Дело № 2а-813/2021г. .
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2021 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Благонадеждиной Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Демидович Л.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Куликовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области, Совету депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействие по разработке и утверждению нормативно-правовых актов в сфере градостроительного законодательства и возложении обязанности по их разработке и утверждению,
УСТАНОВИЛ:
Кимрский межрайонный прокурор Тверской области (далее – прокурор, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействие по разработке и утверждению нормативно-правовых актов в сфере градостроительного законодательства и возложении обязанности по их разработке и утверждению.
Заявленные требования мотивировал тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области получена информация Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций о результатах проведения плановой проверки соблюдения органами местного самоуправления городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе рассмотрения вышеуказанной информации установлено, что органами местного самоуправления городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области не в полной мере исполняются полномочия в сфере градостроительной деятельности.
По результатам проведенной проверки главе администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области 09 февраля 2021 года прокуратурой вносилось представление.
Представление рассмотрено и удовлетворено, представлен письменный ответ от 28 февраля 2021 года, из которого следует, что администрацией будут приниматься меры к устранению нарушений, а отдельные полномочия в соответствии с Законом Тверской области № 89-30 от 20.12.2019 с 01 января 2021 года осуществляются органами государственной власти Тверской области.
В частности, администрация указала в ответе на представление, что до 01 июня 2021 года будут разработаны и утверждены программы комплексного развития муниципального образования, будет разработан Порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и иным характеристикам надежности и безопасности объектов требованиям проектной документации указанных объектов (далее - Порядок проведения осмотра зданий), а также разработан и утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Поскольку на момент рассмотрения представления вышеуказанные нормативные правовые акты в сфере градостроительного законодательства не были разработаны и приняты, исполнение акта прокурорского реагирования поставлено на контроль.
Однако администрацией городского поселения поселок Белый Городок Тверской области из всего вышеуказанного перечня нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности представлен в межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы только проект решения Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок «Об утверждении Порядка проведения осмотра зданий, сооружений, расположенных на территории муниципального образования городское поселение поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области, на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.
Программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, а также Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта» не разработаны и не утверждены.
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области от 17 июля 2015 года № 9 утвержден генеральный план городского поселения поселок Белый Городок.
На территории городского поселения действуют правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области от 17 июля 2016 года № 10.
Согласно ч. 5 ст. 26 ГрК РФ реализация уже утвержденного генерального плана поселения, который утвержден представительным органом в 2015 году, должна осуществляться, в том числе путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены комплексными программами.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ указанные комплексные программы должны разрабатываться в шестимесячный срок с даты утверждения генерального плана поселения и которые по содержанию должны соответствовать постановлениям Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», от 25 декабря 2015 года № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» и от 01 октября 2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».
До настоящего времени органами местного самоуправления городского поселения поселок Белый Городок не приняты меры к разработке и утверждению вышеуказанных комплексных программ.
Кроме того, не утвержден административный регламент по оказанию муниципальной услуги по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (исчерпывающий перечень № 130).
При этом нарушения градостроительного законодательства, указанные в представлении не устранены, что, по мнению административного истца, свидетельствует о бездействии администрации городского поселения пос. Белый Городок Кимрского района по исполнению предоставленных полномочий в сфере градостроительной деятельности. Отсутствие предусмотренных градостроительным законодательством нормативных правовых актов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на реализацию данных прав и законных интересов в указанной сфере правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просил суд: признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области в непринятии мер по разработке и утверждению следующих нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности: - Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Возложить на администрацию городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу разработать и утвердить: - Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Впоследствии от Кимрского межрайонного прокурора поступило заявление об уточнении административных исковых требований, в котором просил суд: признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области в непринятии мер по разработке и направлению в Совет депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области для утверждения: - Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области по разработке и утверждению Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта». Возложить на администрацию городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Совет депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района: - Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программу комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок. Возложить на администрацию городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Определением Кимрского городского суда Тверской области от 21 июля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен Совет депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области.
В судебном заседании 23 августа 2021 года представитель административного истца Куликова А.В. уточненные административные исковые требования поддержала и настаивала на их полном удовлетворении по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков - Администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области и Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области, представитель заинтересованного лица Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения данного административного дела извещались судом надлежащим образом, что подтверждается документально. Представители административных ответчиков представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, а также указали, что административные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора признают, не возражают в их удовлетворении.
От представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Петренко С.М. поступил отзыв, в котором он указал, что ознакомившись с доводами, изложенными в административном исковом заявлении Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 77 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 131-ФЗ) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления поселения и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, являющимися нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления муниципальных услуг и стандарт предоставления муниципальных услуг в соответствии с порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, который устанавливается местной администрацией. Согласно части 1 статьи 13 указанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - исчерпывающий перечень), согласно которому муниципальные услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам органами местного самоуправления при исполнении полномочий в сфере жилищного строительства, должны осуществляться в порядке, предусматривающем отмену избыточных и дублирующих процедур в строгом соответствии с указанным перечнем.
По результатам проведенной прокурором проверки главе администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области 09 февраля 2021 года Кимрской межрайонной прокуратурой вносилось представление.
Представление рассмотрено и удовлетворено, представлен письменный ответ от 28 февраля 2021 года, из которого следует, что администрацией будут приниматься меры к устранению нарушений, а отдельные полномочия в соответствии с Законом Тверской области № 89-30 от 20.12.2019 с 01 января 2021 года осуществляются органами государственной власти Тверской области.
В частности, в ответе на представление указано, что до 01 июня 2021 года будут разработаны и утверждены программы комплексного развития муниципального образования, будет разработан Порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и иным характеристикам надежности и безопасности объектов требованиям проектной документации указанных объектов (далее - Порядок проведения осмотра зданий), а также разработан и утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Поскольку на момент рассмотрения представления вышеуказанные нормативные правовые акты в сфере градостроительного законодательства не были разработаны и приняты, исполнение акта прокурорского реагирования поставлено на контроль.
Однако администрацией городского поселения поселок Белый Городок Тверской области из всего вышеуказанного перечня нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности в Кимрскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы представлен только проект решения Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок «Об утверждении Порядка проведения осмотра зданий, сооружений, расположенных на территории муниципального образования городское поселение поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области, на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов».
Программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, а также Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта» не разработаны и не утверждены.
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области от 17 июля 2015 года № 9 утвержден генеральный план городского поселения поселок Белый Городок.
На территории городского поселения действуют правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области от 17 июля 2016 года № 10.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ указанные комплексные программы должны разрабатываться в шестимесячный срок с даты утверждения генерального плана поселения и которые по содержанию должны соответствовать постановлениям Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», от 25 декабря 2015 года № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» и от 01 октября 2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».
Согласно п. 5.3 ст. 26 ГрК РФ проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.
Установлено, что до настоящего времени органами местного самоуправления городского поселения поселок Белый Городок не приняты меры к разработке и утверждению вышеуказанных комплексных программ, а проекты программ комплексного развития не были опубликованы (обнародованы) в соответствии с Уставом муниципального образования.
Кроме того, поскольку полномочия по утверждению вышеуказанных программ комплексного развития в муниципальном образовании не разграничены, в соответствии с требованиями ст. 26 ГрК РФ данные программы подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления, т.е. Советом депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области).
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта» также до настоящего времени администрацией городского поселения поселок Белый Городок также не разработан и не утвержден.
На необходимость разработки и утверждения вышеуказанных программ и Административного регламента указывалось администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области и Совету депутатов муниципального образования городское поселение поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области в предписаниях, выданных Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций.
В силу положений ст. 227 КАС РФ решение органа местного самоуправления, принятое по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, должно отвечать требованиям нормативно-правовых актов и не нарушать прав и законных интересов административного истца.
Отсутствие предусмотренных градостроительным законодательством нормативно правовых актов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на реализацию данных прав и законных интересов в указанной сфере правоотношений.
Учитывая изложенное, административные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226–227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области к Администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области, Совету депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействие по разработке и утверждению нормативно-правовых актов в сфере градостроительного законодательства и возложении обязанности по их разработке и утверждению, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области в непринятии мер по разработке и направлению в Совет депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области для утверждения: - Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок».
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области по разработке и утверждению Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Обязать администрацию городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Совет депутатов городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района: - Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок»; - Программу комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городское поселение поселок Белый Городок».
Обязать администрацию городского поселения поселок Белый Городок Кимрского района Тверской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.Л. Благонадеждина
Решение принято в окончательной форме 17 сентября 2021 года.
Судья: Н.Л. Благонадеждина
.
.
.
Дело № 2а-813/2021г. .