ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-808/2022 от 07.06.2022 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

Дело № *№ обезличен*

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Надым, *дата* года

Надымский городской суд ЯНАО в составе председательствующего судьи Горловой И.А., при секретаре Аверьяновой Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца помощника Надымского городского прокурора Булейко Д.А., дело по административному иску Надымского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на странице сайта сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Надымский городской прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах https://imaman.ru/vyzhivanie/petli-na-zajcev.html?; https://pricolisty.ru/info/petli-dlja-ohoty-svoimi-rukami/ запрещенной к распространению на территории РФ. Указал, что на указанных страницах сайтов размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация о различных способах охоты на фазана, рябчиков с помощью различных самоловов, в том числе, с применением петель. Информация носит противоправный характер, поскольку содержит сведения о деяниях, за совершение которых ст. 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту, если это деяние совершено, в том числе с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира. Распространение указанной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц в сфере общественной безопасности. Просит признать информацию, размещенную на указанных выше интернет-сайтах, запрещенной к распространению на территории РФ; копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО для включения сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Булейко Д.А. требования иска поддержала по доводам, в нем изложенным, настаивала на его удовлетворении. Указала, что блокировка сайтов возможна на по регионам.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, направил отзыв, в котором указал, что информация, размещенная на страницах https://imaman.ru/vyzhivanie/petli-na-zajcev.html?; https://pricolisty.ru/info/petli-dlja-ohoty-svoimi-rukami/ по состоянию на *дата* недоступна. Оставил решение на усмотрение суда.

Заслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.1 ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.5 Федерального закона от *дата* № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно части 3 указанной статьи информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.

Согласно ч.1 ст. 9 того же закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст.10 закона, распространение информации в РФ осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст.15 закона, использование информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.15.1 закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». В указанный реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 3 указанной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу ч.5 ст.15.1 закона, основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Надымской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об информации, информационных технологиях и их защите путем мониторинга информации, размещенной для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов в сети «Интернет» https://imaman.ru/vyzhivanie/petli-na-zajcev.html?; https://pricolisty.ru/info/petli-dlja-ohoty-svoimi-rukami/ выявлены факты размещения информации о способах охоты на зайца с описанием способов изготовления петли для охоты на зайца с размещением видеоматериаов по изготовлению петли, что, по мнению процессуального истца, является одним из запрещенных способов охоты с применением запрещенных оружий охоты.

Согласно ст.ст.1, 22, 23 Федерального закона от *дата* № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц. Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных.

Под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с указанным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты.

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.

В соответствии п.61 Приказа Минприроды России от *дата**№ обезличен* «Об утверждении Правил охоты» отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными.

Пунктами 16 и 39 Правил, установлено, что на основании настоящих Правил высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты, а в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, определяет сроки охоты, допустимые для использования орудия охоты и иные ограничения охоты, за исключением использования охотничьего оружия и увеличения сроков охоты, указанных в настоящих Правилах.

При определении видов разрешенной охоты и ограничений охоты в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации устанавливают возможность (по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) использования петель (включая требования к таким петлям), допустимых для отлова волка, шакала, зайца беляка таким способом, который исключает причинение вреда другим объектам животного мира, с учетом установленного подпунктом 62.24 пункта 62 настоящих Правил запрета на использование петель на отдельных территориях.

