ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8084/2021 от 15.12.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2021-018307-38

дело № 2а-8084/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2021 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Каримова С.Р.,

при секретаре судебного заседания Ильиной А.П.,

с участием прокурора Аблиева Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В Т.Г. к Исполнительному комитету муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории,

УСТАНОВИЛ:

В Т.Г. обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории.

В обоснование административного иска указано, что В Т.Г. с ... является собственником объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ....

Письмом МКУ «Администрация Вахитовского и ... Исполнительного комитета муниципального образования ...» ... от ...В Т.Г. было отказано в предоставлении названного земельного участка в собственность в связи с нахождением объектов недвижимости в границах красных линий, утверждённых постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ... от ...... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево».

...В ФИО1 «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» было отказано в корректировке красных линий со ссылкой на указанное постановление Исполнительного комитета муниципального образования ... от .......

С постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ... от ...... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево», в части установления красных линий в отношении её жилого дома, В Т.Г. не согласна, полагает, что красные линии установлены без учёта фактического землепользования, пересекают участок с расположенным на нём объектом недвижимости, что является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки.

Кроме того, В Т.Г. указывает, что у Исполнительного комитета муниципального образования ... отсутствует необходимость установления красной линии по земельному участку и её жилому дому, поскольку сведений о резервировании и изъятии названного земельного участка для последующего выкупа для государственных и муниципальных нужд, о наличии обременений в отношении земельного участка ему не представлено.

Административный истец отмечает, что жилой дом с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., построен в ... году, до установления оспариваемых красных линий. Земельный участок с кадастровым номером №... также был поставлен на кадастровый учёт до утверждения административным ответчиком проекта планировки территории «Аметьево».

На основании изложенного, В Т.Г. просила суд признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» недействующим в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ....

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ранее руководитель Исполнительного комитета муниципального образования ...К Д.Г.

В судебном заседании представитель административного истца В Т.Г. М Г.Р. иск поддержала в полном объёме.

Представитель административных ответчиков Исполнительного комитета муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» Х Р.К. административный иск не признал.

Заинтересованное лицо ранее руководитель Исполнительного комитета муниципального образования ...К Д.Г. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем его неявка в соответствии со статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора А Т.М. , полагавшего, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты: процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Исходя из частей 1, 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Исходя из положений части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта) предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;

4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;

5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

6) границы территорий объектов культурного наследия;

7) границы зон с особыми условиями использования территорий;

8) границы зон действия публичных сервитутов.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу части 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая, предусмотренного частью 22 данной статьи. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Из материалов дела следует, что В Т.Г. является собственником объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., на основании свидетельств о праве на наследство по закону от .... Право собственности зарегистрировано ....

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ....

Письмом МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского района Исполнительного комитета муниципального образования ...» ... от ...В Т.Г. было отказано в предоставлении названного земельного участка в собственность в связи с нахождением объектов недвижимости в границах красных линий, утверждённых постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ... от ...... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево».

...В Т.Г. обратилась к руководителю МКУ«Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» с заявлением о корректировке указанных красных линий

... МКУ«Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» принято решение, оформленное ответом ..., об отказе в корректировке красных линий со ссылкой на указанное постановление Исполнительного комитета муниципального образования ... от ....... При этом заявителю было разъяснено, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Казани (решение Казанской городской Думы от ......) в расчётный срок до ... года в целях обеспечения городских связей по улице подгорная запланировано строительство магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения ...). Срок строительства данной дороги проектом планировки территории не установлены и будут определены после уточнения заказчика, исполнителя и источника финансирования работ, а также после разработки и утверждения рабочей проектно-сметной документации. После принятия решения о строительстве данной дороги изъятие земельных участков, который попадут в границы планируемой улицы, будут осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства согласно Земельному кодексу Российской Федерации (глава VIII.1 статья 56.3).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оснований для признания нормативно-правового акта в оспариваемой части недействующим не имеется в связи со следующим

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В силу пункта 29 Постановления при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Надлежит иметь ввиду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.

При этом следует учитывать, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим (пункт 30).

В силу пункта 31 Постановления, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.

В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации) и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы административного истца, заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами (пункт 33).

Согласно пункту 34 Постановления, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 35 Постановления, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 4 статьи 43 Закона).

В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Аналогичная по своему содержанию норма содержится в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от ......-ЗРТ «О местном самоуправлении в ...», согласно которой к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа установлены положениями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Указанное в части 1 данной статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Из положений частей 5 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с положениями частей 12, 13, 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Муниципальное образование ... наделено законом Республики Татарстан от ......-ЗРТ «О границах территории и статусе муниципального образования ...» статусом городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 38, части 15.1 статьи 40 Устава муниципального образования ..., утвержденного решением представительного органа муниципального образования ... от ......, Исполнительный комитет ... является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по осуществлению подготовки документов территориального планирования ....

