ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8127/2016 от 06.10.2016 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

№ 2а-8127/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2016 года город Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Смирновой С.А.

при секретаре Трикоз М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, понуждению к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, понуждению к действиям. В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул.... в городе Рубцовске Алтайского края. Согласно распоряжению *** от *** жилой дом № *** по ул. ... в г.Рубцовске признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В настоящий момент дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В соответствии с положениями частей 10-12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 названной статьи. Бездействие органа местного самоуправления по не принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных ч.10 ст.32 ЖК РФ является основанием для его обжалования гражданином. НА основании изложенного истец просил признать незаконным бездействие администрации города Рубцовска по не направлению собственнику квартиры № *** в доме № *** по ул.... в городе Рубцовске Алтайского края требования о его сносе в соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации; возложить на администрацию города Рубцовска обязанность по направлению собственнику квартиры № *** в доме № *** по улице ... в городе Рубцовске Алтайского края требования о его сносе в порядке ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке.

Представители административного истца ФИО2 и ФИО3, действующие на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представителем ответчика был представлен письменный отзыв, в котором указал, что, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с положениями п.п. 10-12 ст. 32 ЖК РФ, является основанием, а не обязанностью, предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Такая обязанность возложена п. 11 ст. 31 ЖК РФ, согласно которому земельный участок, расположенный под многоквартирным домом изымаемый для муниципальных нужд подлежит изъятию в связи с принятием решения о застройке данного земельного участка. Действующим законодательством не установлены сроки, в течение которых граждане, проживающие в доме признанном непригодным для проживания, должны быть отселены. В соответствии со ст. 32 ЖК РФ Администрация города Рубцовска Алтайского края по соглашению с собственниками жилых помещений, проживающих в домах признанных непригодными для проживания, включает их в краевую адресную программу переселения граждан из аварийного жилья и предоставляет жилые помещения, равнозначные ранее занимаемым жилым помещениям в аварийном доме, в собственность граждан. Муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края принимает участие в краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Условием для участия в краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы являлось, что многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу до 01.01.2012. Так как многоквартирный дом по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** был признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012, то не был включен в данную программу. Изъятие жилого помещения, либо земельного участка у собственника жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ, носит форму сделки, то есть допускается императивно по соглашению сторон (собственника жилого помещения и органа местного самоуправления). В связи с тем, что отсутствуют законные основания для изъятия земельного участка (поскольку строительство на данном участке не запланировано), кроме того в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для заключения соглашения о выкупной цене жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ФИО1, Администрация города Рубцовска не имеет возможности осуществить действия, указанные в ст. 32 ЖК РФ. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, кроме того признание многоквартирного дома непригодным для проживания не признает непригодным для проживания жилые помещения, расположенные в данном доме. Кроме того ФИО1 имеет право обратиться с заявлением в Администрацию города Рубцовска на предоставление ей для временного проживания жилого помещения в маневренном фонде Администрации города Рубцовска. На основании изложенного, просил требования ФИО1 к Администрации города Рубцовска Алтайского края оставить без рассмотрения.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав, представителей административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает, что административные исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, ул...., д.№ ***, кв.№ ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства от 28.01.2006 года N 47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение) признание помещением жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с требованиями указанного положения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приведшего к снижению до недопустимого уровня надежности здания от 65 % до 75%, в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ******, согласно распоряжению Администрации города Рубцовска Алтайского края от ****** многоквартирный дом по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жителей установлен до 31.12.2020.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС N 14 от 02.07.2009, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры.

Муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края принимает участие в краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Однако, многоквартирный дом по адресу: г.Рубцовск, ул..., *** не принимает участие в данной программе, так как был признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012.

При этом Администрация города Рубцовска Алтайского края не направила ФИО1, как собственнику помещения, требование о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашло свое подтверждение то, что при решении вопроса в отношении юридической судьбы жилого дома по адресу: г.Рубцовск, ул...., *** имеет место быть бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края в данном случае противоречит действующему законодательству и нарушает права административного истца на проживание в жилом доме, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, так как дом признан аварийным, а дальнейших шагов ответчик не предпринимает.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края по не направлению собственнику помещения - квартиры № *** в доме № *** по улице ... в г.Рубцовске Алтайского края ФИО1, требования о его сносе в соответствии с ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрации города Рубцовска Алтайского края предъявить к собственнику помещения - квартиры № *** в доме № *** по улице ... в г.Рубцовске Алтайского края ФИО1требования о его сносе в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края.

Судья С.А. Смирнова