Согласно п.п. 62.24, 62.25 Правил, при осуществлении охоты запрещается применение петель для добычи копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, за исключением случаев отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря, предусмотренных в пункте 39 и подпункте 62.25 настоящих Правил. В любом случае запрещается применение петель для добычи всех видов охотничьих животных на территориях, являющихся ареалами амурского тигра, дальневосточного и переднеазиатского леопардов, ирбиса (снежного барса), манула, дальневосточного лесного кота, камышового кота, лесной кошки и каракала: Приморского края; Еврейской автономной области; Амурского, Бикинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, Комсомольского, Нанайского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края; Архаринского, Благовещенского, Бурейского, Завитинского, Ивановского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского, Тамбовского, Шимановского муниципальных районов, а также Белогорского и Ромнеского муниципальных округов Амурской области; Кош-Агачского, Онгудайского, Улаганского, Усть-Канского, Усть-Коксинского, Чойского, Чемальского муниципальных районов (аймаков) Республики Алтай; Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Кызылского, Монгун-Тайгинского, Овюрского, Пий-Хемского, Сут-Хольского, Тандинского, Тере-Хольского, Тес-Хемского, Тоджинского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Эрзинского муниципальных районов (кожуунов) Республики Тыва; Бичурского, Джидинского, Заиграевского, Закаменского, Иволгинского, Кяхтинский), Окинского, Мухоршибирского, Селенгинского, Тарбагатайского, Тункинского муниципальных районов Республики Бурятия; Таштыпского муниципального района Республики Хакасия; Ермаковского, Курагинского, Шушенского муниципальных районов Красноярского края; Абинского, Анапского, Апшеронского, Белореченского, Крымского, Лабинского, Мостовского, Отрадненского, Северского, Туапсинского муниципальных районов Краснодарского края; Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Моздокского, Правобережного, Пригородного муниципальных районов Республики Северная Осетия - Алания; Акушинского, Ахвахский, Ахтынского, Бабаюртовского, Ботлихского, Буйнакского, Гергебильского, Гумбетовского, Гунибского, Дербентского, Докузпаринского, Казбековского, Карабудахкенсткого, Каякентского, Кизилюртовского, Кизлярского, Кулинского, Кумторкалинского, Курахского, Лакского, Магарамкентского, Новолакского, Рутульского, Сулейман-Стальского, Табасаранского, Тарумовского, Тляратинского, Хасавюртовского, Хунзахского, Цумадинского, Цунтинского, Чародинского, Шамильского муниципальных районов Республики Дагестан; Майкопского муниципального района Республики Адыгея; Зеленчукского, Карачаевского, Малокарачаевского, Урупского, Усть-Джегутинского районов Карачаево-Черкесской Республики; Баксанского, Зольского, Лескенского, Майского, Прохладненского Терского, Чегемского, Черекского, Эльбрусского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики; Агинского, Акшинского, Александрово-Заводского, Балейского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Дульдургинского, Забайкальского, Калганского, Карымского, Краснокаменского, Красночикойского, Кыринского, Могойтуйского, Могочинского, Нерчинского, Нерчинско-Заводского, Оловянинского, Ононского, Петровск-Забайкальского, Сретенского, Тунгокоченского, Хилокского, Чернышевского, Читинского, Шелопугинского, Шилкинского муниципальных районов, а также Приаргунского муниципального округа Забайкальского края; Нижнеудинского муниципального района Иркутской области; Кировского, Курского, Предгорного муниципальных районов Ставропольского края; Лаганского, Черноземельского муниципальных районов Республики Калмыкия; Володарского, Икрянинского, Камызякского, Красноярского, Лиманского, Наримановского, Приволжского муниципальных районов Астраханской области; Джейрахского, Малгобекского, Назрановского, Сунженского муниципальных районов Республики Ингушетия;

При осуществлении охоты применение любых самоловов при добыче пернатой дичи, за исключением случаев, когда при определении видов разрешенной охоты и ограничений охоты в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации устанавливают допустимые для использования петли (включая требования к таким петлям) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для отлова белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира, с учетом установленного подпунктом 62.24 настоящего пункта запрета на использование петель на отдельных территориях.

Статьей 258 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту, если это деяние совершено, в том числе, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей.

Статьей 8.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела интернет-страница https://imaman.ru/vyzhivanie/petli-na-zajcev.html? недоступна для просмотра, в связи с чем в указанной части требования иска удовлетворению не подлежат.

Интернет-страница https://pricolisty.ru/info/petli-dlja-ohoty-svoimi-rukami/ доступна для просмотра неопределенного круга лиц, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», не включена.

Информация, размещенная на указанной странице в сети Интернет содержит описание способов изготовления петель, способах расстановки петель и других самоловов при охоте на зайца, и другую информацию о способах охоты.

Правила, устанавливая запрет на использование петель и других самоловов, разрешают ловлю петлями в случаях отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря в случаях, установленных правилами (п. 62.24). В силу п. 62.25 Правил, при осуществлении охоты применение любых самоловов при добыче пернатой дичи, за исключением случаев, когда при определении видов разрешенной охоты и ограничений охоты в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации устанавливают допустимые для использования петли (включая требования к таким петлям) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для отлова белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира, с учетом установленного подпунктом 62.24 настоящего пункта запрета на использование петель на отдельных территориях.

Таким образом, суд не находит оснований для признания информации, размещенной на странице https://pricolisty.ru/info/petli-dlja-ohoty-svoimi-rukami/ запрещенной к распространению, поскольку способы охоты петлями могут быть разрешены на определенных территориях по решению органов государственной власти. Следовательно, изучение способов изготовления петель и охоты при помощи петель в случаях, не противоречащих правилам охоты, не противоречит действующему законодательству.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Надымского городского прокурора о признании информации, размещенной на страницах сайтов сети Интернет с URL-адресами https://imaman.ru/vyzhivanie/petli-na-zajcev.html?;

https://pricolisty.ru/info/petli-dlja-ohoty-svoimi-rukami/ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия мотивированного решения подачей апелляционной жалобы/представления через Надымский городской суд.

Председательствующий