ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-811/19 от 22.10.2019 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-811/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2019 года г.Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Иванова Ю.И.,

при секретаре судебного заседания Поляковой Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Российской Федерации, Главному управлению по охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти и об исключении из реестра объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее по тексту административный истец) обратилась в Кимрский городской суд Тверской области с указанными требованиями, которые мотивировала тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №*, расположенного по адресу: <адрес>, а также являлась собственником объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Законодательного собрания Тверской области от 27.05.1999 г. № 296-П-2 вышеуказанный жилой дом был отнесен к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры.

Вышеуказанные объекты недвижимости были приобретены ФИО1 в порядке наследования после смерти Х., в рамках наследственного дела № 1-9/121-2010. Права на вышеуказанные объекты были зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости была сделана регистрационная запись на жилой дом от 14.04.2011г. №*.

09.08.2011 г. произошёл пожар в доме по адресу: <адрес>, в результате чего произошла фактическая утрата (гибель) объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

09.12.2011 г. государственным регистратором З. было принято решение о прекращении прав и о снятии с кадастрового учета объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с условным номером: №*.

В 2013 году ФИО1 были заключены Договора на возмездное оказание услуг от 20.12.2013 г. с экспертами К. и Л. для проведения государственной историко-культурной экспертизы объекта историко-культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

В 2013 году все материалы были направлены в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Не получив ответ от государственных органов власти с 2013 года, административный истец направила обращение в адрес Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области вх. № 5183 от 12.09.2018 г. с просьбой сообщить информацию по ее обращению об исключении объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в ответе от 25.09.2018 г. № 5089/03 сообщила следующее, что в 2014 году в Министерство культуры Российской Федерации было направлено обращение по вопросу исключения из реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

Однако до настоящего времени информации о результатах рассмотрения данного вопроса в адрес Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области не поступало.

Дополнительным письмом от 06.12.2018 г. № 6763/03 ФИО1 было сообщено, что проект распоряжения будет внесен в Правительство Российской Федерации при условии доработки акта государственной историко-культурной экспертизы, а также при условии представления документов, подтверждающих факт физической утраты объекта культурного наследия.

Административный истец, полагая, что ее права и законные интересы нарушены действиями административных ответчиков, обратился в суд с настоящим иском.

Административный истец ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, уважительные причины неявки суду не представила.

Представитель административного истца ФИО2, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представила заявление о рассмотрении административного дела в её отсутствие.

Административный ответчикПравительство Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, уважительных причины неявки суду не представил.

Административный ответчик Главное управление по охране объектов культурного наследия Тверской области, административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представив суду письменные возражения, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицоМинистерство культуры Российской Федерации, административные исковые требования не признало, просило в их удовлетворении отказать, представив суду письменные возражения,отметив, что исключение объекта культурного наследия из реестра – это специальная административная процедура, предусмотренная ст. 23 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ; решение принимается Правительством Российской Федерации, проект такого решения готовится и вносится министерством на основании обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации и заключения государственной историко-культурной экспертизы, подготовленного в соответствии с Положением от 15.07.2009 № 569; поскольку истец не представила ни надлежащего заключения государственной историко-культурной экспертизы, ни необходимый пакет документов, в Министерство культуры России не обращалась, основания для инициирования процедуры исключения спорного здания из реестра у министерства отсутствуют, просило суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Правительство Тверской области, административные исковые требования не признало, просило в их удовлетворении отказать, представив суду письменные возражения, просило суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Управление МЧС России по Тверской области отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Кимры и Кимрскому району, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено, уважительные причины неявки суду не представило.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Кимры Тверской области ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании оставила вопрос о разрешении административных исковых требований на усмотрение суда.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

При рассмотрении требований, суд исходит из следующего.

Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №*, расположенного по адресу: <адрес>, а также являлась собственником объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Законодательного собрания Тверской области от 27.05.1999 г. № 296-П-2 вышеуказанный жилой дом был отнесен к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры.

Вышеуказанные объекты недвижимости были приобретены ФИО1 в порядке наследования после смерти Х., в рамках наследственного дела № 1-9/121-2010. Права на вышеуказанные объекты были зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости была сделана регистрационная запись на жилой дом от 14.04.2011г. №*.

09.08.2011 г. произошёл пожар в доме по адресу: <адрес>, в результате чего произошла фактическая утрата (гибель) объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

09.12.2011 г. государственным регистратором З. было принято решение о прекращении прав и о снятии с кадастрового учета объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с условным номером: №*.

В 2013 году ФИО1 были заключены Договора на возмездное оказание услуг от 20.12.2013 г. с экспертами К. и Л. для проведения государственной историко-культурной экспертизы объекта историко-культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

В 2013 году все материалы были направлены в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Не получив ответа от государственных органов власти с 2013 года, истец направила обращение в адрес Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области вх. № 5183 от 12.09.2018 г. с просьбой сообщить информацию по ее обращению об исключении объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.

Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в ответе от 25.09.2018 г. № 5089/03 сообщила следующее, что в 2014 году в Министерство культуры Российской Федерации было направлено обращение по вопросу исключения из реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», общей видовой принадлежности – памятники градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: <адрес>.Дополнительным письмом от 06.12.2018 г. № 6763/03 ФИО1 было сообщено, что проект распоряжения будет внесен в Правительство Российской Федерации при условии доработки акта государственной историко-культурной экспертизы, а также при условии представления документов, подтверждающих факт физической утраты объекта культурного наследия.

ФИО1 повторно обратилась в государственный орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, по вопросу снятия с государственного кадастрового учета с кадастровым номером №*, однако ей было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 22 июля 2019 г. № КУВД-001/2019-8315251.

В рамках личного приема в Кимрском отделе Управления Росреестра по Тверской области ФИО1 был получен ответ, что вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет в связи с обращением Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в 2015 году, без восстановления прав.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ).

В силу ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.

Статьей 20 Федерального закона N 73-ФЗ ведение реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.

В реестре содержатся сведения об объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в. (вид объекта – памятник), расположенном по адресу: <адрес> (Далее – Объект).

Объект зарегистрирован в реестре Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 11.12.2017 г. № 133057-р с присвоением ему регистрационного номера 69141018544005.

Основанием для регистрации Объекта в реестре является Постановление Законодательного собрания Тверской области от 27.05.1999 г. № 296-П-2 «Об объявлении объектов историко-культурного наследия исторических городов и г. Кимры Тверской области памятниками истории и культуры».

В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) исключение из реестра производится на основании акта Правительства Российской Федерации, проект которого представляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России), на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы (далее - Экспертиза), составленного всоответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 (далее - Положение). Для исключения Объектов регионального и муниципального значения также необходимо обращение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Положения экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, аттестованным Минкультуры России в соответствии с Положением о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, утвержденным приказом Минкультуры России от 26.08.2010 N 563 (далее - эксперты) или юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее трех экспертов.

В соответствии с пунктом 11 (2) Положения экспертиза в отношении документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из реестра, проводится экспертной комиссией из трех и более экспертов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона исключение Объекта из реестра осуществляется в случае его полной физической утраты или утраты историко-культурного значения.

В соответствии с пунктом 16 Положения вместе с актом экспертизы в Минкультуры необходимо представлять:

- материалы, содержащие информацию о ценности Объектов;

- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на Объекты и (или) земельные участки в границах его территории;

- выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о зарегистрированных правах на Объект и (или) земельные участки в границах его территории;

- сведения об Объекте и о земельных участках в границах его территории, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (копии соответствующих выписок, паспортов, планов территории и справок);

- копии охранного обязательства собственника Объекта или его пользователя (охранно-арендного договора, охранного договора);

- фотографические изображения Объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;

- копии решения органа государственной власти о включении Объекта в Реестр;

- сведения о прекращении существования утраченного Объекта, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, а также акт обследования, составленный при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия;

- копии паспорта объекта культурного наследия.

- документы, подтверждающие факт физической утраты и (или) повреждений Объектов, которые служат основанием для исключения их из реестра.

Списки физически утраченных Объектов и Объектов, утративших историко-культурную ценность, представленные в Минкультуры России региональными органами охраны объектов культурного наследия и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не являются основанием для исключения Объектов из Реестра.

Письмом от 08.11.2018 г. № 14/23-12-02 Министерство Культуры Российской Федерации сообщило, что проект распоряжения об исключении Объекта из реестра будет внесен в Правительство Российской Федерации при условии доработки акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с требованиями п. 28, пп. «д», «ф», п. 16, пп. «а», п. 19 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 569, а также при условии предоставления документов, подтверждающих факт физической утраты объекта культурного наследия, которые служат основанием для его исключения из реестра.

Вышеуказанные материалы предоставляются в управление по охране объектов культурного наследия для последующего направления их в Министерство культуры Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют сведения о принятии административным истцом мер по доработке материалов, а также направлении их в адрес административных ответчиков.

Административная процедура исключения объекта культурного наследия из реестра распространяется и на случаи его полной физической утраты и реализуется на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и последующего акта Правительства Российской Федерации (ст. 23 указанного Федерального закона). Поэтому прекращение права собственности на объект недвижимого имущества, являющийся объектом культурного наследия, ввиду его уничтожения или гибели само по себе не влечет прекращение (снятие) установленного ранее в его отношении обременения, тем более что такой объект согласно положениям ст. 47 Федерального закона № 73-ФЗ может быть признан подлежащим восстановлению и воссоздан. В противном случае (при ином толковании и применении норм закона) заинтересованные лица могли бы обойти эту специальную процедуру только лишь посредством представления документа о полной физической утрате объекта культурного наследия, что создавало бы условия для злоупотребления правом. Аналогичная правовая позиция выражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2017 № 51-АПГ16-23.

Таким образом, административными ответчиками были предприняты все действия в рамках своей компетенции, направленные на рассмотрение вопроса об исключение Объекта из реестра.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Правительству Российской Федерации, Главному управлению по охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти и об исключении из реестра объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 15 ноября 2019 года.

Судья Ю.И.Иванов

Дело №2а-811/2019