Дело № 2а-8107/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 09 августа 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично,
с участием прокурора Марковой Д. Р.,
при секретаре Готовцевой А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к избирательной комиссии городского округа «город Якутск» о признании незаконным решения от ____ года № ___ о регистрации кандидата ФИО2 на должность главы городского округа «город Якутск»,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая, что является зарегистрированным кандидатом на должность главы городского округа «город Якутск», а решение административного ответчика о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на эту должность нарушает его право на участие в выборах главы городского округа «город Якутск» на равных условиях, что создало неоправданное преимущество для ФИО2 при ведении им своей избирательной кампании. Указал, что у избирательной комиссии имелись такие основания для отказа в регистрации, как: пп. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 – отсутствие копии документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании, указанные в заявлении о согласии баллотироваться; пп. «в2» п. 24 ст. 38 ФЗ-67 – в заявлении о согласии баллотироваться отсутствует указание на избирательный округ, по которому баллотируется кандидат (указана только должность). Просил признать незаконным решение избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от ____ года № ___ о регистрации кандидата ФИО2 на должность главы городского округа «город Якутск».
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов административного истца, а также на нарушение административным ответчиком требований действующего законодательства. Указали на то, что ФИО2 при подаче заявления о согласии баллотироваться на указанную выборную должность не представил заверенную в установленном порядке им самим копию диплома о высшем образовании, а в самом заявлении не указано верное наименование избирательного округа «единый избирательный округ – городской округ «город Якутск», а указана лишь должность, на которую баллотируется кандидат - «на должность главы городского округа «город Якутск». Дополнительно пояснили, что имеются также иные основания для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным. Так, нарушен порядок выдвижения кандидата, поскольку кандидат ФИО2 выдвинут на должность главы городского округа «город Якутск» Советом Регионального отделения политической партии «Партия ветеранов России» в Республике Саха (Якутия), в то время как ни уставом, ни законом не предусмотрено выдвижение данным органом, на данном уровне выборов в соответствии с п. 23 ст. 2 это в компетенции партии или ее регионального отделения (при наличии). Также отметили, что в заявлении о согласии баллотироваться ФИО2 кроме вышеизложенного не указана дата выдачи и реквизиты диплома о его образовании, не указан ИНН, отсутствуют сведения о роде его деятельности; в сведениях о доходах и имуществе кандидата и его супруги в графе № 2 не указан вид паспорта и номер ИНН; отсутствуют копии листов паспорта кандидата о браке и детях; в справке о недвижимом имуществе, находящемся за пределами РФ, в графах стоят прочерки, тогда как при отсутствии имущества в графе проставляется «отсутствует» и остальные графы раздела не заполняются; справка о расходах также заполнена некорректно. Пояснили, что указанные недочеты и ошибки при заполнении и подаче документов являются существенными и влекут отказ в регистрации кандидата на названную выборную должность.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии городского округа «город Якутск» ФИО4 в судебном заседании иск не признал в полном объеме, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность оспариваемых действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании выборы главы городского округа «город Якутск» проводятся на территории вышеуказанного муниципального образования и единый избирательный округ называется аналогично, других избирательных округов на выборах главы городского округа «город Якутск» не имеется, что исключает разночтения, в связи с чем доводы иска в этой части являются необоснованными. Диплом о высшем образовании ФИО2 был представлен в избирательную комиссию лично в оригинале и копии, последняя сверена представителем избирательной комиссии с оригиналом и заверена его подписью, при этом факт предоставления в избирательную комиссию не заверенной собственноручно копии диплома не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата. Относительно неправильного заполнения заявления и справок пояснил, что они не являются основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку носят формальный характер, между тем все необходимые сведения заинтересованным лицом были предоставлены. Копии листов паспорта представлены, как того требует закон. Также указал на то, что ст. 40 устава партии «Партия ветеранов России» предусматривает полномочия Совета регионального отделения партии по выдвижению кандидатов на выборную должность главы муниципального образования.
