Дело № 2а-813/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор.Чита 10 апреля 2020 года
Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
обратившись в суд с вышеназванным административным иском, прокурор просил признать информацию о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, размещенную в сети «Интернет» по адресу: <адрес>, с которого происходит переадресация на адрес: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на указанном сайте содержится названная информация, она находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц. Распространение информации влечет уголовную и административную ответственность, противоречит действующему законодательству, подрывает авторитет государственной власти.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились при надлежащем извещении. Представитель Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и об удовлетворении заявленных требований. Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Определением осуществлен переход в рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон).
Статьей 10 Закона предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4). При этом статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающая органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, не определяет порядок и условия реализации гарантируемого ею права, - это компетенция федерального законодателя, который, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов, вправе установить разные уровни гарантий и степень возможных ограничений права на получение информации при условии соразмерности таких ограничений конституционно признаваемым целям их введения (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральными законами, устанавливающими специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, сведений о частной жизни, конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью (Постановление от 18 февраля 2000 года № 3-П).
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации. Данный законодательный акт подразделяет информацию в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную информацию, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, и информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 1 и 5 - 10).
Такое правовое регулирование конкретизирует конституционные положения и направлено на обеспечение разумного баланса конституционно защищаемых ценностей: доступа граждан к информации, с одной стороны, и защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, - с другой (определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 № 738-О).В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (ч. 1 ст. 15.1 Закона). В указанный реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Закона). Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона). Прокуратурой Ингодинского района г.Читы в рамках проверки обращения гражданина установлено, что на интернет-странице <адрес> имеется свободный доступ неограниченного круга лиц к информации о продаже дипломов, аттестатов и иных документов, подтверждающих наличие образования у гражданина. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь. При входе на страницу с адресом <адрес> производится автоматическая переадресация на страницу с адресом http://chita.diplomс-rf.com, где также отражается указанная информация. Действующим законодательством установлена уголовная ответственность за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (статья 324 УК РФ), подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков (статья 327 УК РФ), административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 6.17 КоАП РФ). Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, размещенная на страницах http://chita.diplomz-rf.com и <адрес> информация о возможности получения документов об образовании без фактического обучения противоречит основам конституционного устройства, направлена на противоправные цели и должна быть запрещена к распространению. Кроме того, судом учитывается, что доступ на сайт является свободным, что не исключает возможность получения этой информации несовершеннолетними, что запрещено статьей 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».При таком положении заявленные требования о признании информации, размещенной на страницах <адрес>, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению. В силу частей 3,4 статьи 265.5 КАС РФ копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению. Руководствуясь ст. ст. 290, 293, 294 КАС РФ, судРЕШИЛ: административный иск удовлетворить. Признать информацию о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта с URL-адресами: <адрес> и <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю для включения доменного имени сайтов с URL – адресами: <адрес> и <адрес> в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Решение суда подлежит немедленному исполнению.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.Судья С.А. Шишкарева
Решение суда в окончательной форме принято 10.04.2020