Дело № 2а-809/2022
УИД 34RS0019-01-2022-000977-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камышин 20 июня 2022 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ветлугина В.А.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Е.В.,
с участием помощника Камышинского городского прокурора Камерилова М.Н.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа – города Камышин Волгоградской области Тё А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц – жителей городского округа - города Камышин Волгоградской области, к Администрации городского округа - города Камышин Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц – жителей городского округа - города Камышин Волгоградской области, обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа – города Камышин Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Камышинской городской прокуратурой проведена проверка деятельности Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан и обеспечении их инженерной инфраструктурой, в ходе которой установлено следующее. Постановлением Главы Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области № 2488-п от 03 декабря 2014 года, утвержден проект планировки территории ориентировочной, расположенной в северо-западном районе города Камышина Волгоградской области, в соответствии с которым сформировано и поставлено на государственный кадастровый учет 350 земельных участков. В последующей в соответствии с проектами планировки и межевания территории, расположенных в северо-западном жилом районе города Камышина Волгоградской области примерно в 600 и 620 м севернее и северо-западнее от гипермаркета «Магнит» по адресу: <...> «б», площадью 11 га и 40 га соответственно сформировано еще 391 участок. В период с 2015 года по 2017 год указанные земельные участки, которым Постановлениями Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области № 2197-п от 24 октября 2014 года, № 1055-п от 07 июля 2016 года, № 1235-п от 02 августа 2016 года, № 402-п от 21 марта 2017 года присвоены адреса по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, предоставлены в собственность льготным категориям граждан. 20 октября 2021 года в адрес Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области Камышинской городской прокуратурой было внесено представление с требованиями принятия мер по организации на указанной территории водоснабжения и водоотведения. В ответе от 30 ноября 2021 года указано, что Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области в Комитет экономической политики и развития Волгоградской области и в Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области направлялись бюджетные заявки о софинансировании строительства объектов наружных водопроводных и канализационных сетей. Бюджетные заявки направлялись в 2017, 2019, 2020, 2021 годах. Иных мер, в том числе в разработке проекта на строительство объекта, органом местного самоуправления не принималось. При этом само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправление полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи, не могут являться основанием для освобождения от исполнение указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры. Кроме того, земельные участки на спорных территориях предоставлены в собственность граждан в период с 2015 по 2017 годы, то есть более 5 лет назад, что свидетельствует о длительном бездействии органа местного самоуправления в указанном вопросе.
На основании изложенного, Камышинский городской прокурор просит суд: признать незаконным бездействие Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса местного значения городского округа в части организации в границах городского округа – города Камышина Волгоградской области водоснабжения населения и водоотведения по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10; возложить обязанность на Администрацию городского округа – города Камышина Волгоградской области обеспечить земельные участки по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 городского округа – города Камышина Волгоградской области, предоставленные многодетным семьям и гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, объектами инженерной инфраструктуры, в частности сетями водоснабжения и водоотведения в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Помощник Камышинского городского прокурора Камерилов М.Н. в судебном заседании поддержал требования административного иска в полном объеме, при этом пояснил, что причиной обращения с настоящим административным иском явилось поступившее в Камышинскую городскую прокуратуру обращение АНО «Центр защиты и помощи семьям, развития и социальных услуг нуждающимся, в защиту детства» о необеспеченности земельных участков, предоставленных многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов водоснабжением и водоотведением. Отсутствие водоснабжения и водоотведения на спорных земельных участках препятствует строительству жилых объектов льготным категориям граждан, которые не имеют возможности самостоятельно обратиться за защитой своих прав. При этом весь перечень лиц, права которых нарушаются, определить в настоящий момент не представляется возможным, так как права на земельные участки могут передаваться иным лицам.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области по доверенности Тё А.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав на нецелесообразность проведения на указанной территории централизованного водоснабжения и водоотведения, так как данные земельные участки по целевому назначению не используются, за разрешением на строительство обратились только две семьи, с заявлением об организации нецентрализованного водоснабжения и организации подвоза технической воды никто не обращался. Кроме того, для выполнения необходимого объема работ по организации централизованного водоснабжения и водоотведения требуется гораздо больше времени чем один год. Согласно сведениям МУП г. Камышина «ПУВКХ», только строительство сетей холодного водоснабжения и водоотведения при наличии проектной документации и утвержденной инвестиционной программы займет не менее 5 лет. Также указал, что Камышинский городской прокурор выступает ненадлежащим административным истцом по делу, поскольку граждане, которым предоставлены спорные земельные участки имеют право самостоятельно обратиться за защитой своих нарушенных прав.
