград:
а) высшие звания Российской Федерации;
б) ордена Российской Федерации;
в) знаки отличия Российской Федерации;
г) медали Российской Федерации;
д) почетные звания Российской Федерации.
В соответствии с п.12 Положения незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На страницах указанного сайта размещены объявления о продаже Ордена Святого Георгия (страницы сайта: <адрес> знаков отличия Российской Федерации: Георгиевских крестов <адрес>
Продажа государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР является запрещенным законодательством деянием.
Частью 1 статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Кроме того, ст.17.11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за ношение государственных наград лицами, не имеющими на то права.
Таким образом, предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственности, фактически является распространением запрещенной информации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проведён мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В ходе данного мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Сеть) выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов с URL-адресом: <адрес> запрещенной информации, а именно о продаже государственных наград Российской Федерации дистанционным способом на территории России. Данная информация находится в свободном доступе. На данном сайте размещена форма, заполнив которую пользователь имеет возможность заказа и доставки наград в различные населенные пункты.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от 26.10.2020 (л.д.8), распечатками страниц сайта в сети «Интернет» (л.д.9-12), содержащих информацию о продаже государственных наград.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149 основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149 является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Наличие свободного доступа к информации, представляющей собой рекламу запрещенной законом деятельности, создает неограниченную возможность ее просмотра, тем самым нарушая права и законные интересы граждан, общества и государства. Кроме того, возможность получения неопределённым кругом лиц государственных наград может влечь совершение других правонарушений и злоупотреблений правами.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст.62, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к признанию указанной выше информации запрещенной к распространению, - суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, о признании информации запрещённой на странице сайта <адрес> удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на следующих страницах сайта: <адрес>
<адрес>
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в месячный срок со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Селецкая