ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-808/2022 от 10.03.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-808/2022

УИД 51RS0001-01-2022-000497-92

Мотивированное решение изготовлено 10.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Бутовой Т.Е.

с участием заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административных исковых требований указало, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Минюста России по Мурманской области) 07.06.1999 зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Ассоциация морских капитанов».

В нарушение абзаца 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170, 26.05.2020 № 122, 31.03.2021 № 50, постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 Межрегиональная общественная организация «Ассоциация морских капитанов» не представила в установленный срок в Управление Минюста России по Мурманской области отчеты по форме ОН0003 за 2019, 2020 годы, а также уведомление о продолжении деятельности в 2020, 2021 годах.

Управлением Минюста России по Мурманской области 10.08.2020 административному ответчику вынесено предупреждение аналогичного содержания о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности с требованием в срок до 23.09.2020 представить отчет по форме ОН0003 за 2019 год, протокол высшего органа управления общественной организации, подтверждающий избрание на новый срок ее руководителя.

Управлением Минюста России по Мурманской области 08.09.2021 административному ответчику вынесено предупреждение аналогичного содержания о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности с требованием в срок до 02.11.2021 представить отчет по форме ОН0003 за 2019, 2020 годы, информацию (уведомление) о продолжении деятельности в 2020 и 2021 годах, объяснения о причинах неполучения почтовой корреспонденции по адресу места нахождения общественной организации, в случае принятия решение о его изменении – пакет документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественной организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Управлением Минюста России по Мурманской области 23.09.2020 в отношении Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи от 26.10.2020 общественная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Административным ответчиком до настоящего времени не представлены в Управление Минюста России по Мурманской области отчетность за 2019, 2020 годы, пакет документов для государственной регистрации нового юридического адреса общественной организации.

Почтовая корреспонденция по юридическому адресу не получается, возвращается в Управление Минюста России по Мурманской области с отметкой «за истечением срока хранения». Уполномоченными лицами общественной организации не обеспечивается получение почтовой корреспонденции.

Со ссылкой на статью 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» просит суд признать Межрегиональную общественную организацию «Ассоциация морских капитанов» прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Протокольным определением суда от 09.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица, ФИО1 и ФИО2

Представитель административного истца Управления Минюста России по Мурманской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил пояснения, согласно которым юридическим лицом нарушения, связанные с непредставлением ежегодной отчетности, устранены, отчетность за 2019, 2020 годы представлена вместе с отчетностью за 2021 год 28.01.2022, однако до настоящего времени не представлен пакет документов, необходимый для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части адреса (места нахождения) общественного объединения, в связи с чем на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представители административного ответчика Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов», указанные в ЕГРЮЛ в качестве лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, и заинтересованные лица ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласились, сообщили о том, что отчетность за 2019, 2020, 2021 годы представлена в Управление Минюста России по Мурманской области в январе 2022 года, продолжается работа по внесению изменений в Устав общественной организации в части приведения его в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ и указания нового юридического адреса, который уже определен (<...>), после чего в течение одного месяца изменения будут представлены в Управление Минюста России по Мурманской области. Невозможность представления отчетности в установленный срок объяснили ограничениями, введенными в связи с возникшей ситуацией с распространением новой короновирусной инфекции.

Несмотря на нарушение сроков представления отчетности, работа общественной организации не прекращалась, проводилась работа с ассоциацией полярников Мурманской области, в школах с выступлениями об арктической работе, сотрудничество с географическим обществом, возложение цветов к памятникам, презентация картин по морской тематике, мероприятия, связанные с памятью победы в Великой отечественной войне. Обратили внимание на то, что деятельность общественной организации актуальна и необходима, в том числе в части обучения капитанов особенностям ледового судовождения. Движений по счету в банке не имеется, поскольку деятельность общественной организации не связана с извлечением прибыли. Просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В соответствии с частью 7 статьи 150, статьей 263 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с аб. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон «Об общественных объединениях») уполномоченный орган (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области), принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с аб. 7 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны представлять в уполномоченный орган (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) документы, содержащие информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003 и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с аб. 3 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно аб. 8 ч. 1 ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждена форма ОН0003 представления отчета общественным объединением.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 общественное объединение представляет в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2019 год установлен до 01 июля 2020 года.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2021 № 50 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2020 год установлен до 15 июля 2021 года.

Как установлено в судебном заседании, Управлением Минюста России по Мурманской области) 07.06.1999 зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Ассоциация морских капитанов» (ранее – Мурманская городская общественная организация «Мурманская ассоциация капитанов», ОГРН <***>, юридический адрес: <...>).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов», утвержденного решением общего собрания 26.03.2011, целью деятельности общественной организации является активное содействие обеспечению безопасности мореплавания, культуре судовождения, развитию морской науки, внедрению прогрессивных методов судовождения.

Согласно письменным пояснениям административного истца полномочия председателя общественной организации ФИО1 истекли 08.05.2018.