Из материалов дела следует, что постановлением Мэра города Казани ...... назначены публичные слушания по проекту планировки территорий ...» на ... года, определен срок проведения публичных слушаний, срок подачи заявок на участие в публичных слушаниях с правом выступления. Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани ... от ... года.

... года состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной ... по результатам слушаний составлен протокол, на котором были учтены мнения участников публичного слушания.

Постановлением от ...... утвержден проект планировки территории «Аметьево». Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ...... от ..., так же опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления ... (...).

Процедура принятия и опубликования нормативно-правового акта, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации, была соблюдена, публичные слушания были проведены ранее – ..., информация о слушаниях и постановление от ... об утверждении проекта планировки опубликована.

Постановлением мэра ......... назначены публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной ..., .... Постановление опубликовано в сборнике документов и правовых актов муниципального образования ... от .......

... состоялись публичные слушания по проекту планировки территории «Аметьево», по результатам слушаний составлен протокол. В то же время на слушаниях ... обсуждалось также внесение изменения в ранее утвержденный проект планировки. При проведении публичных слушаний были учтены мнения присутствующих и их возражения относительно утверждения красных линий.

Постановлением от ...... утвержден проект планировки территории «Аметьево». Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ...... от ..., так же опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления ......

Как следует из материалов дела, проект планировки территории ограниченной ..., ФИО2, ФИО3, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный, был разработан в границах ранее утвержденного проекта планировки территории района «Аметьево» с целью корректировки границ территории общего пользования.

Проверяя полномочия Исполнительного комитета муниципального образования ... на принятие оспариваемого нормативного акта, суд считает, что постановление об утверждении проекта планировки территории принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.

Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления соблюдены требования вышеприведенных нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа местного самоуправления на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.

Оценивая доводы административного истца о том, что пересечение земельного участка под жилым домом, принадлежащим ей на праве собственности, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности В Т.Г. и свидетельствует о нарушении её прав и законных интересов, суд полагает, что они не могут служить достаточным основанием для признания нормативно-правового акта в оспариваемой части недействующим в связи со следующим.

Судом установлено и не оспаривается представителем административного ответчика, что принадлежащий административному истцу на праве собственности жилой дом и земельный участок, на котором он расположен, находятся в границах красных линий, утвержденных оспариваемым в части постановлением. Тот факт, что утвержденные оспариваемым постановлением красные линии проходят по земельному участку, подтверждается схемами чертежей проекта планировки.

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости их государственной регистрации.

Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.

Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пункт 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.

Из вышеприведенных норм права следует, что красные линии являются одним из обязательных элементов документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации

В пункте 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что к объектам местного значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 данного Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Анализ норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом в части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии.

В соответствии с частью 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 31декабря 2014 года № 499-ФЗ) (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления) проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Указанные выше положения внесены в статью 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 31 декабря 2014года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 01 апреля 2015 года (статья 27 данного закона).

Проект планировки территории «Аметьево» утверждён 31 декабря 2015года, в связи с чем положения части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие предельные сроки для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в отношении названного проекта планировки применяются.

Между тем утвержденный оспариваемым постановлением органа местного самоуправления проект планировки, которыми установлены красные линии, проходящие по земельному участку, на котором расположен дом административного истца, не содержит сведений об изъятии данных объектов недвижимости для муниципальных нужд.

Таким образом, поскольку оспариваемый проект планировки не регулирует вопросы изъятия земельного участка административного истца и осуществления денежной компенсации, земельный участок административного истца не может быть изъят для государственных или муниципальных нужд по основаниям, предусмотренным положениями статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в связи с истечением предусмотренного частью 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления) трёхлетнего срока, что исключает применения мер компенсационного характера, предусмотренных в главе VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево», в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., не нарушает права административного истца, поскольку в настоящее время является фактически недействующим в части определения границ зон планируемого размещения вышеназванных объектов в силу закона и не может быть исполнено в порядке статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений действующего законодательства, сам по себе факт разработки красных линий с их наложением на границы земельного участка административного истца не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте планировки территории, поскольку такое установление красных линий осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий.

Утвержденные красные линии отражают только планирование территории и не лишают заявителя полномочий собственника земельного участка с учетом установленных в соответствии с законодательством ограничений в использовании.

Кроме того, суд полагает необходимым отдельно отметить, что право собственности на жилой дом с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., возникло у В Т.Г. .... Таким образом, административный истец, принимая решения о принятии наследства в виде вышеуказанного объекта недвижимости, при должной внимательности и осмотрительности, характерной для совершения сделок с недвижимостью, должна была со всей очевидностью осознавать правовые последствия установленных по данному земельному участку оспариваемым постановлением красных линий.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании постановления Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» недействующим в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ....

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления В Т.Г. к Исполнительному комитету муниципального образования ..., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» о признании постановления Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» недействующим в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ....

Судья Вахитовского

районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов

Копия верна.

Судья С.Р. Каримов

Решение11.01.2022