ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-806/202108И от 08.06.2021 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-806/2021 08 июня 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-000890-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску Суровегиной Н. В. к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское», главе администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» Титарчуку И. В. о признании незаконным Постановления № 105А от 17.10.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Боброво-Лявленское» на 2019-2025 годы» в части установления срока переселения граждан из <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,

установил:

Суровегина Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» с учетом уточнения административных исковых требований к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское», главе администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» Титарчуку И. В. о признании незаконным Постановления № 105а от 17.10.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Боброво-Лявленское» на 2019-2025 годы» в части установления срока переселения граждан из <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поквартирной карточке в жилом помещении зарегистрировано 4 человека: Суровегина Н.В., С.А.Д., С.О.Д., С.Д.М. Распоряжением администрации МО «Боброво-Лявленское» № 99 от 23.12.2014 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО «Боброво-Лявленское» № 225 установлен срок для отселения нанимателей и собственников жилых помещений до 31.12.2021. Постановлением администрации МО «Боброво-Лявленское» № 105а от 17.11.2020 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Боброво-Лявленское» на 2019-2025 годы», согласно указанной программе <адрес> планируется переселить в срок до 01.12.2023. Данное постановление является незаконным и необоснованным, поскольку в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ снос аварийного жилого дома и отселение проживающих в нем граждан должны осуществляться в разумные сроки, срок сноса дома и расселения граждан не позднее 01.12.2023 является неразумным в силу его длительности. Длительное непринятие мер к сносу аварийного дома может повлечь обрушение дома и создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, эксплуатация дома может привести к обрушению инженерных конструкций, повлечь тяжкие последствия в виде причинения телесных повреждений и гибели граждан. Кроме того, непринятие мер по сносу аварийных домов и отселению из них граждан нарушает права граждан на безопасные условия жизни в жилых помещениях, установленным санитарным и техническим нормам и требованиям. В соответствии с заключением эксперта от 09.04.2021, выполненным ООО «Б.» существенно превышен коэффициент надежности в 2 раза, в результате деформаций произошло раскрытие межвенцовых стыков, что привело к потере теплоизолирующих свойств межэтажных перекрытий, указанный дефект является критическим. 28.11.2020 Суровегина Н.В. заключила договор оказания юридических услуг с ИП В., согласно которому стоимость услуг составила 25 000 рублей. Просила суд признать незаконным Постановление № 105а от 17.10.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Боброво-Лявленское» на 2019-2025 годы» в части установления срока переселения граждан из <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей, расходы на оплату услуг эксперта в размере 7 000 рублей.

В судебном заседании административный истец Суровегина Н.В. поддержала административные исковые требования, пояснила, что дом признали аварийным в 2014 году, с указанного времени находиться и проживать в этом доме опасно, установленные сроки расселения неразумны. Дом может сгореть либо разрушиться, в квартире рушатся печи и потолки, туалет замерзает. В данном случае нарушено ее право на жилище. Полагала, что ее права могут быть восстановлены путем перенесения сроков, предоставления жилья. Право на предоставление жилья маневренного фонда разъяснялось, но предложенное жилое помещение не подходит, поскольку площадь для семьи мала.

В судебном заседании представитель административного истца Зубова М.И., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что в соответствии с заключением эксперта проживание в указанном жилом помещении небезопасно для истца и ее семьи.

В судебном заседании представитель административного ответчика Моховикова Е.А. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать. Указала, что администрацией МО «Боброво-Лявленское» издана и утверждена адресная программа. Процесс переселения занимает длительное время. На данный момент заключен договор на строительство дома в г. Архангельске. Если административный истец будет поддерживать требования, то жилье ей будет предоставлено в деревне Приморского района. Указала, что федеральным законодательством установлена определенная обязанность по признанию дома аварийным, по осуществлению процедуры переселения граждан, при этом сроки не регламентированы. Полагала, что в данном случае установлен достаточно объективный срок переселения. В 2019 году истец давала согласие на переселение в г. Архангельск до 2023 года. Истец обращалась в администрацию устно. Истец обращалась в администрацию с устным заявлением о предоставлении маневренного жилья, ей были показаны 2 комнаты, от которых она отказалась. В 2015-2016 гг. истец не обращалась с таким заявлением. Администрация исполняет все требования законодательства, все необходимые нормативные акты изданы, сроки утверждены. Полагала, что в данном случае проведения экспертизы не требовалось, поскольку органом местного самоуправления дом уже признан аварийным.

