ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-811/18 от 25.07.2018 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 25 июля 2018 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.И.,

с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофановой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-811/2018 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Верхнегутарского муниципального образования, Российской Федерации к Администрации Верхнегутарского муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, Верхнегутарского муниципального образования, Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Администрации Верхнегутарского муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В обоснование административных исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об энергосбережении и бюджетного законодательства органами местного самоуправления Нижнеудинского района установлено следующее. В силу ст. 3 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Пунктами 3 и 4 ст.4 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Аналогичные положения закреплены в п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично- правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Статьей 65 БК РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 БК РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства на территории Верхнегутарского МО не обеспечено принятие муниципальной программы по вопросам энергосбережения, в расходной части местного бюджета ассигнования на реализацию мероприятий по энергосбережению не заложены. По вышеуказанным фактам, 28.05.2018 главе Верхнегутарского МО было внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и бюджетного законодательства. Как следует из представленной в электронной форме информации администрации Верхнегутарского МО от 27.06.2018 работа по разработке и утверждению программы ведется. Таким образом, программа по вопросам энергосбережения не разработана и не утверждена в установленных законом порядке, в расходной части местного бюджета ассигнования на реализацию мероприятий по энергосбережению не заложены, что препятствует реализации мероприятий в области энергосбережения на территории поселения. В связи с чем, Нижнеудинский межрайонный прокурора обращаться с настоящим заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании старший помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М. В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила суд обязать администрацию Верхнегутарского муниципального образования - администрацию сельского поселения по истечению одного месяца со дня вступления в силу решения суда разработать программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Верхнегутарского муниципального образования. Обязать администрацию Верхнегутарского муниципального образования - администрацию сельского поселения по истечению одного месяца со дня вступления в силу решения суда предусмотреть в расходной части местного бюджета на 2018 год бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по энергосбережению на территории Верхнегутарского муниципального образования.

Представитель административного ответчика администрации Верхнегутарского муниципального образования – администрации сельского поселения по доверенности ФИО1 направила заявление, в котором административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, последствия признания административного иска понятны, просила принять признание иска и рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанову М.В., считавшую возможным принять признание административного иска, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 3 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Пунктами 3 и 4 ст.4 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Аналогичные положения закреплены в п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично- правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Статьей 65 БК РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 86 БК РФ) и подлежат отражению в реестре расходных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства на территории Верхнегутарского МО не обеспечено принятие муниципальной программы по вопросам энергосбережения, в расходной части местного бюджета ассигнования на реализацию мероприятий по энергосбережению не заложены.

По вышеуказанным фактам 28.05.2018 главе Верхнегутарского МО было внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и бюджетного законодательства.

Согласно информации административного ответчика от 27.06.2018 работа по разработке и утверждению программы ведется.

Таким образом, программа по вопросам энергосбережения не разработана и не утверждена в установленных законом порядке, в расходной части местного бюджета ассигнования на реализацию мероприятий по энергосбережению не заложены, что препятствует реализации мероприятий в области энергосбережения на территории поселения.

В силу ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Верхнегутарского муниципального образования, Российской Федерации к Администрации Верхнегутарского муниципального образования - администрации сельского поселения о возложении обязанности по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности удовлетворить.

Обязать администрацию Верхнегутарского муниципального образования - администрацию сельского поселения по истечению одного месяца со дня вступления в силу решения суда разработать программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Верхнегутарского муниципального образования.

Обязать администрацию Верхнегутарского муниципального образования - администрацию сельского поселения по истечению одного месяца со дня вступления в силу решения суда предусмотреть в расходной части местного бюджета на 2018 год бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по энергосбережению на территории Верхнегутарского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 30.07.2018г.