ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-812/17 от 17.11.2017 Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан)

К делу №2а-812/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

с. Аскарово РБ

17 ноября 2017 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Осипова В.Н.

с участием представителя административного истца ООО «Алтынай» – ФИО1 (доверенность б/н от 17.07.2017 сроком на один год),

представителя административного ответчика отдела архитектуры и градостроительства Администрации МР Абзелиловский район РБ ФИО2 (доверенность №22 от 02.10.2017, сроком на один),

при секретаре Рахметове И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению директора Общества с ограниченной ответственностью «Алтынай» ФИО5 ФИО10 к отделу архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании решения начальника отдела архитектуры и градостроительства об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Алтынай» обратился с административным иском в суд к администрации МР Абзелиловский район РБ, заинтересованному лицу – отделу архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ о признании решения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ФИО4 выраженное в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ в отказе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка незаконным, обязать начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ФИО3 выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 02:01:010201:48.

Требования мотивированы тем, что ООО «Алтынай» на основании договора аренды земельного участка зем от ДД.ММ.ГГГГ пользуется земельным участком с кадастровым номером , площадью 4538+/- 47 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торгового комплекса, расположенного по адресу: РБ, <адрес>. Срок аренды земельного участка согласно п.3.1 договора аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

02.08.2007 г. отделом архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ было выдано разрешение на строительство № 262 для строительства торгового комплекса ООО «Алтынай» сроком до 02.08.2017 г., срок разрешения на строительство продлен до 02 августа 2022 года.

На вышеуказанном земельном участке ООО «Алтынай» соблюдая градостроительные нормы и правила, возвело здание торгового комплекса, на здание изготовлен технический паспорт, инвентарный номер 11119 от 17.05.2017 г.

В связи с окончанием строительства в июле 2017 г. ООО «Алтынай» обратилось в отдел архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ с заявлением о выдаче акта ввода в эксплуатацию возведенного торгового комплекса.

Ответом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ от 02.08.2017 г. исх. № 2012 в выдаче акта ввода в эксплуатацию было отказано ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.9 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ – отсутствия заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Считает решение начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ в отказе выдачи акта ввода в эксплуатацию здания торгового комплекса, выраженное письме исх.2012 от 02.08.2017 г. незаконным по следующим основаниям ввиду отсутствия оснований для отказа, установленных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в силу части 7 пункта 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления вправе требовать положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса только при принятии решения о выдачи разрешения на строительство.

Согласно отчета 02-ПКП-17, выполненного ООО ПКП «Промез», имеющей свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность строительства, при обследовании строительных конструкций дефекты, повреждения снижающую несущую способность не обнаружены, определена безопасность объекта капительного строительства для его завершения и дальнейшей эксплуатации. (стр. 35 отчета, приложение Е).

Таким образом отказ в выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта ввиду отсутствия положительного заключения экспертизы проектной документации действующим законодательством не предусмотрен. Других оснований для отказа в выдачи разрешения объекта в эксплуатацию ответ не содержит.

Ответом государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору исх. № 28300 от 08.09.2017 г. разъяснено, что ввиду отсутствия строительного надзора при строительстве объекта, выдача заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства «Торговый центр» не представляется возможным.

В связи с чем, просит признать решение начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ ФИО3 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию незаконным. Обязать выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства торгового центра.

Истица ФИО5 извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания в суд не явилась, не просила рассмотреть дело без ее участия, об уважительных причинах неявки суду не сообщила. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца с участием ее представителя, полномочия которого подтверждаются в установленном КАС РФ порядке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал, дал пояснения соответствующие основаниям административного иска, пояснив, что ответ государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору был получен ООО «Алтынай» после отказа в выдачи разрешения объекта на ввод в эксплуатацию.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования признал частично, показав суду, что на момент вынесения решения об отказе в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию «Торгового комплекса» какой либо информации с государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору не было, вследствии чего считает отказ в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства при имеющихся предоставленных документах законным. В настоящий момент оснований для отказа в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта не имеется.

