ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-811/2022ПО от 15.07.2022 Мончегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2а – 811/2022 полный текст изготовлен 15.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 15 июля 2022 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Кораевой В.Б.,

при секретаре Сорвиной Я.В.,

с участием представителя административного истца – ст. помощника прокурора г. Мончегорска Глухова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,

установил:

Прокурор города Мончегорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, путем мониторинга, размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлен сайт .... содержащий информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации, а именно информацию о способе изготовления легковоспламеняющихся взрывчатых веществ «коктейль Молотова», «термитная смесь», компонентов огнестрельного оружия, а также составах смесей, используемых при изготовлении указанных легковоспламеняющихся взрывчатых веществ, способных вызвать неконтролируемое горение. Сайт открыт для свободного доступа неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан. Доступ к информации о способах приготовления взрывных устройств, в том числе в сети Интернет, фактически создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства. Кроме того, за изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или устройств предусмотрена уголовная ответственность. Ссылаясь на ст.ст. 2, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст.ст. 2, 4 Федерального закона «О средствах массовой информации», Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» прокурор г. Мончегорска просит признать информацию, размещенную на сайте https://fantastikhit.ru/trotilovaya-shashka-svoimi-rukami/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании ст.помощник прокурора города Мончегорска Глухов А.С. требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил. Представил сведения о том, что указанный сайт в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", не внесен.

С учетом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), права и свободы человека и гражданина (ограничение доступа к информации) могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).

Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.1 Закона об информации предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 1 статьи 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств является уголовно-наказуемым деянием и преследуется по закону.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения мониторинга прокуратурой г. Мончегорска размещенной на сайтах сети «Интернет» информации в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, выявлен сайт .... содержащий информацию об изготовлении взрывчатого вещества «тротиловая шашка», составах смеси. Сайт открыт для свободного доступа неопределенного круга лиц.

На сайте размещена информация в виде текста, содержащего подробную инструкцию по изготовлению взрывчатого вещества, с указанием компонентах смеси, их пропорциях. Эти обстоятельства подтверждаются скриншотами.

На момент проверки и на день рассмотрения дела в суде указанный Интернет-ресурс в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" не внесен, что подтверждается прилагаемой копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

Кроме того, установлено, что сведения о владельце данного сайта отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт распространения посредством сети «Интернет» информации, содержащей сведения о составе и изготовлении взрывной смеси, представляющей опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, за осуществление которой, предусмотрена уголовная ответственность.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание положения статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие право прокурору обратиться в суд с административным исковым заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети "Интернет", размещенную на Интернет-сайте по адресу: .... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанное решение является основанием для внесения указанного Интернет-сайта в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.Б.Кораева