ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-810/20 от 03.01.2019 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-810/2020

43RS0003-01-2019-000665-38

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020 года г.Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Лобастове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Автономной некоммерческой организации развития информационного сопровождения молодёжных проектов и программ "Молодёжный информационный центр" о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области обратилось с административным иском о ликвидации Автономной некоммерческой организации развития информационного сопровождения молодёжных проектов и программ "Молодёжный информационный центр". В обоснование требований указано, что {Дата} Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кирову Автономная некоммерческая организация развития информационного сопровождения молодежных проектов и программ «Молодежный информационный центр» зарегистрирована в качестве юридического лица и сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номеров {Номер}. Организация действует на основании собственного устава в редакции от {Дата} (далее - Устав). В нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Организация не предоставила в Управление в установленные сроки отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявление в соответствии с пунктом 3.1, статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ за 2018 год. {Дата} в адрес Организации направлено предупреждение {Номер}-П за нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ с установлением срока исполнения до {Дата}. Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений, размещенной на официальном Интернет-сайте Почты России, предупреждение от {Дата}{Номер}-П, направленное по адресу постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не было получено. {Дата} Почтой России поставлена отметка «Неудачная попытка вручения». Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение до настоящего времени не исполнено. {Дата} в адрес Организации направлено второе предупреждение {Номер}-П со сроком исполнения до {Дата} по тем же основаниям. Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений, размещенной на официальном Интернет-сайте Почты России (www.russianpost.ru), предупреждение от {Дата}{Номер}-П, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не было получено. {Дата} Почтой России поставлена отметка «Возврат отправителю из-за отсутствия адресата». {Дата} в Управление поступила информация от и.о. Директора Организации Катковой Е.В. о том, что Организация прекращает свою деятельность, денежные средства у Организации отсутствуют, расчетный счет Организации закрыт. Просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию развития информационного сопровождения молодежных проектов и программ «Молодежный информационный центр» (ОГРН - {Номер} исключить сведения об Автономной некоммерческой организации развития информационного сопровождения молодежных проектов и программ «Молодежный информационный центр» из Единого государственного реестра юридических лиц(л.д.5-7).

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Кирову в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России {Номер} по Кировской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что {Дата} Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кирову Автономная некоммерческая организация развития информационного сопровождения молодежных проектов и программ «Молодежный информационный центр» зарегистрирована в качестве юридического лица и сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номеров {Номер}.

Организация действует на основании собственного устава, утвержденного решением учредителя организации от {Дата}.

В соответствии с положениями пунктов 4.1, 4.3, 4.8, 4.10 Устава высшим коллегиальным органом Организации является Собрание учредителей, к исключительной компетенции которого относится назначение единоличного исполнительного органа Организации - Директора. Директор Организации без доверенности действует от имени Организации.

Согласно протоколу Собрания учредителей Организации от {Дата} и. о. Директора Организации была назначена Каткова Евгения Васильевна. Сведения о Катковой Е.В., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, содержатся в ЕГРЮЛ.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от {Дата} № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002.

Согласно положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств с иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Формы и сроки предоставления указанных документов определены Приказом Минюста России от {Дата}{Номер} «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", в соответствии с которыми документы должны предоставляться некоммерческой организацией в Управление ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Организация не предоставила в Управление в установленные сроки отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам № ОН0001 и № ОН0002 либо заявление в соответствии с пунктом 3.1, статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ за 2018 год.

{Дата} в адрес Организации направлено предупреждение {Номер}-П за нарушение положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ с установлением срока исполнения до {Дата}.

Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений, размещенной на официальном Интернет-сайте Почты России (www.russianpost.ru), предупреждение от {Дата}{Номер}-П, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не было получено. {Дата} Почтой России поставлена отметка «Неудачная попытка вручения».

В силу требований пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, Организация несет риск последствий неполучения предупреждения от {Дата}{Номер}-П (юридически значимого сообщения), доставленного по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение до настоящего времени не исполнено.

{Дата} в адрес Организации направлено второе предупреждение {Номер}-П со сроком исполнения до {Дата} по тем же основаниям.

Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений, размещенной на официальном Интернет-сайте Почты России (www.russianpost.ru), предупреждение от {Дата}{Номер}-П, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с Организацией, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не было получено. {Дата} Почтой России поставлена отметка «Возврат отправителю из-за отсутствия адресата».В силу требований пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, Организация несет риск последствий неполучение предупреждения от {Дата}{Номер}-П (юридически значимого сообщения), доставленного по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Возражений по предупреждению и ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения в Управление не поступало. Предупреждение до настоящего времени не исполнено.

Таким образом, длительное неисполнение законного требования Управления, а именно непредставление сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ, является грубым нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 7 статьи 32 Федерального закона некоммерческие организации обязаны информировать Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от {Дата} № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Корреспонденция, направляемая по адресу организации, возвращается по причине истечения срока хранения либо по иным обстоятельствам.

В силу требований пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, Организация несет риск последствий неполучения юридически значимого сообщения, доставленного по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Организация не проинформировала и не представила в Управление соответствующие документы о смене адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, по которому осуществляется* связь с Организацией.

В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 указанного закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о прекращении деятельности данной некоммерческой организации.

Кроме того, 30.04.2019 в Управление поступила информация от и.о. Директора Организации Катковой Е.В. о том, что Организация прекращает свою деятельность, денежные средства у Организации отсутствуют, расчетный счет Организации закрыт.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, в Кировской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области.

Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 1, статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

Административный истец является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что стороной административного ответчика не представлено доказательств, опровергающих исковые требования.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении периода с 2016 до настоящего времени, в связи с чем, суд находит основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию развития информационного сопровождения молодёжных проектов и программ "Молодёжный информационный центр" (ОГРН {Номер}).

Исключить сведения об Автономной некоммерческой организации развития информационного сопровождения молодёжных проектов и программ "Молодёжный информационный центр" из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Малова

Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}

Судья Н.Л. Малова