Представитель ответчика ФИО6 в ходе подготовки дела к судебному заседания суду дал одинаковые по смыслу и содержанию с ФИО2 показания, добавив что сомневаться в легитимности отчета 02-ПКП-17, выполненного ООО ПКП «Промез», сделавшего вывод при обследовании строительных конструкций об отсутствии дефектов повреждений снижающую несущую способность и определившего безопасность объекта капительного строительства для его завершения и дальнейшей эксплуатации оснований не имеется, не возражает против частичного удовлетворения иска о обязанности выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства.

Суд, выслушав представителей истца, ответчикаизучив и оценив материалы дела, приходит к следующему:

ООО «Алтынай» на основании договора аренды земельного участка № 45-01-08 зем от 26 мая 2008 г. пользуется земельным участком с кадастровым номером 02:01:010201:48, площадью 4538+/- 47 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торгового комплекса, расположенного по адресу: РБ, <адрес>. Срок аренды земельного участка согласно п.3.1 договора аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ было выдано разрешение на строительство № 262 для строительства торгового комплекса ООО «Алтынай» сроком до 02.08.2017 г., срок разрешения на строительство продлен до 02 августа 2022 года.

На земельном участке ООО «Алтынай» возвело здание торгового комплекса, на здание изготовлен технический паспорт, инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно отчета 02-ПКП-17, выполненного ООО ПКП «Промез», имеющей свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность строительства, при обследовании строительных конструкций дефекты, повреждения снижающую несущую способность не обнаружены, определена безопасность объекта капительного строительства для его завершения и дальнейшей эксплуатации. (стр. 35 отчета, приложение Е).

В связи с окончанием строительства в июле 2017 г. ООО «Алтынай» обратилось в отдел архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ с заявлением о выдаче акта ввода в эксплуатацию возведенного торгового комплекса.

Ответом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Абзелиловский район РБ от 02.08.2017 г. исх. № 2012 в выдаче акта ввода в эксплуатацию было отказано ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.9 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ – отсутствия заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Согласно ответа государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору исх. № 28300 от 08.09.2017 г. установлено, что ввиду отсутствия строительного надзора при строительстве объекта, выдача заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства «Торговый центр» не представляется возможным.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В силу части 7 пункта 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления вправе требовать положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса только при принятии решения о выдачи разрешения на строительство.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

(п. 10 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 226-ФЗ)

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

(п. 11 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу части 4.1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрены частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 198-ФЗ)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

В соответствии с частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке

Т.о. доводы административного истца в части требования при выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта положительного заключения экспертизы проектной документации суд считает обоснованными и законными.

Суд принимает во внимание, что ответ государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору получен административным истцом 08.09.2017 г., после получения от административного ответчика отказа разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. В отказе административный ответчик ссылается на отсутствие заключения органа строительного надзора.

При вышеуказанных обстоятельствах требования административного истца о признании решения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Башкортостан ФИО3 в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ в отказе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 02:01:010201:48 незаконным не подлежат удовлетворению.

Ввиду получения административным ответчиком документов, послужившим основанием для отказа разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, признания в этой части исковых требований, наличия заключения ООО ПКП «Промез», имеющего свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность строительства, сделавшего вывод при обследовании строительных конструкций об отсутствии дефектов и повреждений снижающих несущую способность, определивших безопасность объекта капительного строительства для его завершения и дальнейшей эксплуатации, возведения торгового комплекса на земельном участке с соответствующим разрешенным видом использования и отсутствием иных оснований для отказа в выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, суд читает исковые требования в части обязанности выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта подлежащими удовлетворению.

Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Руководствуясь ст. ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление директора Общества с ограниченной ответственностью «Алтынай» ФИО5 ФИО11 к отделу архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании решения начальника отдела архитектуры и градостроительства об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию незаконным удовлетворить частично.

В удовлетворении исковых требований директора Общества с ограниченной ответственностью «Алтынай» ФИО5 ФИО12 к отделу архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в части признания незаконным решение начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, торгового цента, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 02:01:010201:48 отказать.

Обязать начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ФИО3 выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 02:01:010201:48.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Абзелиловский районный суд РБ, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.Н.Осипов