ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-809/2021 от 16.07.2021 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0033-01-2021-001194-16

№ 2а-809/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Кагальницкая 16 июля 2021 года

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаяна Э.А., при секретаре судебного заседания Чайковской Е.И.,

с участием помощника прокурора Кагальницкого района Сквирко Р.В., представителей административного ответчика администрации Кагальницкого района Ростовской области – Рыжикова А.А., Морозовой Е.С.,

представителя третьего лица Министерства транспорта Ростовской области – Пушкаревой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кагальницкого района Ростовской области, третьему лицу Министерству транспорта Ростовской области о признании незаконным постановления администрации Кагальницкого района и обязании отменить постановление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кагальницкого района Ростовской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом измененных административных исковых требований, к Администрации Кагальницкого района Ростовской области, третьему лицу Министерству транспорта Ростовской области о признании незаконным нормативно правового акта – постановления администрации Кагальнцикого района от 18.02.2021 г. № 164 «об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» и обязании администрации Кагальницкого района отменить указанное постановление. В обосновании административный истец указал следующее.

Главой администрации Кагальницкого района 18.02.2021 года принято постановление № 164 «Об изъятии земельных участков», в силу которого изымаются 9 земельных участков, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 13,8435 гектар, расположенных на территории Азовского района Ростовской области, для муниципальных нужд – строительства автомобильной дороги. По мнению истца, названное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Кагальницкий район» принятого решением Кагальницкого районного Собрания депутатов от 26.12.2018 года, к вопросам местного значения Кагальницкого района относиться, в том числе изъятие земельных участков в границах Кагальницкого района для муниципальных нужд. Согласно названному положению законодательства администрация Кагальницкого района обладает полномочиями по изъятию земельных участков для муниципальных нужд лишь в границах муниципального образования «Кагальницкий район». Таким образом, постановление администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 года № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» принято за пределами компетенции администрации Кагальницкого района, так как его действие распространяется на территорию другого муниципального образования, не входящего в состав Кагальницкого района, что является коррупциногенным фактором. 29.03.2021 года прокуратурой Кагальницкого района в адрес администрации Кагальницкого района вынесен протест об отмене названного постановления, однако протест не исполнен и нарушение закона не устранено.

Прокурор Кагальницкого района, с учетом измененных требований, просил: 1) признать незаконными нормативно правовой акт – постановление администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд»; 2) обязать администрацию Кагальницкого района Ростовской области отменить постановление администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд».

В судебное заседание помощник прокурора Кагальницкого района Сквирко Р.В., требования административного искового заявления поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании Рыжикова А.А., Морозовой Е.С., а также представители третьего лица Коза Л.А. и Пушкарева В.М. требования административного иска не признали, просили в его удовлетворении отказать. В обосновании указанной позиции указали, что глава Кагальницкого района Ростовской области при издании постановления от 18.02.2021 № 164 руководствовался соглашением от 12.10.2018 г. о передаче функций по объекту «Строительство примыкания автомобильной дороги «п. Воронцовка-автомобильная дорога М-4 Дон на км. 1098 с установлением переходно-скоростных дорог» с последующей передачей вышеназванного объекта в собственность, а также распоряжением главы Администрации Азовского района № 19 от 26.01.2018 г., в связи с чем его действия являются законными. В соответствии с ч.6 ст. 56.3 ЗК РФ допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.

Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Прокурора Кагальницкого района Ростовской области в полном объеме по следующим основаниям.

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) допускает обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим.

Согласно п.п. а, в п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов и процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования издает правовые акты в пределах свих полномочий.

В судебном заседании установлено следующее.

Главой администрации Кагальницкого района Грибовым И.В. 18.02.2021 года принято постановление № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд». Согласно п. 1 названного постановления глава администрации постановил «изъять для муниципальных нужд – для строительства автомобильной дороги в рамках реализации проекта «Строительства примыкания автомобильной дороги «п. Воронцовка автомобильная дорога М-4 «Дон» на км. 1098 с устройством переходно-скоростных полос» земельные участки согласно приложению. Приложением к постановлению главы Кагальницкого района предусмотрен перечень земельных участков, части которых подлежат изъятию, а именно участки с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , при этом все названные земельные участки расположены на территории Азовского района Ростовской области (л.д. 6-7).

Прокурором Кагальницкого района 29.03.2021 года главе администрации Кагальницкого района было внесен протест об отмене постановления администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» (л.д. 14,15).

