ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-805/2017 от 14.12.2017 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №...а-805/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2017 года г.Бологое

Судья Бологовского городского суда Тверской области Калько И.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области к Прокофьеву Б.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Тверской области (далее – Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Прокофьеву Б.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. Свои требования административный истец мотивирует тем, что на налоговом учёте состоит налогоплательщик Прокофьев Б.Н., который в соответствии с п.1 ст23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст.357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. На основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, установлено, что за Прокофьевым Б.Н. зарегистрированы транспортные средства, которые согласно ст.358 НК РФ являются объектом налогообложения, а именно: <....> В соответствии с абз.3 п.1 ст.363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац введен ФЗ от 27 июля 2010 года №229-ФЗ). На основании вышеизложенного Межрайонная ИФНС России №4 по Тверской области начислила транспортный налог за 2015 год в сумме 1900 рублей, а Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области начислила транспортный налог за 2014 год в сумме 12093 рубля. В установленный срок налогоплательщиком транспортный налог за 2014-2015 годы не уплачен. На основании ст.75 НК РФ инспекциями начислены пени соответственно в размере 39 рублей 90 копеек и 294 рубля 26 копеек. На основании ст.69, 70 НК РФ инспекции направили в адрес ответчика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... от 03 февраля 2017 года и №... от 13 февраля 2017 года. В установленный срок налогоплательщиком по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... от 03 февраля 2017 года уплачен транспортный налог за 2015 год в сумме 1900 рублей и пени в сумме 24,70 руб., а также налог на имущество физических лиц в сумме 226 руб. и пени в сумме 4,75 руб. Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка г.Бологое Тверской области с административным заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Прокофьева Б.Н. недоимки по транспортному налогу физических лиц за 2015 год в сумме 12402,46 руб. 09 августа 2017 года мировым судьей судебного участка г.Бологое Тверской области был вынесен судебный приказ №2а-1023/2017 о взыскании с Прокофьева Б.Н. недоимки по транспортному налогу физических лиц за 2015 год в сумме 12402,46 руб. В установленный срок должником представлены возражения по исполнению вынесенного судебного приказа, в связи, с чем 29 августа 2017 года судебный приказ был отменен. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области, просит вынести решение о взыскании с Прокофьева Б.Н. задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2015 год в сумме 12402,46 руб., в том числе: налог в сумме 12093,00 руб. и пени в сумме 294,26 руб. и 15,20 руб.

Полномочия Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области на предъявление административного искового заявления о взыскании налоговой недоимки с Прокофьева Б.Н. подтверждены и судом проверены.

Административный истец заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражал против применения такого порядка рассмотрения административного дела, в связи с чем суд, в силу положений ст.291 КАС РФ рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

29 ноября 2017 года от административного ответчика поступили возражения относительно заявленных налоговой инспекцией требований, в которых указано, что в административном исковом заявлении указан расчет транспортного налога за 2015 год в сумме 1900 руб. Несмотря на то, что расчет сделан неверный, поскольку ответчик в 2013 году реализовал автомобиль <....>, уплата транспортного налога была произведена в полном размере в соответствии с налоговым уведомлением №... от 10.10.2016 г. Подтверждением уплаты налога за 2015 год является чек-ордер банка от 27.02.2017 г. Кроме того, ответчик просит суд принять во внимание, что в нарушение Налогового кодекса РФ, административному ответчику налоговыми органами присвоено несколько ИНН, а именно: №...; №...; №...; №..., вследствие чего, ежегодно из налогового органа в адрес ответчика поступают необоснованные налоговые уведомления и требования. Принимая во внимание, что в административном исковом заявление указано требование об уплате транспортного налога за 2015 год, а административный ответчик этот налог уплатил, просит в иске отказать.

05 декабря 2017 года от административного истца поступило ходатайство, в котором указано, что инспекция уточняет заявленные требования к Прокофьеву Б.Н. и просит взыскать задолженность по транспортному налогу физических лиц за 2014 год в общей сумме 12402 рубля 46 копеек, в том числе: налог – 12093 руб., пени – 294,26 руб. и 15,20 руб.

Изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Как следует из ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.

В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном законом порядке.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (статья 48 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Административным истцом соблюден срок обращения с настоящим иском в суд, предусмотренный ст.48 НК РФ.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, не самоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке.

В соответствии со ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговым периодом в силу ст.360 НК РФ признается календарный год.

Как предусмотрено абз.3 п.1 ст.363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац введен ФЗ от 27 июля 2010 года №229-ФЗ).

Статьей 1 Закона Тверской области от 06.11.2002г. №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» налоговые ставки на транспортные средства установлены, в том числе в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляет 10 рублей, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2 рубля, катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляет 10 рублей.

Статьей 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 года №129/2002-03 «О транспортном налоге в Московской области» (ред. от 02.10.2013) установлены налоговые ставки соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляет 7 рублей, а свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно налоговая ставка составляет 32 рубля, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2 рубля, катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляет 90 рублей.