В соответствии с пунктом 8.5 Устава председатель правления избирается сроком на 4 года.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ до настоящего времени изменения в учредительные документы, в том числе сведения о юридическом адресе и ФИО председателя правления, административным ответчиком не вносились.

В нарушение абзаца 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122, 31.03.2021 № 50, постановления Правительства РФ 15.04.2006 № 212 Межрегиональная общественная организация «Ассоциация морских капитанов» не представила в установленный срок в Управление Минюста России по Мурманской области отчеты по форме ОН0003 за 2019, 2020 годы, а также уведомление о продолжении деятельности в 2020, 2021 годах.

Управлением Минюста России по Мурманской области 10.08.2020 административному ответчику вынесено предупреждение аналогичного содержания о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности с требованием в срок до 23.09.2020 представить отчет по форме ОН0003 за 2019 год, протокол высшего органа управления общественной организации, подтверждающий избрание на новый срок ее руководителя.

Управлением Минюста России по Мурманской области 08.09.2021 административному ответчику вынесено предупреждение аналогичного содержания о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления общественным объединением деятельности с требованием в срок до 02.11.2021 представить отчет по форме ОН0003 за 2019, 2020 годы, информацию (уведомление) о продолжении деятельности в 2020 и 2021 годах, объяснения о причинах неполучения почтовой корреспонденции по адресу места нахождения общественной организации, в случае принятия решение о его изменении – пакет документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественной организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Управлением Минюста России по Мурманской области в отношении Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» 23.09.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 26.10.2020 по делу № 5-279/2020 Межрегиональная общественная организация «Ассоциация морских капитанов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

До настоящего времени почтовая корреспонденция по юридическому адресу не получается, возвращается в Управление Минюста России по Мурманской области с отметкой «за истечением срока хранения». Уполномоченными лицами общественной организации не обеспечивается получение почтовой корреспонденции, административный штраф не уплачен.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 28.01.2022 Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» в Управление Минюста России по Мурманской области представлены отчеты по форме ОН0003 за 2019, 2020, 2021 годы, уведомление о продолжении деятельности в 2020, 2021 годах, в которых указан юридический адрес: <...>.

В судебном заседании заинтересованные лица пояснили, что невозможность представления отчетности за 2019, 2020 годы в установленные сроки была обусловлена возникшими ограничениями, связанными с распространением новой короновирусной инфекции.

Данные обстоятельства в соответствии с ч. 1 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства РФ признаются судом общеизвестными, позволяющими признать причины нарушения юридическим лицом срока представления отчетности уважительными.

Вместе с тем, административным ответчиком до настоящего времени не представлен в Управление Минюста России по Мурманской области пакет документов, необходимый для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части адреса (места нахождения) общественной организации, учитывая, что почтовая корреспонденция юридическим лицом не получается на протяжении длительного периода времени.

В судебном заседании заинтересованные лица пояснили о проведении работы по внесению изменений в Устав юридического лица в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, в том числе в части определения нового юридического адреса общественной организации, а также работы по избранию председателя на новый срок полномочий. Изменения в Устав будут представлены для регистрации в Управление Минюста России по Мурманской области в ближайшее время.

Данные обстоятельства административным истцом не опровергнуты.

Согласно ст. 29 Закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Вред, причиняемый охраняемым законом общественным отношениям нарушениями, заключается в подрыве авторитета как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения, в том числе мер административного воздействия.

Пунктом 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 28.06.2012 № 1246-О суды, также связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

Изложенное следует из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности из постановления от 6 декабря 2011 года N 26-П и определения от 10 ноября 2002 года N 270-О. Иное умаляло бы право на судебную защиту, признаваемое статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и противоречило бы требованию реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П, от 3 ноября 1998 года N 25-П, определения от 24 января 2008 года N 33-О-О, от 8 февраля 2011 года N 130-О-О, от 7 июня 2011 года N 767-О-О, от 8 декабря 2011 года N 1629-О-О и др.).

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о предоставлении Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» достаточных доказательств, позволяющих полагать о заинтересованности и намерении продолжать свою деятельность, которая не прекращалась на протяжении 2019-2021 годов, является актуальной, значимой, в том числе для оказания помощи капитанам при осуществлении ледового судовождения.

Намерение внести изменения в Устав, в том числе в части нового юридического адреса, необходимые для дальнейшего осуществления деятельности, и представить их для регистрации в Управление Минюста России по Мурманской области, у общественной организации имеется.

Учитывая объем и характер нарушений, которые не являются существенными, их продолжительность, частичное устранение, продолжение деятельности юридического лица, в настоящее время не имеется достаточных оснований для признания Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Напротив, удовлетворение административных исковых требований не будет соответствовать балансу прав и законных интересов юридического лица и государственного органа, равно как не будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований судебные расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой административный истец освобожден, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Межрегиональной общественной организации «Ассоциация морских капитанов» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Хуторцева