Заинтересованное лицо – ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен, направил своего представителя ФИО5, который в судебном заседании с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, указывая на законность оспариваемого решения избирательной комиссии, отсутствие нарушения им прав и законных интересов административного истца, а также представление заинтересованным лицом при подаче заявления о согласии баллотироваться всех необходимых сведений. Пояснил, что сведения ФИО2 как обычный представитель народа предоставил в избирательную комиссию на установленных бланках в полном объеме, он выдвинут региональным отделением политической партии в установленном порядке, Совет является уполномоченным органом отделения. Также отметил, что административный истец неправильно толкует закон и злоупотребляет своими правами.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим оставлению без удовлетворения, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от ___ заинтересованное лицо ФИО2 зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы городского округа «город Якутск».
Решением избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от ___ административный истец ФИО1 зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы городского округа «город Якутск».
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Частью 4 ст. 240 КАС РФ установлен 10-дневный срок подачи административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении.
Данный срок административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение вынесено ____ года, а административное исковое заявление поступило в суд ___ года.
Из материалов дела установлено, что ФИО2 ____ года подал в избирательную комиссию городского округа «город Якутск» заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования городской округ «город Якутск» от политической партии «Партия ветеранов России». При этом он сообщил сведения о своей дате и своем месте рождения, адресе места жительства, о документе, удостоверяющем его личность, о своем индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН), гражданстве, профессиональном образовании, основном роде занятий. К данному заявлению приложены копия паспорта (листы 2, 3, 4, 5, 18, 19); копия диплома о высшем профессиональном образовании; копия трудовой книжки; сведения на кандидата и его супругу о размере и источниках доходов, имуществе, вкладах и ценных бумагах; справки на кандидата и его супругу о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; справки на кандидата и его супругу о принадлежащем им недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых оно приобретено, об их обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации; справка об отсутствии счетов в иностранных банках; справка ПАО «___» об открытии специального избирательного счета; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 указанного Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
Из анализа положений приведенного Федерального закона следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
К числу таковых положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации, а также нарушение порядка выдвижения от политической партии.
Статьей 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрены условия выдвижения кандидатов.
Так, согласно п. 1 данной статьи о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. В силу п. 2 этой статьи соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п. 14.3 ст. 35 данного закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В названном заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Также п. 2.2 вышеуказанной статьи 33 предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 указанной статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании п. 14.3 ст. 35 данного закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Аналогичные положения содержит статья 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)».
Из анализа представленных ФИО2 в избирательную комиссию документов видно, что совокупность сведений, изложенных в его заявлении о согласии баллотироваться и содержащихся в приложенных к нему документах, позволяет прийти к выводу об их полноте.
Так, заявление ФИО2 о согласии баллотироваться на должность главы городского округа «город Якутск» содержит полный объем необходимых сведений, предусмотренных действующим законодательством. То обстоятельство, что в заявлении им указано согласие баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования городской округ «город Якутск» без указания на единый избирательный округ городской округ «город Якутск», не может быть признано основанием для отмены регистрации кандидата. Иных избирательных округов, кроме единого избирательного округа городской округ «город Якутск», на выборах главы данного муниципального образования не имеется, неясности при определении избирательного округа не имеется, в связи с чем указание ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться выборной должности и названия муниципального образования, совпадающего с наименованием единого избирательного округа, является достаточным.
Указание сведений об образовании, роде деятельности тождественно сведениям, содержащимся в приложенных к заявлению копии диплома, выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и сведениям о доходах, расходах и принадлежащем имуществе, в связи с чем оснований усомниться в добросовестности кандидата и достоверности названных сведений не имеется. Довод административного истца об отсутствии в заявлении ФИО2 о согласии баллотироваться сведений дате выдачи диплома о высшем профессиональном образовании и его реквизитов в виде серии и номера также является несостоятельным, поскольку к заявлению приложена копия данного диплома.
