РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Метревели Ц.Т.,
с участием административного истца Расулова Б.М., представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» Ахмедова М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Расулова Бадрудина Магомедхановича к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала», Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконными требования Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала», указанные в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ г. № и от ДД.ММ.ГГГГ г. № об обязании Расулова Б.М. пройти согласование возведения некапитальных нестационарных сооружений на арендуемом земельном участке в управлении архитектуры и градостроительства г.Махачкала на предмет соответствия проекта освоения лесов на лесном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, номер учетной записи в государственном лесном кадастре № требованиям архитектурно-художественного дизайна, противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, обязании Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкала не чинить административному истцу препятствия в пользовании арендованным земельным участком лесного фонда площадью 0,35 га, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, номер учетной записи в государственном лесном кадастре № и прекращении выдвижения требований о вышеуказанных незаконных согласованиях и взыскании с Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкала в пользу Расулова Б.М. уплаченную государственную пошлину,
УСТАНОВИЛ:
Расулов Б.М. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» ошибочно полагая, что на участок лесного фонда, расположенный в границах муниципального образования ГОсВД «город Махачкала» распространяются действие муниципальных правовых актов городского округа вне зависимости от форм собственности, предъявляют ему незаконно требования о согласовании возведения некапитальных нестационарных сооружений на арендуемом им земельном участке.
Административный истец Расулов Б.М. поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» Ахмедов М. в судебном заседании административное исковое заявление не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Администрация ГОсВД «город Махачкала» извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Определением Советского районного суда г.Махачкала от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан.
Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан извещённый о месте и времени рассмотрения дела своего представителя не направил. На предыдущем судебном заседании представитель комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан Абасов Г.Г. просил удовлетворить административное исковое заявление Расулова Б.М. по основаниям, изложенным им в своих возражениях.
Исследовав по правилам ст.84 КАС РФ материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. между Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан и Алиевым К.А. заключен договор аренды лесного участка №, со следующими характеристиками: площадь 0,35 га; местоположение – РД, г.Махачкала, <адрес> кадастровый номер № и номер учетной записи в государственном лесном реестре №
ДД.ММ.ГГГГ г. между Алиевым К.А. и Расуловым Б.М. заключен договор уступки прав и обязанностей на лесной участок площадью 0,35 га, расположенный на территории <адрес> кадастровый номер №, номер учетной записи в государственном лесном реестре №, категория - земли лесного фонда, разрешенное использование - для осуществления рекреационной деятельности.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Расулова Б.М. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» направлены два уведомления от ДД.ММ.ГГГГ г. за № и от ДД.ММ.ГГГГ г. за №19 в которых сообщается о том, что его земельный участок расположен в границах МО ГОсВД «город Махачкала» поэтому на него распространяется действие муниципальных правовых актов ГОсВД «город Махачкала». Ссылаясь на ч.2.10.6 ст.2.10 правил благоустройства территории ГОсВД «город Махачкала» указывается на то, что некапитальные нестационарные сооружения должны пройти согласование в Управлении архитектуры и градостроительства г.Махачкала на предмет соответствия проекта: архитектурно-художественным требованиям городского дизайна; возможностью размещения согласно территориальному зонированию; обеспечения беспрепятственного движения пешеходов и транспорта; противопожарной безопасности; санитарно-гигиеническим нормам; необходимой удаленности от инженерных коммуникаций и сооружений, жилых помещений, посадочных площадок городского транспорта, витрин магазинов, стволов деревьев. Отмечается, что размещение некапитальных сооружений на спорном земельном участке не согласовывалось в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства. В оспариваемых уведомлениях обращается внимание на то, что осуществление строительства объекта капитального строительства, а также размещение некапитального объекта не представляется возможным без наличия соответствующей разрешительной документации. На основании вышеизложенного Расулову Б.М. рекомендовано остановить осуществление строительно-монтажных работ и обратиться в уполномоченные органы с представлением всех необходимых законодательством документов для осуществления деятельности на испрашиваемом земельном участке. В оспариваемых уведомлениях указывается, что в противном случае Управлением будут приняты соответствующие меры и направлен материал в надзорные и правоохранительные органы в целях пресечения нарушения требований законодательства и совершения противозаконных действий.
В соответствии с ч.2 ст. 41 Лесного кодекса РФ, при осуществлении рекреационной деятельности допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли водного фонда, земли запаса, в том числе и земли лесного фонда. Статья 101 Земельного кодекса РФ гласит что, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ, ч. 1 ст. 8 ЗК РФ.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства (ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ (ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
В ДД.ММ.ГГГГ году Расуловым Б.М. подготовлен проект освоения лесов лесного участка площадью 0,35 га в составе земель лесного фонда Сулакского участкового лесничества Махачкалинского лесничества, предоставленного в аренду Расулову Б.М. для осуществления рекреационной деятельности квартал №, часть выдела № г.Махачкала.
