ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-809/20 от 08.12.2020 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

дело №2а-809/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года р.п.Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Карнауховой И.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Сосновского района Тамбовской области Смагиной М.А.,

представителя административного ответчика – Скворцовой Н.А.,

при секретаре Неверовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и о наложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги – «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, в обоснование указав, что во исполнение Приказа генеральной прокуратуры РФ от 02 октября 2007 года №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» прокуратурой района был проведен мониторинг полноты муниципального правового регулирования вопросов предоставления муниципальных услуг, в ходе которого установлено, что администрацией Верхнеярославского сельсовета не приняты должные меры по обеспечению своевременной разработки и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также своевременному приведению их в соответствие с действующим законодательством. Проверкой установлено, что в нарушение норм Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги, включенной в утвержденный распоряжением

Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №2113 Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления - признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Просит признать незаконным бездействие администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию административного регламента предоставления услуги - «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и обязать администрацию Верхнеясрославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги – «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Сосновского района Тамбовской области Смагина М.А., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что к административным регламентам предоставления муниципальных услуг предъявляются определенные требования, данный нормативно-правовой акт не должен противоречить требованиям законодательства. Несмотря на то, что проект был разработан администрацией Верхнеясролавского сельсовета, однако его юридически-антикоррупционная экспертиза показала наличие в нем как коррупционных факторов, так и норм противоречащих законодательству, в связи с чем, разработанный проект нормативно-правового акта в данном случае не подлежит применению, и в адрес администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района было направлено отрицательное заключение. Муниципальная услуга, указанная в административном исковом заявлении, возникла в 2019 году с момента утверждения перечня типовых государственных муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, до этого времени данная услуга имела другое название. Конкретный срок, в который административный регламент должен быть разработан, федеральным законом не предусмотрен, однако с момента вступления федерального нормативно-правового акта в силу должна проводиться работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствии с этими требованиями. Регламент должен быть разработан и утвержден в соответствии с законодательством и порядком разработки административных регламентов.

В судебном заседании представитель административного ответчика - глава Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области Скворцова Н.А. заявленные прокурором административные исковые требования признала и пояснила, что администрацией Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области был разработан проект административного регламента предоставления муниципальной услуги - «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», однако прокурором направлено заключение в администрацию сельсовета в целях доработки проекта муниципального нормативного правового акта на соответствие требованиям федерального законодательства, в связи с чем, будет проводиться работа по разработке и утверждению административного регламента.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.ст.2, 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон №210-ФЗ), муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ст.6 Федерального закона №210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны: предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона №210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона № 210- ФЗ, разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Уставом Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, принятого решением Верхнеярославского сельского Совета народных депутатов Сосновского района Тамбовской области от 09 февраля 2018 года №39 (с изменениями) закреплены правовые основы местного самоуправления на территории сельсовета, перечень вопросов местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов, экономическую основу местного самоуправления сельсовета, формы, порядок и гарантии участия населения в решении местного значения, виды ответственности органов местного самоуправления и основания наступления этой ответственности, порядок внесения изменений и дополнений в Устав сельсовета.

Статьей 36 данного Устава закреплены полномочия администрации сельсовета, к которым отнесено, в том числе, обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами сельского Совета и администрации сельсовета; осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законом области.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сосновского района во исполнение Приказа генеральной прокуратуры РФ от 02 октября 2007 года №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведен мониторинг полноты муниципального правового регулирования вопросов предоставления муниципальных услуг, по результатам которого установлено, что администрацией Верхнеярославского сельсовета не приняты должные меры по обеспечению своевременной разработки и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В целях устранения указанных нарушений и.о. прокурора Сосновского района Платициной В.Н. 28 февраля 2020 года на имя главы администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области было внесено представление.

Согласно ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вместе с тем, в нарушение данного положения Федерального закона «О прокуратуре РФ» администрацией Верхнеярославского сельсовета меры, направленные на устранение нарушений, указанных в представлении, приняты не в полном объеме. В прокуратуру района 10 марта 2020 года главой сельсовета дан промежуточный ответ на представление прокуратуры от 28 февраля 2020 года, согласно которому администрацией сельсовета будут приняты конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, связанных с разработкой и утверждением административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В соответствии с ч.15 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», наделяющей местную администрацию полномочием по установлению порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, постановлением администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области от 19 октября 2019 года №132 утвержден порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области.

Распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р «О перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления», утвержден Перечень предоставляемых услуг. Одной из таких услуг п.40 Перечня является - признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полномочия органов местного самоуправления по предоставлению указанной муниципальной услуги предусмотрены п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ и п.7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006года№47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Принимая во внимание, что признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является муниципальной услугой, то в силу положений пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ, услуга должна осуществляться в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги.

При этом в соответствии со статьей 12 Федерального закона №210-ФЗ, в состав административного регламента должны входить положения, предусматривающие стандарт предоставления муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу.

Как установлено в судебном заседании, административным ответчиком был разработан проект административного регламента предоставления муниципальной услуги, включенный в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года №2113 Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления - признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.40 Перечня), и направлен в прокуратуру района для его проверки на предмет соответствия требованиям федерального законодательства.

По результатам проверки проекта административного регламента, прокурором 03 декабря 2020 года направлено заключение в администрацию сельсовета в целях доработки проекта муниципального нормативного правового акта на соответствие требованиям федерального законодательства.

Принимая во внимание, что в силу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, и разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу, учитывая, что муниципальная услуга - признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции включена распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, вместе с тем, административный регламент, определяющий процесс предоставления муниципальной услуги - «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» администрацией Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области до настоящего времени не разработан в соответствии с действующим законодательством и не утвержден, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги.

При этом, суд учитывает, что бездействие администрации Верхгеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии своевременных мер по разработке и утверждению такого регламента, противоречит вышеперечисленным нормам закона и нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в соответствии со стандартами, установленными Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служат основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги - признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обязать администрацию Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги – признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обязать администрацию Верхнеярославского сельсовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 08 декабря 2020 года.

Судья И.А.Карнаухова