По сведениям о зарегистрированных транспортных средствах, Прокофьеву Б.Н. в 2014-2015 годах принадлежали транспортные средства: <....>

В соответствии с произведенным налоговым органом расчетом, транспортный налог за 2014 год подлежащий уплате Прокофьевым Б.Н. составляет 12093 рубля 00 копеек из расчета: <....>

Согласно произведенному налоговым органом расчету, транспортный налог за 2015 год, подлежащий уплате Прокофьевым Б.Н., составляет 1900 рублей 00 копеек, из расчета: <....>

В силу ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как установлено ч.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Имеющимися в материалах дела копиями налоговых уведомлений №... и №..., а также списком почтовых отправлений подтверждается направление Прокофьеву Б.Н. налоговых уведомлений об уплате налогов за 2014 и 2015 годы, содержащих соответствующий расчет по налогам. В указанных уведомлениях установлен срок уплаты налогов. В установленные сроки уплата налогов не была произведена.

В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что Прокофьеву Б.Н. налоговым органом направлялись требования об уплате налога и пени, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела списки почтовых отправлений №... и №....

В соответствие с требованием №... Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области по состоянию на 03.02.2017г. за Прокофьевым Б.Н. числится общая задолженность в сумме 2265,86 руб., в том числе по налогам (сборам) 2203,00 руб., а в соответствии с требованием №... Межрайонной ИФНС России №12 по Московской области по состоянию на 13.02.2017г. за Прокофьевым Б.Н. числится общая задолженность в сумме 12390,34 руб., в том числе по налогам (сборам) 12093,00 руб.

Исходя из положений ч.3 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. Согласно положениям ст.ст.48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени. В соответствии со ст.70 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку в установленные сроки сумма налога ответчиком не уплачена, налоговым органом в соответствии с п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за просрочку уплаты платежа.

Размер подлежащих взысканию пени с учетом суммы задолженности составляет: по требованию №... от 13 февраля 2017 год за период с 02 декабря 2016 года по 12 декабря 2017 года на сумму недоимки 12093,00 руб., количество дней просрочки – 73, ставка - 10, в сумме 294,26 руб.; по требованию №... от 03 февраля 2017 год за период с 02 декабря 2016 года по 02 февраля 2017 года на сумму недоимки 1900,00 руб., количество дней просрочки – 63, ставка - 10, в сумме 39,90 руб.

Согласно представленных Прокофьевым Б.Н. квитанций от 27 февраля 2017 года, а также сведений налогового органа, ответчиком произведена оплата транспортного налога за 2015 год в сумме 1900 рублей 00 копеек, налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 226 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 39 рублей 90 копеек, пени по налогу на имущество в сумме 4 рубля 75 копеек.

Прокофьевым Б.Н. не было представлено доказательств, подтверждающих уплату налога в установленные законом сроки и в установленном размере в полном объеме, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты налога.

Вместе с тем, поскольку из сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств видно, что право собственности на транспортное средство <....>, Прокофьевым Б.Н. утрачено 26.10.2013, а право собственности на транспортное средство <....> Прокофьевым Б.Н. утрачено 21.10.2014 года, суд полагает необходимым произвести перерасчет налога за 2014 год, размер которого будет составлять 10826 рублей 66 копеек из расчета: <....>.

Также суд полагает необходимым произвести перерасчет пени начисленных на задолженность по транспортному налогу за 2014 год, размер которых будет составлять 263 рубля 45 копеек из расчета период просрочки с 02 декабря 2016 года по 12 декабря 2017 года на сумму недоимки 10826,66 руб., количество дней просрочки – 73, ставка – 10.

Кроме того не подлежат взысканию с ответчика недоплаченные суммы пени в сумме 15 рублей 20 копеек, начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2015 год, поскольку из представленных Прокофьевым Б.Н. квитанций от 27 февраля 2017 года видно, что пени по транспортному налогу в сумме 39 рублей 90 копеек им уплачены в полном объеме.

Доводы административного ответчика о начислении ему налогов необоснованно, по нескольким присвоенным ему ИНН, суд считает несостоятельными и не подтвержденными достоверными доказательствами, поскольку, как следует из имеющихся в деле документов, Прокофьев Б.Н. имеет ИНН №..., по которому ему налоговыми органами производятся начисления налогов, сборов, пени, штрафов, процентов.

Удовлетворяя заявленные истцом требования частично суд исходит из того, что Прокофьев Б.Н., являясь налогоплательщиком транспортного налога, своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов в установленный законом срок, а также не выполнил требование об уплате налогов и пени в установленный налоговым органом срок для его исполнения в полном объеме, поэтому суд взыскивает с Прокофьева Б.Н. задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 10826 рублей 66 копеек, и пени по транспортному налогу в сумме 263 рубля 45 копеек, поскольку имела место просрочка исполнения обязанности по уплате налога, а всего взыскивает с ответчика 11090 рублей 11 копеек.

Согласно ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета, в связи с чем суд взыскивает с Прокофьева Б.Н. государственную пошлину в доход государства в сумме 443 рубля 60 копеек.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области к Прокофьеву Б.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с Прокофьева Б.Н., <....> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 10826 рублей 66 копеек (КБК 18210604012021000110, ОКТМО 46718000), пени по транспортному налогу в сумме 263 рубля 45 копеек (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 46718000).

Взыскать с Прокофьева Б.Н. государственную пошлину в доход государства в сумме 443 рубля 60 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области к Прокофьеву Б.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1266 рублей 34 копейки, пени в сумме 15 рублей 20 копеек и пени в сумме 30 рублей 81 копейка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.Н.Калько