ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81(2 от 18.02.2020 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-81(2)\2020 г.

УИД 64RS0034-02-2020-000059-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд (2) Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,

При секретаре Тюкалиной Е.А.

представителя административного истца – помощника прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Воскресенского района Саратовской области к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании частично недействующим нормативного правового акта

установил:

Прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании частично недействующим нормативного правового акта, мотивируя свои требования тем, что Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (далее Административный регламент).

Постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области 12-н от 17 февраля 2016 г. вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области. По данным портала pravo.minjust.ru постановление обнародовано 17 февраля 2016 г.

Постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 60-н от 12 июля 2016 г. вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, то есть с 12 июля 2016 г.

Изучением действующей редакции Административного регламента установлено, что он не соответствует требованиям действующего законодательства.

В силу положений п/п.1 п.1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также следует, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

По смыслу положений п. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ под комиссией понимается комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки состав и порядок деятельности, которой утверждается главой местной администрации.

Однако, вопреки вышеприведенным требованиям законодательства вопрос предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» находится не в компетенции комиссии, а пунктами 1.4 и 2.2 Административного регламент незаконно отнесен к полномочиям отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, а также отдела строительства, ЖКХ, архитектуры и благоустройства.

Более того, в нарушение п. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ пункт 2.6.1 Административного регламента возлагает на заявителей обязанность по представлению помимо заявления иных документов, не предусмотренных этой нормой, таких как: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства (при их наличии на земельном участке); сведения о границах земельных участков с указанием границ и координат характерных поворотных углов земельного участка, описанием местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства), указанием наименования кадастрового инженера, выполнившего топографическую основу (масштабом М 1:500, М 1:1000, сроком исполнения не более 2 лет) земельного участка; технические паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, с указанием инвентаризационного или кадастрового номера объекта капитального строительства, даты его постановки на государственный технический учет и техническую инвентаризацию, наименование организации технического учета (при наличии на земельном участке).

Тем самым, Административным регламентом незаконно предусмотрено истребование у заявителей излишних документов.

С учетом вышесказанного требование, изложенное в п. 2.6.1 Административного регламента, не соответствует положениям действующего федерального законодательства.

Кроме того, Административный регламент не приведен в соответствие с постановлением Правительства РФ от 09 июня 2016 г. № 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» в части права получения заявителями информации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью независимо от формы или способа его обращения.

Таким образом, постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) не только не соответствует федеральному законодательству, но и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

На допущенные нарушения было указано в протесте от 28 февраля 2019 г. за № 125-26-2019. Письмом администрации Воскресенского муниципального района от 07 марта 2019 г. №1007 прокуратура района проинформирована, что с обоснованностью протеста, администрацией вносятся соответствующие изменения в постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.). Однако по настоящее время необходимые изменения не внесены.

Принимая во внимание, что оспариваемое постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем имеются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и он направлен на урегулирование общественных отношений, то соответственно это постановление обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт.

Просит: 1) признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующим пункты 1.4 и 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) в части неправомерного отнесения к полномочиям отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами и отдела строительства, ЖКХ, архитектуры и благоустройства, а не комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, предоставление муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства»; 2) признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующим пункт 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) в части незаконного возложения на заявителей обязанности по представлению помимо заявления иных документов, не предусмотренных п.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, таких как: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства (при их наличии на земельном участке); сведения о границах земельных участков с указанием границ и координат характерных поворотных углов земельного участка, описанием местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства), указанием наименования кадастрового инженера, выполнившего топографическую основу (масштабом М 1:500, М 1:1000, сроком исполнения не более 2 лет) земельного участка; технические паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, с указанием инвентаризационного или кадастрового номера объекта капитального строительства, даты его постановки на государственный технический учет и техническую инвентаризацию, наименование организации технического учета (при наличии на земельном участке); 3) признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) в части не соответствия его требованиям постановления Правительства РФ от 09 июня 2016 г. № 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» на получение заявителями информации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью независимо от формы или способа его обращения.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (далее Административный регламент).

Постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области 12-н от 17 февраля 2016 г. вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области. По данным портала pravo.minjust.ru постановление обнародовано 17 февраля 2016 г.

Постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 60-н от 12 июля 2016 г. вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, то есть с 12 июля 2016 г.

В силу положений п/п.1 п.1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также следует, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

По смыслу положений п. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ под комиссией понимается комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки состав и порядок деятельности, которой утверждается главой местной администрации.

Однако, вопреки вышеприведенным требованиям законодательства вопрос предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» находится не в компетенции комиссии, а пунктами 1.4 и 2.2 Административного регламент незаконно отнесен к полномочиям отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, а также отдела строительства, ЖКХ, архитектуры и благоустройства.

Более того, в нарушение п. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ пункт 2.6.1 Административного регламента возлагает на заявителей обязанность по представлению помимо заявления иных документов, не предусмотренных этой нормой, таких как: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства (при их наличии на земельном участке); сведения о границах земельных участков с указанием границ и координат характерных поворотных углов земельного участка, описанием местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства), указанием наименования кадастрового инженера, выполнившего топографическую основу (масштабом М 1:500, М 1:1000, сроком исполнения не более 2 лет) земельного участка; технические паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, с указанием инвентаризационного или кадастрового номера объекта капитального строительства, даты его постановки на государственный технический учет и техническую инвентаризацию, наименование организации технического учета (при наличии на земельном участке).

Тем самым, Административным регламентом незаконно предусмотрено истребование у заявителей излишних документов.

Следовательно, изложенное в п. 2.6.1 Административного регламента, не соответствует положениям действующего федерального законодательства.

Кроме того, Административный регламент не приведен в соответствие с постановлением Правительства РФ от 09 июня 2016 г. № 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» в части права получения заявителями информации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью независимо от формы или способа его обращения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) не только не соответствует федеральному законодательству, но и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного, установленных в судебном заседании перечисленных выше обстоятельств, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, а Административный регламент в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Прокурора Воскресенского района Саратовской области к Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании частично недействующим нормативного правового акта – удовлетворить.

Признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующим пункты 1.4 и 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) в части неправомерного отнесения к полномочиям отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами и отдела строительства, ЖКХ, архитектуры и благоустройства, а не комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, предоставление муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующим пункт 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) в части незаконного возложения на заявителей обязанности по представлению помимо заявления иных документов, не предусмотренных п.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, таких как: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства (при их наличии на земельном участке); сведения о границах земельных участков с указанием границ и координат характерных поворотных углов земельного участка, описанием местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства), указанием наименования кадастрового инженера, выполнившего топографическую основу (масштабом М 1:500, М 1:1000, сроком исполнения не более 2 лет) земельного участка; технические паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, с указанием инвентаризационного или кадастрового номера объекта капитального строительства, даты его постановки на государственный технический учет и техническую инвентаризацию, наименование организации технического учета (при наличии на земельном участке).

Признать с даты вступления решения суда в законную силу недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области № 12-н от 17 февраля 2016 г. (с изменениями, внесенными постановлением № 60-н от 12 июля 2016 г.) в части не соответствия его требованиям постановления Правительства РФ от 09 июня 2016 г. № 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» на получение заявителями информации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью независимо от формы или способа его обращения.

Опубликовать в газете «Наша жизнь» сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Е. Мидошина