Дело №2а-809/2017 13 марта 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Румянцева Р.А.
при секретаре Сосниной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территории в отношении памятников природы,
установил:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов, неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территории в отношении следующих памятников природы:
– Кедровые посадки у д.Никифорово (местоположение: Каргопольское лесничество, у д.Никифорово);
– Болото «Пиково» (Тыково) (местоположение: Каргопольское лесничество, Кречетовское уч. лесничество кв. №95, 103, 129, 116, 117, 128, 12 км от д.Кречетово по старой заброшенной дороге Кречетово – Чарозеро на юг 32 км дороги Каргополь – Ныколо 1 км вправо на восток);
– Болото «Вакханник» (местоположение: Каргопольское лесничество, Кинемское лесничество кв. №43).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала исковые требования по аналогичным основаниям.
Административный ответчик, заинтересованные лица государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды», администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, по вызову суда своих представителей не направили.
Представителем административного ответчика в материалы дела представлен отзыв, из которого следует, что для утверждения границ, оформления охранных обязательств, утверждения положений и определения особого режима охраны памятников природы министерству необходимо провести следующие мероприятия:
– обследование территорий с целью определения состояния, сохранности и ценности ООПТ и особо ценных объектов на территории в полевой сезон июня-августа (до 1 месяца);
– межевание и постановка на государственный кадастровый учет в качестве отдельных кадастровых единиц (через конкурентные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (до 3 месяцев);
– общественные слушания по проектам положений в муниципальном образовании, согласовать проекты с местными органами самоуправления и федеральными органами исполнительной власти (до 1 месяца);
– государственная экологическая экспертиза регионального уровня проектов положений (далее - ГЭЭ) (до 2 месяцев);
– согласование в Минприроды России (МПР) Положений о памятниках природы с заключением ГЭЭ (до 4 месяцев);
– утверждение положений о памятниках природы на заседании Правительства Архангельской области (до 1 месяца).
Таким образом, весь комплекс работ займет до 12 месяцев, начиная с июня 2017 года (при наличии финансирования). При этом основным препятствием для завершения данных мероприятий является недостаточность бюджетных средств. С учетом особенностей принятия положений о памятниках природы, длительности бюджетного процесса, необходимости соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ и большого количества памятников природы приблизительный срок фактического выполнения министерством вышеуказанных мероприятий приходится на конец 2018 года. На основании изложенного представитель административного ответчика просил установить срок исполнения судебного решения не ранее декабря 2018 года.
По определению суда административное дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно материалам дела на территории Каргопольского района Архангельской области расположены памятники природы регионального значения:
– Кедровые посадки у д.Никифорово (местоположение: Каргопольское лесничество, у д.Никифорово);
– Болото «Пиково» (Тыково) (местоположение: Каргопольское лесничество, Кречетовское уч. лесничество кв. №95, 103, 129, 116, 117, 128, 12 км от д.Кречетово по старой заброшенной дороге Кречетово – Чарозеро на юг 32 км дороги Каргополь – Ныколо 1 км вправо на восток);
– Болото «Вакханник» (местоположение: Каргопольское лесничество, Кинемское лесничество кв. №43).
Проверкой, проведённой Архангельским межрайонным природоохранным прокурором, установлено, что указанные памятники природы не имеют утвержденных границ и охранных обязательств, а также разработанных в надлежащем порядке паспортов или положений.
В силу ст.25 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон) памятники природы это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Особо охраняемые природные территории, в том числе и памятники природы, относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ст.26 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области обязанность по осуществлению полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников природы регионального значения возложена на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что следует из п.8, 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года №92-пп.
Таким образом, в результате бездействия министерства надлежащая охрана памятников природы не обеспечена, что может привести к разрушению, повреждению или утрате памятников, чем будут нарушены права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану природы и окружающей среды.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание нарушение ответчиком требований законодательства об охране памятников природы регионального значения, суд полагает исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого административный ответчик обязан устранить нарушения законодательства об охране памятников природы, суд учитывает приведенный представителем ответчика перечень мероприятий, необходимых для утверждения границ, оформления охранных обязательств, паспортов (положений) и определения особого режима охраны территории, сроки проведения указанных мероприятий, а также обязательность соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», недостаточность бюджетных средств. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает разумным установить срок для исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей до 31 декабря 2018 года (включительно).
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территории в отношении памятников природы удовлетворить.
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 31 декабря 2018 года (включительно) утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территории в отношении следующих памятников природы:
– Кедровые посадки у д.Никифорово (местоположение: Каргопольское лесничество, у д.Никифорово);
– Болото «Пиково» (Тыково) (местоположение: Каргопольское лесничество, Кречетовское уч. лесничество кв. №95, 103, 129, 116, 117, 128, 12 км от д.Кречетово по старой заброшенной дороге Кречетово – Чарозеро на юг 32 км дороги Каргополь – Ныколо 1 км вправо на восток);
– Болото «Вакханник» (местоположение: Каргопольское лесничество, Кинемское лесничество кв. №43).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Румянцев
Дата составления решения суда в окончательной форме – 20 марта 2017 года.