УИД №
Дело № 2а-812/2021
Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2021 года г. Гаврилов-Ям |
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Павлюченко А.А.,
при секретаре Уколицкой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области к администрации городского поселения Гаврилов-Ям о признании нормативного правового акта недействующим в части,
у с т а н о в и л :
Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения Гаврилов-Ям о следующем:
- признать недействующими раздел 3 и приложения №№ 3, 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания», утвержденного постановлением администрации городского поселения Гаврилов-Ям от 16.04.2012 № 201 (в редакции постановлений от 24.09.2013 № 524, от 11.11.2013 № 615, от 10.02.2014 № 48, от 23.05.2016 № 406, от 10.10.2018 № 640), в связи с несоответствием их требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В обоснование иска указано, что прокуратурой района при осуществлении правового мониторинга нормативной базы городского поселения Гаврилов-Ям изучен Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания» (далее - Административный регламент), утвержденный постановлением администрации городского поселения Гаврилов-Ям от 16.04.2012 № 201 (в редакции постановлений от 24.09.2013 № 524, от 11.11.2013 № 615, от 10.02.2014 № 48, от 23.05.2016 №406, от 10.10.2018 №640).
Установлено, что наименование Административного регламента, раздел 3 и приложения № 3, № 4 Административного регламента не соответствуют требованиям жилищного законодательства.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Постановление № 47).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2019 № 1535, от 24.04.2020 № 581, от 27.07.2020 № 1120 внесены изменения в Постановление № 47.
Так, правовым актом определяется, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Указывается, что в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Кроме того, устанавливается, что заключение о наличии или отсутствии оснований для признания дома аварийным, принимаемое комиссией по оценке и обследованию помещения или многоквартирного дома, направляется в двух экземплярах в 3-дневный срок в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для последующего принятия решения.
Вместе с тем, раздел 3 и приложения №№ 3, 4 противоречат положениям пунктов 44, 45, 47, приложениям №№ 1, 2 к Постановлению №47.
Так, раздел 3 Административного регламента предусматривает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Приложением № 3 Административного регламента предусмотрена форма акта обследования помещения.
Приложением № 4 Административного регламента установлена форма заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Указанный муниципальный нормативный правовой акт является действующим, подлежит применению в отношении неопределенного круга лиц, имеющих основания для признания в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания.
Административный регламент размещен на сайте муниципального образования в разделе «Документы» «Административные регламенты» - «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания».
В судебном заседании старший помощник прокурора Чижова С.А. административный иск поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения Гаврилов-Ям по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокуратуры района.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установлением порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, и наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из пункта 28 указанного Постановления следует, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Из материалов дела видно, что оспариваемый Административный регламент размещен на сайте муниципального образования в разделе «Документы» «Административные регламенты» - «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания».
Административный регламент принят уполномоченным органом в рамках исполнения полномочий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации городского поселения Гаврилов-Ям от 14.06.2011 № 272 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг».
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Постановление № 47).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2019 № 1535, от 24.04.2020 № 581, от 27.07.2020 № 1120 внесены изменения в Постановление № 47.
Так, правовым актом определяется, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Указывается, что в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Кроме того, устанавливается, что заключение о наличии или отсутствии оснований для признания дома аварийным, принимаемое комиссией по оценке и обследованию помещения или многоквартирного дома, направляется в двух экземплярах в 3-дневный срок в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для последующего принятия решения.
Вместе с тем, раздел 3 и приложения №№ 3, 4 противоречат положениям пунктов 44, 45, 47, приложениям №№ 1, 2 к Постановлению №47.
Так, раздел 3 Административного регламента предусматривает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Приложением № 3 Административного регламента предусмотрена форма акта обследования помещения.
Приложением № 4 Административного регламента установлена форма заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Указанный муниципальный нормативный правовой акт является действующим, подлежит применению в отношении неопределенного круга лиц, имеющих основания для признания в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания.
Административный регламент размещен на сайте муниципального образования в разделе «Документы» «Административные регламенты» - «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания».
Несоответствие Административного регламента требованиям действующего законодательства может повлечь нарушение прав граждан и юридических лиц, имеющих право на признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания.
В этой связи прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области в адрес администрации городского поселения Гаврилов-Ям года принесен протест на отдельные положения настоящего Административного регламента, однако в нарушение десятидневного срока, предусмотренного статьей 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», администрацией городского поселения Гаврилов-Ям протест до настоящего времени не удовлетворен, нормативный акт в соответствии с требованиями Постановления № 47, не приведен, что не оспаривается представителем административного ответчика в судебном заседании.
В силу пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание приведенные нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд считает необходимым признать оспариваемые раздел 3 и приложения №№ 3, 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания», утвержденного постановлением администрации городского поселения Гаврилов-Ям от 16.04.2012 № 201 (в редакции постановлений от 24.09.2013 № 524, от 11.11.2013 № 615, от 10.02.2014 № 48, от 23.05.2016 № 406, от 10.10.2018 № 640) недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Гаврилов-Ямский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 174, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать недействующими раздел 3 и приложения №№ 3, 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в установленном порядке жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания», утвержденного постановлением администрации городского поселения Гаврилов-Ям от 16.04.2012 № 201 (в редакции постановлений от 24.09.2013 № 524, от 11.11.2013 № 615, от 10.02.2014 № 48, от 23.05.2016 № 406, от 10.10.2018 № 640), в связи с несоответствием их требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Павлюченко