Довод административного истца о том, что представленные ФИО2 в избирательную комиссию копия диплома и трудовой книжки не были заверены им лично, судом отклоняется, поскольку из материалов дела и объяснений представителя избирательной комиссии судом установлено, что данным кандидатом в избирательную комиссию были представлены оригиналы диплома и трудовой книжки, с которых уполномоченным лицом окружной избирательной комиссии были сняты копии и произведено заверение, что, в свою очередь, позволило полностью исключить какие-либо сомнения в достоверности полученных копий документов для осуществления регистрации вышеуказанного кандидата. Как видно из названных копий документов, фамилия и инициалы, должность заверившего их лица, а также дата их заверения соответствует сведениям, указанным в подтверждении избирательной комиссии городского округа «город Якутск» от ____ года о приеме документов на должность главы городского округа «город Якутск» от ФИО2
Доводы административного истца о том, что ФИО2 приложил к своему заявлению копии не всех листов своего паспорта, тогда как должны быть приложены копии листов о браке и детях, судом отклоняются, поскольку сведения в данных листах паспорта не носят достоверный характер и такие сведения о зарегистрированном браке гражданина и его несовершеннолетних детях могут быть подтверждены только сведениям органа записи актов гражданского состояния, в связи с чем отсутствие указанных копий не может быть признано существенным нарушением.
Доводы административного истца о ненадлежащем оформлении сведений и справок о доходах, расходах и принадлежащем имуществе, носят формальный характер и не могут быть признаны основанием для отмены регистрации кандидата, поскольку весь объем необходимой информации в них указан, их достоверность сомнений не вызывает, а доказательств, которые могли бы повлечь иной вывод суда, административным истцом не представлено.
Из положений Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия) следует, что отказ в регистрации кандидата возможен лишь при полном отсутствии вышеприведенных сведений. Неуказание в представленных документах каких-либо сведений, в частности, сведений о том, что паспорт ФИО2 является именно паспортом гражданина Российской Федерации, а не заграничным паспортом или паспортом гражданина СССР, проставление в графах вместо слова «отсутствует» прочерков, не влечет за собой применение вышеприведенных правовых оснований отказа в регистрации кандидата.
Пунктом 2 ст. 35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, ст. 39 Закона Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия) установлено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Согласно п. 2 ст. 25 данного федерального закона решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Как видно из материалов дела, Региональное отделение Политической партии «Партия ветеранов России» прошло государственную регистрацию в качестве некоммерческой организации, что подтверждается соответствующим свидетельством.
ФИО2 выдвинут в качестве кандидата на должность главы городского округа «город Якутск» на заседании Совета Регионального отделения данной политической партии ____ года, о чем свидетельствует приложенный к заявлению о согласии баллотироваться протокол заседания № ___.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Устава Политической партии «Партия ветеранов России», принятого на учредительном съезде партии ____ года, совет регионального отделения – это постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной данным уставом. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 40 к исключительной компетенции совета регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы муниципального образования (на должность главы муниципального образования, являющегося республиканским центром, - по предварительному согласованию с президиумом или бюро президиума) в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической партии.
Таким образом, выдвижение ФИО2 в качестве кандидата на должность главы городского округа «город Якутск» осуществлено в соответствии с требованиям Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) о муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия) и Устава Политической партии «Партия ветеранов России» уполномоченным органом Регионального отделения данной партии. Доказательств отзыва политической партией кандидатуры данного лица либо несогласования его кандидатуры с президиумом или бюро президиума суду не представлено.
При таких обстоятельствах представленные ФИО2 заявление и документы соответствуют всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством и нормативными правовыми актами к такого рода документам. Решение вынесено законно, порядок его вынесения не нарушен, решение принято в пределах компетенции избирательной комиссии.
Административным истцом по данному делу не доказано, что оспариваемым решением избирательной комиссии нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах на основании ст. 244 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа «город Якутск» о признании незаконным решения от ___ о регистрации кандидата ФИО2 на должность главы городского округа «город Якутск» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь А. С. Готовцева
Решение изготовлено в окончательной форме 09 августа 2018 года.