ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-813/2017 от 13.01.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием:

прокурора ФИО2, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании нормативного правового акта недействительным в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании нормативного правового акта недействительным в части. Требования обоснованы следующим:

Прокуратурой <адрес> изучено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта» (далее - постановление ), опубликованное в газете «<данные изъяты><данные изъяты>» , ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 постановления утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта (далее - Порядок).

Отдельные нормы Порядка противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», внесены изменения в п. 3 ст. 78.1 данного кодекса, уточняющие порядок предоставления субсидий юридическим лицам и некоммерческим организациям, а также порядок исполнения бюджетных обязательств за пределами текущего финансового года.

Так, внесенными изменениями устанавливается, что субсидии, использованные с нарушением условий их предоставления подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими порядок их предоставления. Кроме того, в соответствии с вносимыми изменениями, в договор (соглашение) о предоставлении субсидий юридическому лицу, некоммерческой организации, а также в договор о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам включается обязательное условие о недопустимости приобретения за счет средств субсидий, а также инвестиций иностранной валюты, за исключением операций по закупке (поставке) высокотехнологического импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операциями, определенных нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78.1 БК РФ).

Вместе с тем, п. 4.14 Порядка, согласно приложению к постановлению, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует указанным требованиям Бюджетного кодекса РФ, поскольку не содержит, указание о том, что соглашение должно содержать такое обязательное условие как недопустимость приобретения за счет средств субсидий, а также инвестиций иностранной валюты, за исключением случаев предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, что прямо предусмотрено п. 3 ст. 78. 1 БК РФ.

Кроме того, раздел 6 Порядка предусматривает, что в случае если организация отказывается добровольно возвратить денежные средства, они истребуются в судебном порядке в рамках действующего законодательства. Указанная норма не содержит срока, в течение которого администрация <адрес> должна обратиться в суд об истребовании указанных денежных средств.

Таким образом, указанная норма характеризуется наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики - широта дискреционных полномочий, а именно отсутствие срока принятия решения.

Отсутствие сроков принятия решения об обращении с соответствующим заявлением в суд может привести к невозможности взыскания бюджетных средств с организаций, получивших субсидию и допустивших нарушения условий предоставления субсидии.

В связи с изложенным, в соответствии со ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» в адрес мэра <адрес>, прокурором города ДД.ММ.ГГГГ принесен протест .

По результатам рассмотрения протеста мэром <адрес>ФИО3ДД.ММ.ГГГГ за № ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ о том, что требование протеста о приведении данного нормативного правового акта не подлежит удовлетворению в указанной части, поскольку условие о включении положения о недопустимости приобретения за счет средств субсидий, а также инвестиций иностранной валюты включается в соглашение о предоставлении субсидий, а не в правовой акт, регулирующий порядок предоставления субсидий.

Также, по мнению администрации <адрес> протест прокуратуры города в части установления сроков обращения администрации города в суд в случае отказа получателя субсидии добровольно возвратить денежные средства не обоснован, поскольку требования об обязательном указании срока обращения в суд Бюджетный кодекс РФ не содержит.

Оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, так как вследствие его применения любое лицо будет введено в заблуждение относительно объема полномочий органа местного самоуправления, указанного в нем. Кроме того, положения оспариваемой нормы нарушают права Российской Федерации на единство правового пространства, верховенство норм федерального законодательства.

Прокурор просил суд признать противоречащим закону и недействующими п. 4.14 и раздел 6 Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта».

Указать на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления согласно требованиям п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования поддержала, ссылаясь на основания указанные в иске.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, пояснив суду, что в статьях 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены требования, которые должны быть отражены в муниципальном правовом акте, определяющем объем и предоставление субсидий. Помимо этого, указанные статьи предусматривают, что должно быть отражено в соглашении (договоре) о предоставлении субсидий. В абзаце третьем п. 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ указано, что порядок определения объема и предоставления субсидий должен содержать положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС), предоставившим субсидию и органами муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателям. Оспариваемый порядок в п. 4.14 содержит данную норму.