Заключением экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности в ГКУ «Махачкалинское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержденной приказом Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ г. № сделан вывод о том, что представленный на государственную экспертизу проект освоения лесов на вышеуказанном лесном участке разработан с учетом приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Государственная экспертиза по представленному проекту освоения лесов - положительная. Срок действия положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов установлен на период действия проекта освоения до ДД.ММ.ГГГГ года.
Статья 84 Лесного кодекса РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Судом установлено и не оспаривалось представителем комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан земельный участок, находящийся на праве аренды у Расулова Бадрудина Магомедхановича, относится к землям лесного фонда.
В ст. 83 Лесного кодекса РФ перечислены полномочия переданные Российской Федерацией в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В соответствии с Положением о Комитете по лесному хозяйству Республики Дагестан утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №№, Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и надзорные функции.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки лесного фонда.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала» утвержденные Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" от 26 мая 2016г. №9-5 градостроительные регламенты для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий не установлены.
В соответствии с частью 5 статьи 15 указанных Правил использование территории, относящейся к землям лесного фонда, определяется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах, у органов местного самоуправления отсутствуют распорядительные полномочия в отношении участков лесного фонда. В соответствии со статьями 81 – 84 Лесного Кодекса Российской Федерации такие полномочия могут принадлежать федеральным и региональным органам. Муниципальные же органы вправе осуществлять соответствующие полномочия только в отношении тех лесных участков, которые не относятся к участкам лесного фонда и находятся в собственности муниципальных образований.
Между тем, спорный земельный участок, находящийся на праве аренды у Расулова Б.М., относится к землям лесного фонда ( не находится в собственности муниципального образования), что также подтверждено представителем комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан Абасовым Г.Г. в своих возражением, соответственно доводы Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы о том, что земельный участок расположен в границах МО ГОсВД «город Махачкала» и на него распространяется действие муниципальных правовых актов ГОсВД «город Махачкала», являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм права.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые уведомления Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ г. за № и от ДД.ММ.ГГГГ г. за № о необходимости согласования, являются незаконными, поскольку они вынесены ответчиком за рамками предоставленных ему полномочий, безусловно нарушают права истца.
В соответствии с ч. 9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Как усматривается из оспариваемых уведомлений, Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» предписывает (рекомендует) Расулову Б.М. остановить осуществление строительно-монтажных работ, в противном случае Управлением будут приняты соответствующие меры и направлен материал в надзорные и правоохранительные органы в целях пресечения нарушения требований законодательства и совершения противозаконных действий.
В связи с этим, суд в качестве способа восстановления нарушенного права Расулова Б.М. полагает необходимым возложить на Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкала не чинить Расулову Б.М. препятствия в пользовании арендованным им земельным участком лесного фонда площадью 0,35 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № номер учетной записи в государственном лесном кадастре № связанные с предъявлением уведомлении о согласовании в Управлении архитектуры и градостроительства г.Махачкала на предмет соответствия проекта требованиям архитектурно-художественного дизайна, противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.
Как усматривается из материалов дела, Расуловым Б.М. была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала».
Ввиду того, что Расуловым Б.М. оспариваются уведомления Управления архитектуры и градостроительства ГОсВД «город Махачкала», которое является структурным подразделением Администрации ГОсВД «город Махачкала» и одновременно самостоятельным юридическим лицом, требования к Администрации ГОсВД «город Махачкала» не предъявлены истцом, оснований для возложения каких-либо обязанностей на второго административного ответчика - администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не имеется.
На основании выше изложенного, ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Расулова Бадрудина Магомедхановича удовлетворить.
Признать незаконными требования (действия) Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала», выраженные в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ г№ и от ДД.ММ.ГГГГ г. № об обязании Расулова Б.М. пройти согласование возведения некапитальных нестационарных сооружений на арендуемом земельном участке в Управлении архитектуры и градостроительства г.Махачкала на предмет соответствия проекта освоения лесов на лесном участке, расположенном по адресу: г.Махачкала, <адрес> кадастровый номер №, номер учетной записи в государственном лесном кадастре № требованиям архитектурно-художественного дизайна, противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.
В целях устранения допущенных нарушений или препятствия к осуществлению прав Расулова Б.М. обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» не чинить Расулову Б.М. препятствия в пользовании арендованным земельным участком лесного фонда площадью 0,35 га, расположенного по адресу: г<адрес> кадастровый номер №, номер учетной записи в государственном лесном кадастре № связанные с предъявлением уведомлении о согласовании в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» на предмет соответствия проекта требованиям архитектурно-художественного дизайна, противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.
Взыскать с Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» в пользу Расулова Бадрудина Магомедхановича уплаченную государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Шуаев Д.А.