ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-807/2021 от 30.04.2021 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-807/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Точилина Е.С.

при секретаре Кулманаковой К.С.,

помощник судьи Кованцева А.С.,

с участием:

административного истца Быстрицкого А.Д.,

представителя административного истца Капанадзе П.Р.,

представителя административного ответчика

Управления территориального развития

Администрации Томского района и заинтересованного лица

Администрации Томского района Мережкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Быстрицкого Александра Дмитриевича к Управлению территориального развития Администрации Томского района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,

установил:

Быстрицкий А.Д. обратился в Томский районный суд Томской области с административным иском к муниципальному образованию «Томский район» в лице Администрации Томского района, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика от (дата) в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на муниципальное образование «Томский район» в лице Администрации Томского района обязанность в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения указанного земельного участка.

В обоснование административного иска указал, что обратился в Администрацию Томского района Томской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от (дата) административному истцу было отказано в удовлетворении его заявления. Свой отказ административный ответчик мотивирует тем, что схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, что образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Также мотивом отказа является отсутствие доступа к образуемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута, отсутствие подъездных путей к вновь образованному земельному участку, вид разрешенного использования не соответствует правилам землепользования и застройки муниципального образования «Спасское сельское поселение» Томского района Томской области. По данной территории планируется обустройство системы отведения талых вод для уменьшения заболоченности местности и снижения уровня грунтовых вод в <адрес>.

Определением Томского районного суда Томской области от 16.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Спасского сельского поселения.

Определением суда от 08.04.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Томского района на надлежащего Управление территориального развития Администрации Томского района, Администрация Томского района привлечена к участию в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании административный истец Быстрицкий А.Д. и его представитель Капанадзе П.Р. заявленные требования поддержали, дополнительно пояснили, что к участку имеются подъездные пути, отсыпана гравийная дорога, ручей проходит по соседнему участку. Участок использовался ранее для посадки картофеля, было намерение построить на нём дом. Из документов видно, что имеется зона жилой застройки, но к какой зоне относится спорный земельный участок, не понятно. Образуемый земельный участок он не имеет изломанности, вкрапления, чересполосицы, проход к участку возможен через земли общего пользования, доступ к другим участкамне ограничен.

Представитель административного ответчика Управления территориального развития Администрации Томского района и заинтересованного лица Администрации Томского района Мережкина С.А. административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указала, что согласно пункту 16 Постановления Администрации Томского района от 16.09.2020 № 315 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район», и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена» предусмотрено в процессе предоставления муниципальной услуги взаимодействие с администрациями сельских поселений Томского района. В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Согласно ответу Администрации Спасского сельского поселения от (дата) вид разрешенного использования земельного участка, указанный в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствует правилам землепользования и застройки муниципального образования «Спасское сельское поселение» Томского района Томской области, утвержденных решением Совета Спасского сельского поселения № 143 от 05.08.2020. Земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-3). Вместе с тем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 16.12.2020 № 1909-3, содержит вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома на одну семью 1-3 этажа (включая мансардный). Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует землеустроительной документации, а именно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Спасское сельское поселение» Томского района Томской области. В силу подпункта 1 пункта 26 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). Согласно ответу Спасского сельского поселения, отсутствуют подъездные пути к вновь образованному земельному участку. Кроме этого, согласно информации сельского поселения, указанной в письме от (дата), по данной территории, планируется обустройство системы отведения талых вод для уменьшения заболоченности и снижения уровня грунтовых вод <адрес>

Заинтересованное лицо Администрация Спасского сельского поселения, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалам дела в суд с административным иском Быстрицкий А.Д. обратился (дата), при этом оспариваемое решение изложено в письме от (дата), в связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении срока обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Административный истец (дата) обратился в Администрацию Томского района Томской области с заявлением (вх. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Управлением территориального развития Администрации Томского района принято решение от (дата) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно – образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).

Также в решении от (дата) указано на то, что вид разрешенного использования не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Спасское сельское поселение» Томского района Томской области; по данной территории планируется обустройство системы отведения талых вод для уменьшения заболоченности местности и снижения уровня грунтовых вод <адрес>.

В силу частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения; а также соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Как разъяснено в абзаце втором пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Из буквального толкования оспариваемого решения Управления Территориального развития Администрации Томского района от (дата) следует, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Далее в ответе указано на то, что осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Таким образом, административным ответчиком не указаны конкретные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе не указано на то, отказ вызван отсутствием подъездных путей к образуемому земельному участку.

Решение от (дата) содержит отсылку к ответу от (дата) Администрации Спасского сельского поселения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, из которого следует, что отсутствуют подъездные пути к вновь образованному земельному участку, вид разрешенного использования не соответствует правилам землепользования и застройки муниципального образования «Спасское сельское поселение» Томского района Томской области, по данной территории планируется обустройство системы отведения талых вод для уменьшения заболоченности местности и снижения уровня грунтовых вод в <адрес>

Вместе с тем отказ Администрации Спасского сельского поселения в согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Указанные требования в отношении заявления Быстрицкого А.Д. административным ответчиком не выполнены, поскольку оспариваемое решение не содержит конкретных оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а содержит только отсылку на ответ от (дата) Администрации Спасского сельского поселения и положения подпункта 26 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При этом согласно представленному административным истцом заключению кадастрового инженера от (дата)ФИО и приложенной к нему схеме расположения земельного участка изломанности границ спорного земельного участка не наблюдается, участок имеет практически прямоугольную форму, свойственную основной массе земельных участков для индивидуального жилищного строительства и размещения объектов недвижимости, проход и проезд к образуемому участку осуществляется за счет земель общего пользования, доступ к другим участкам не ограничивает, на момент подготовки схемы расположения земельного участка, вид разрешенного использования соответствовал актуальной редакции правил землепользования и застройки МО «Спасское сельское поселение».

Административным ответчиком указанное заключение кадастрового инженера не опровергнуто какими-либо доказательствами.

Таким образом, административное исковое заявление Быстрицкого А.Д. в части признания незаконным ответа Управления территориального развития Администрации Томского района от (дата) подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку заявление Быстрицкого А.Д. от (дата) не было рассмотрено надлежащим образом в соответствии положениями земельного законодательства, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Быстрицкого А.Д. от (дата) о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу положений части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче настоящего административного иска Быстрицким А.Д. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждено чеком-ордером от (дата).

С учетом изложенного при удовлетворении требований усматриваются основании для взыскания денежных средств в указанном размере с административного ответчика в пользу административного истца в качестве компенсации расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Быстрицкого Александра Дмитриевича к Управлению территориального развития Администрации Томского района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить частично.

Признать отказ Управления территориального развития Администрации Томского района от (дата) в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.

Обязать Управление территориального развития Администрации Томского района рассмотреть в установленном законом порядке заявление Быстрицкого Александра Дмитриевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Взыскать с Управления территориального развития Администрации Томского района в пользу Быстрицкого Александра Дмитриевича денежные средства в счет компенсации расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Точилин Е.С.

Решения суда в окончательной форме изготовлено 17.05.2021