В судебном заседании административный ответчик глава администрации МО «Боброво-Лявленское» Титарчук И.В., привлеченный к участию в деле в качестве ответчика на основании определения суда от 31.05.2021, в удовлетворении административных исковых требований просил отказать. Пояснил, что по заключенному контракту на строительство многоквартирного дома установлен срок его сдачи до 22.07.2022. У администрации имеется возможность предоставления жилья маневренного фонда в д. Черный Яр.

Заслушав лиц, участвующих в деде, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В силу п. 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Пунктом 49 Положения, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Суровегина Н.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (типовой договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении зарегистрировано 4 человека: Суровегина Н.В. (административный истец), С.Д.М. (супруг), С.А.Д. и С.О.Д. (дети). Распоряжением администрации МО «Коскогороское» от 23.12.2014 № 99 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО «Боброво-Лявленское» № 225 от 22.10.2018 внесены изменения в распоряжение администрации МО «Коскогорское» № 99 от 23.12.2014 «О признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу», установлен срок отселения нанимателей жилых помещений, а также собственников жилых помещений дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с жилищным законодательством, до 31.12.2021. Постановлением главы МО «Боброво-Лявленское» Титарчук Г.Г. от 17.11.2020 № 105а была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО «Борово-Лявленское» на 2019 – 2025 годы». Согласно паспорта указанной муниципальной программы планируемая дата окончания переселения жильцов <адрес> в <адрес> – 01.12.2023. Срок установлен исходя из даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (04.12.2014). Административный истец оспаривает указанное постановление главы администрации в части установления срока переселения граждан из указанного жилого дома, указывая на его неразумность.В силу ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В соответствии с п. 3 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.В силу положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2019, она утверждается на период до 01.09.2025. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 данной части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ). Учитывая дату признания многоквартирного дома аварийным 04.12.2014 (по отношению к 2-м другим домам подлежащим расселению, находящимся в МО «Боброво-Лявленское»), отсутствие решения суда о предоставлении семье истца во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, административным ответчиком обоснованно установлен срок переселения граждан из спорного дома до 01.12.2023. Данный срок отвечает требованиям разумности, в указанной части данный нормативно-правовой акт не противоречит положениям п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ.Доводы административного истца о том, что длительное непринятие мер к переселению граждан может повлечь обрушение дома и создать угрозу жизни и здоровью истца, в подтверждение которых представлено заключение эксперта от 09.04.2021, выполненное ООО «Б.», а также донесение о пожаре, не могут быть приняты судом. Согласно донесению о пожаре и объяснительной водителя ПЧ № 76, 24.04.2021 поступило сообщение о пожаре по адресу: <адрес>, установлено, что горел матрац в квартире 1-го этажа, в квартире никто не проживает, находились люди без определенного места жительства. Как следует из материалов дела, административными ответчиками техническое состояние жилого дома не оспаривается, вместе с тем, полагая, что до наступления срока отселения из аварийного здания, проживание административного истца представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, административный истец не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении жилого помещения маневренного фонда. Напротив, согласно пояснениям представителя административного ответчика, при осмотре предлагаемого жилого помещения маневренного фонда, Суровегина Н.В. от проживания в нем отказалось в связи с небольшой площадью, что административным истцом в судебно заседании не оспаривалось. Принимая во внимание изложены обстоятельства, Постановление главы администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» Титарчука И.В. № 105А от 17.10.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Боброво-Лявленское» на 2019-2025 годы» в части установления срока переселения граждан из <адрес> – до 01.12.2023 является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и в пределах полномочий муниципального органа. При указанных обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Поскольку в удовлетворении основного требования по административному иску Суровегиной Н.В. отказано, отсутствуют и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов в силу ст. 111 КАС РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд решил:

в удовлетворении административных исковых требований Суровегиной Н. В. к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское», главе администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» Титарчуку И. В. о признании незаконным Постановления № 105А от 17.10.2020 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Боброво-Лявленское» на 2019-2025 годы» в части установления срока переселения граждан из <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий Н.Е. Сараева