Заинтересованные лица Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - города Камышина Волгоградской области, МУП города Камышина «ПУВКХ», АНО «Центр защиты и помощи семьям, развития и социальных услуг нуждающимся» извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечили, причина не явки суду не известна, возражений не представили.
При изложенном суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), позицией явившихся участников процесса, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.
Исходя из этого, Министерство регионального развития Российской Федерации, приказом от 09 сентября 2013 года № 372, утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (принят Волгоградской областной Думой 30.06.2015) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность граждан Российской Федерации бесплатно предоставляются в следующих случаях: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов: гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей. В полной семье земельный участок предоставляется в совместную собственность супругов - родителей (приемных родителей) трех и более детей, а при наличии согласия второго супруга или оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом одному из супругов - проживающему совместно с детьми одному родителю трех и более детей либо лицу, его заменяющему (опекуну, попечителю, приемному родителю). В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность проживающему совместно с детьми одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему (опекуну, попечителю, приемному родителю); гражданам, являющимся родителями ребенка-инвалида и проживающим с ним совместно. В полной семье земельный участок предоставляется в совместную собственность супругам - родителям ребенка-инвалида, а при наличии согласия второго супруга или оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом второму супругу - одному из родителей ребенка-инвалида, проживающему совместно с этим ребенком. В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному родителю ребенка-инвалида, проживающему совместно с этим ребенком.
Согласно статье 7 указанного Закона Волгоградской области, образование земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете, осуществляется по инициативе граждан, состоящих на учете, из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не занятых зданиями, строениями, сооружениями и не обремененных правами третьих лиц. Образование земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете, осуществляется с учетом соблюдения требований о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
Вместе с тем, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 Закона № 131 закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (пункт 5); согласование инвестиционных программ (пункт 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Данные выводы также нашли отражение в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 15 мая 2006 года № 5-П, от 18 мая 2011 года № 9-П, от 05 июля 2017 года № 18-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области № 2488-п от 03 декабря 2014 года, утвержден проект планировки с проектом межевания территории, расположенной в северо-западном жилом районе города Камышина (л.д. 12).
Постановлением Главы Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области № 1482-п от 13 июля 2015 года, утвержден проект планировки территории расположенной в северо-западном жилом районе города Камышина Волгоградской области, примерно в 620 м к северо-западу от гипермаркета «Магнит», расположенного по адресу: <...> «б», площадью 40,5 га с соответствующим проектом межевания той же территории (л.д. 22).
Постановлением Главы Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области № 1049-п от 07 июля 2016 года, утвержден проект планировки территории ориентировочно площадью 11 га, расположенной в северо-западном жилом районе города Камышина Волгоградской области, примерно в 600 м севернее от гипермаркета «Магнит», расположенного по адресу: <...> «б» (л.д. 35).
В соответствии с вышеуказанными Постановлениями Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 741 земельный участок.
В период с 2015 по 2017 года указанные земельные участки, которым Постановлениями Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области № 2197-п от 24 октября 2014 года, № 1055-п от 07 июля 2016 года, № 1235-п от 02 августа 2016 года, № 402-п от 21 марта 2017 года присвоены адреса по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (л.д. 14-21, 27-34, 38-43, 44-48), предоставлены в собственность льготным категориям граждан (л.д. 73-96).
20 октября 2021 года Камышинским городским прокурором в адрес Главы Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области направлено представление об устранении нарушений законодательства при обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой (л.д. 97-101).
30 ноября 2021 года по результатам рассмотрения указанного представления Камышинскому городскому прокурору направлено письмо, в котором указано в частности, что в связи с нехваткой объема собственных доходов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, городской округ-город Камышин не может обеспечить полное финансирование строительства объектов наружных водопроводных и канализационных сетей, поэтому Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области были направлены бюджетные заявки в Комитет экономической политики и развития Волгоградской области и в Комитет ЖКХ Волгоградской области о софинансировании строительства объектов наружных водопроводных и канализационных сетей к жилым районам «Родник», «2 микрорайон», по ул. Волгоградской. Кроме того, определено должностное лицо, допустившее нарушение действующего законодательства, данное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д. 102-103).