Согласно сообщению Администрации Кагальницкого района № 75/1102 от 09.04.2021 года, прокурору Кагальницкого района сообщено, что между Администрацией Азовского района и Администрацией Кагальницкого района 12.10.2018 года заключено соглашение о передаче функций Заказчика/Застройщика/Технического заказчика по объекту «Строительства примыкания автомобильной дороги «п. Воронцовка – автомобильная дорога М-4 «Дон» на км. 1098 с устройством переходно-скоростных полос» с последующей передачей вышеназванного объекта в собственность Азовскому району (л.д. 16).

Согласно Уставу муниципального образования «Кагальницкий район» принятого решением Кагальницкого районного Собрания депутатов от 26.12.2018 года № 208, в состав Кагальницкого района входят следующие муниципальные образования: Иваново-Шамшевское сельсткое поселение, Кагальницкое сельское поселение, Калининское сельское поселение, Кировское сельское поселение, Мокробатайское сельское поселение, Новобатайское сельское поселение, Родниковское сельское поселение, Хомутовское сельское поселение (п. 3).

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Устава следует, что к вопросам местного значения Кагальницкого района относится, в том числе резервирование и изъятие земельных участков в границах Кагальницкого района для муниципальных нужд (л.д. 17-57).

При этом названным Уставом к вопросам местного значения муниципального образования Кагальницкий район не отнесена возможность осуществления изъятия земельных участков для муниципальных нужд находящихся в границах иных муниципальных образований.

Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено, что постановлением главы администрации Кагальницкого района Грибовым И.В. № 164 от 18.02.2021 года «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», осуществлено изъятие для муниципальных нужд – для строительства автомобильной дороги в рамках реализации проекта «Строительства примыкания автомобильной дороги «п. Воронцовка автомобильная дорога М-4 «Дон» на км. 1098 с устройством переходно-скоростных полос» 9 земельных участков, расположенных на территории Азовского района Ростовской области.

При этом согласно Уставу муниципального образования «Кагальницкий район» глава администрации Кагальницкого района Грибов И.В., наделен полномочиями, осуществлять изъятие земельных участков, для муниципальных нужд только в границах Кагальницкого района Ростовской области. Следовательно, издав нормативно-правовой акт позволяющий изъятие земельных участков для муниципальных нужд находящихся на территории другого муниципального образования, а именно Азовского района Ростовской области, глава администрации Кагальницкого района Грибовым И.В. вышел за пределы своих полномочий.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что при издании постановления администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», глава администрации Кагальницкого района Грибовым И.В. вышел за рамки своих полномочий установленных Уставом муниципального образования «Кагальницкий район», в связи, с чем названный нормативно-правовой акт является незаконным и подлежит отмене, соответственно требование административного истца об обязании отменить постановление от 18.02.2021 г. № 164 является обоснованным и также подлежит удовлетворению.

Ссылка административного ответчика о том, что глава Кагальницкого района Ростовской области при издании постановления от 18.02.2021 № 164 руководствовался соглашением от 12.10.2018 г. о передаче функций по объекту «Строительство примыкания автомобильной дороги «п. Воронцовка-автомобильная дорога М-4 Дон на км. 1098 с установлением переходно-скоростных дорог» с последующей передачей вышеназванного объекта в собственность, а также распоряжением главы Администрации Азовского района № 19 от 26.01.2018 г., является несостоятельной. Из представленного соглашения и распоряжения, на которое ссылается представитель административного ответчика и представитель третьего лица, не следует, что Главе администрации Кагальницкого района переданы функции и полномочия по изъятию земельных участков в Азовском районе Ростовской области.

Кроме того, суд учитывает, что при издании постановления № 164 от 18.02.2021 г. глава Администрации Кагальницкого района руководствовался требованиями ЗК РФ и ГК РФ, а не указанным соглашением.

Утверждение административного ответчика о соответствии вынесенного постановления № 164 от 18.02.2021 г. положениям ч. 6 ст. 56.3 ЗК РФ основаны на неверном толковании норм права, так как данная норма допускает изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации и не предполагает изъятие одним муниципальным образованием земельных участков расположенных на территории другого муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кагальницкого района Ростовской области, третьему лицу Министерству транспорта Ростовской области о признании незаконным постановления администрации Кагальницкого района и обязании отменить постановление – удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд».

Обязать администрацию Кагальницкого района Ростовской области отменить постановление администрации Кагальницкого района от 18.02.2021 № 164 «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.А. Исаян

Мотивированный текст решения изготовлен 27 июля 2021 года.