Норма о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты для включения в порядок в статьях 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ не содержится.

Данное правило, исходя из п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, является обязательным и неотъемлемым для включения в договор о предоставлении субсидий.

Доводы прокуратуры о том, что условие об обязательном включении в оспариваемый Порядок нормы о запрете приобретения валюты основываются на неправильном толковании норм бюджетного законодательства.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ также не содержат условия об установлении в Порядке о предоставлении субсидии требования обозначенного прокурором.

Коррупциогенным фактором норма будет являться в случае установления трудновыполнимого требования для гражданина или организации. Однако норма предлагаемая прокуратурой касается не гражданина или организации, а органа местного самоуправления, в части установления срока по обращению в суд.

Статьи 78 и 78.1. Бюджетного кодекса не содержат требования об обязательном указании срока обращения в суд.

Гражданским кодексом Российской Федерации в ст. 195-196 предусмотрена исковая давность, то есть срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.

Пункт 4.14 и раздел 6 оспариваемого Порядка не противоречит нормам бюджетного законодательства.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ также не содержат требований об установлении в Порядке о предоставлении субсидии срока обращения в суд.

Просила суд в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 208 ч. 3 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято постановление N 5508 "О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта".

Указанным нормативным правовым актом в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", муниципальной программой "Развитие физической культуры и спорта" на ДД.ММ.ГГГГ годы", утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , и в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций администрация города утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, согласно приложению к настоящему постановлению (далее – Порядок).

Согласно п. 4.14 Порядка обязательным условием, включаемым в соглашение, заключенное между Управлением и получателем субсидии на основе настоящего Положения, является согласие получателя субсидии на осуществление Управлением, предоставившим субсидию, и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Согласно разделу 6 Порядка в случае нарушения условий предоставления субсидии Управление составляет акт проверки использования денежных средств. Возврат средств субсидии организацией осуществляется в течение 20 дней со дня получения настоящего акта проверки. В случае если организация отказывается добровольно возвратить денежные средства, они истребуются в судебном порядке в рамках действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», внесены изменения в п. 3 ст. 78.1 данного кодекса, уточняющие порядок предоставления субсидий юридическим лицам и некоммерческим организациям, а также порядок исполнения бюджетных обязательств за пределами текущего финансового года.

В соответствии с внесенными изменениями при предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, обязательными условиями их предоставления является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В силу п. 2 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг"

Согласно п. 7 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 - 6 настоящего документа, содержит положения:

(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1218)

а) в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий:

о направлениях расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

о запрете приобретения получателями субсидий - юридическими лицами за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом.

Вместе с тем в нарушение вышеперечисленных требований, п. 4.14 Порядка не содержит, указания о том, что соглашение должно содержать такое обязательное условие как недопустимость приобретения за счет средств субсидий, а также инвестиций иностранной валюты, за исключением случаев предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, что прямо предусмотрено п. 3 ст. 78. 1 БК РФ.

Раздел 6 Порядка предусматривающий, в случае отказа организации добровольно возвратить денежные средства при нарушении условий предоставления субсидии их истребование в судебном порядке в рамках действующего законодательства.

Указанная норма не содержит срока, в течение которого администрация <адрес> должна обратиться в суд об истребовании указанных денежных средств.

Неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

С учетом изложенного, суд соглашается с доводом прокурора о том, что Раздел 6 Порядка характеризуется наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» п. 3 Методики - широта дискреционных полномочий, а именно отсутствие срока принятия решения.

Отсутствие сроков принятия решения об обращении с соответствующим заявлением в суд может привести к невозможности взыскания бюджетных средств с организаций, получивших субсидию и допустивших нарушения условий предоставления субсидии, которая ограничена сроками исковой давности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать противоречащими закону и недействующими п. 4.14 и раздел 6 Порядка определения объема предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5508 "О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта".

Сообщить о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий: Н.А. Чижова