16 февраля 2022 года председателем АНО «Центр защиты и помощи семьям, развития и социальных услуг нуждающимся» ФИО11, в связи с поступившими обращениями граждан, которым были предоставлены земельные участки: ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, Камышинскому городскому прокурору было направлено заявление о принятии мер по необеспеченности земельных участков, предоставленных многодетным семьям инженерными коммуникациями, поскольку их отсутствие, препятствует использованию земельных участков по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 162-163, 170).
Наличие указанных обстоятельств, выраженных в отсутствии коммунальной инфраструктуры по водоснабжению и водоотведению на земельных участках, предоставленных в качестве меры социальной поддержки льготным категориям граждан, послужило основанием для обращения Камышинского городского прокурора в суд в защиту интересов жителей городского округа - города Камышин Волгоградской области.
Отсутствие в настоящее время на земельных участках в границах городского округа - города Камышина Волгоградской области по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 инфраструктуры по водоснабжению и водоотведению, стороной административного ответчика не оспаривалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что непринятие органом местного самоуправления мер, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, путем организации водоснабжения и водоотведения на земельных участках, предоставленных многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в качестве меры социальной поддержки, нарушает их конституционные права и законные интересы.
Вопреки положениям статьи 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика, доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, Администрацией городского округа - города Камышина Волгоградской области, суду не представлено достаточных достоверных доказательств в опровержение доводов административного искового заявления прокурора, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу требований части 6 статьи 180 КАС РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения – три года со дня вступления решения в законную силу, который является, по мнению суда разумным и исполнимым для исполнения установленной законом обязанности.
При этом суд не может принять во внимание доводы административного ответчика о том, что Камышинский городской прокурор является ненадлежащим истцом по делу, в силу следующего.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Административное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц – жителей городского округа – города Камышина Волгоградской области, в целях обеспечения их конституционных прав на обеспечение водоснабжением и водоотведением земельных участков, расположенных в границах городского округа – города Камышина Волгоградской области.
Ссылка Тё А.О. о возможности определения круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с административным иском, материалами дела не подтверждается, поскольку граждане Российской Федерации имеют право распоряжаться предоставленными им земельными участками, что свидетельствует о неопределенности круга лиц, которым предоставлены вышеуказанные земельные участки. Кроме того, перечень льготных категорий граждан, которым земельные участки предоставляются бесплатно, в качестве меры социальной поддержки, является открытым, постоянно пополняется.
Таким образом, административное исковое заявление о возложении обязанности по обеспечению водоснабжением и водоотведением указанных земельных участков подано прокурором в рамках, предоставленных ему законом полномочий в защиту прав неопределенного круга лиц – жителей городского округа – города Камышина Волгоградской области, в целях обеспечения конституционных прав граждан на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
При этом, не поступление заявлений от многодетных семей в Администрацию городского округа – города Камышина о выдаче разрешения на строительство объектов недвижимости на предоставленных земельных участках, не обращение за организацией нецентрализованного водоснабжения и водоотведения, по мнению суда не свидетельствует об отсутствии нуждаемости и нецелесообразности в обеспечении водоснабжения и водоотведении спорных земельных участков.
Кроме того, отсутствие у административного ответчика финансовой возможности для создания системы централизованного водоснабжения и водоотведения на вышеуказанных земельных участках, не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенной на него законом обязанности. Каких либо мер, направленных на строительство объектов наружных водопроводных и канализационный сетей, кроме направления бюджетных заявок в Администрацию Волгоградской области о софинансировании строительства, административным ответчиком на протяжении более пяти лет после предоставления земельных участков льготным категориям граждан, не предпринималось.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц – жителей городского округа г. Камышин Волгоградской области, к Администрации городского округа – г. Камышин о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Камышин Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса местного значения городского округа в части организации в границах городского округа г. Камышин водоснабжения населения и водоотведения по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10.
Обязать Администрацию городского округа – г. Камышин обеспечить земельные участки по улицам: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО5 1 проезд, ФИО6 1 проезд, Запорожского, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 городского округа – города Камышин Волгоградской области, предоставленные многодетным семьям и гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями водоснабжения и водоотведения, в течении трех лет с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Ветлугин
Мотивированный текст решения изготовлен 01 июля 2022 года