УИД 91RS0018-01-2021-000134-40
Дело№ 2а-814/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя заинтересованного лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо-Садоводческий потребительский кооператив «Труд» о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении совершить определенны действия,
УСТАНОВИЛ:
В январе 2021 года ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил суд:1)признать незаконным Уведомление Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым «О рассмотрении заявления» об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (исх.№ от 30.10.2020г.); 2) возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставлении земельного участка площадью № кв.м., расположенный в Сакском районе, на территории Ореховского сельского совета, на территории СПК «Труд» в кадастровом квартале №
Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ является членом СПК «Труд», в связи с чем, в пользование выделен земельный участок площадью № кв.м., земельный участок № по <адрес>, <адрес><адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее МИЗО РК) от утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка, для получения земельного участка в собственность без проведения торгов на основании п.2.7. ФЗ №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ», к которому также были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справка из СПК о членстве, выписка из протокола общего собрания, копия решения выделении СПК «Труд» земельных участков, выписка из ЕГРЮЛ на СПК «Труд», подтверждающие, что указанный кооператив создан до ДД.ММ.ГГГГ, копия решений № от 28.01.1991г., от ДД.ММ.ГГГГ, от 03.04.1996г.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ получил письмо «О рассмотрении заявления» от МИЗО РК об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, которое считает незаконным, принятым в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, так как согласно п.2.7. ст.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001г "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок, в том числе образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. А в случае отсутствия утвержденного проекта межевания, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка. Таким образом требование административного ответчика о необходимости предоставления утвержденного проекта межевания территории не основаны на действующем законодательстве, основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может быть установлен только федеральным законом.
Считает, что устранением в полном объеме допущенных нарушений прав будет являться возложение на МИЗО РК обязанности повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен наделам образом, причину неявки суду не сообщил, заявление о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушание дела, возражения по заявленным требованиям суду не представил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные возражения по заявленным требованиям в которых также отражено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения, возражения мотивированы тем, что на территории Республики Крым предоставление земельных участков физическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, законами Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и законом №-ЗРК, а также другими нормативными правовыми актами. Согласно действующему на территории Республики Крым законодательству, образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории, проекта организации территории садоводческого товарищества, а не путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении, кроме случаев указанных в законе, также является подготовка схемы расположения земельным участков с нарушением требований, а именно п.3 ст.18 Закона №-ЗРК, а также положений ст.39.15 ЗК РФ. Административным истцом к своем заявлению были не представлены сведения о кадастровом номере земельного участка, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, а также основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в связи с чем, заявление было возвращено с приложенными документами как несоответствующее требованиями п.1 ст.39.15 ЗК Российской Федерации. Также просил суд обратить внимание на то, что при принятии мер к восстановлению нарушенного права суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на решение вопросов о наличии или отсутствии основания для утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку данный вопрос не является предметом материальных отношений между заявителем и уполномоченным органом.
Представитель заинтересованного лица СПК «Труд» ФИО4 в судебном заседании с требованиями не согласился, просил отказать в полном объеме, пояснив суду, что спорные земельные участки исключены из границ кооператива, уже проект сделали, административному истцу было предложено занять другой земельный участок на основании решения правления кооператива, не известно знает ли о принятом решении ФИО1 или нет.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в порядке предусмотренном ст.164 КАС Российской Федерации, пришел к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 59 КАС Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст. 60 КАС Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Из положений ст. 61 КАС Российской Федерации усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.
При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.
Из положений ст. 62 КАС Российской Федерации следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7 и ч.8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что на основании решения собрания уполномоченных членов СПК «ТРУД» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят в члены кооператива и ему передан бесхозный земельный участок площадью № по адресу: <адрес>, который ранее принадлежал члену СПК «ТРУД» ФИО5 исключенного общим собранием уполномоченных представителей ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.16)
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола 31 собрания уполномоченных членов СПК «ТРУД» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) справкой председателя Правления СПК «ТРУД» от 20.10.2020(л.д.17)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 в МИЗО РК подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка площадью № кв.м., расположенный в <адрес>, <адрес> в кадастровом квартале № предоставленный ФИО1 как члену садоводческого кооператива по решению общего собрания.(л.д.14)
Согласно текста заявления, к заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ( с межевым планом на диске), копия паспорта, справка из СПК о членстве, выписка из протокола общего собрания, копия решения выделении СПК «Труд» земельных участков, копия решений № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРЮЛ на СПК «Труд», подтверждающие, что указанный кооператив создан до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также копиями материалов предоставленных МИЗО РК по запросу суда.(л.д.43-63,64-82)
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, ДД.ММ.ГГГГ МИЗО РК на адрес ФИО1 направлено сообщение №, полученное последним ДД.ММ.ГГГГ, «О рассмотрении заявления», которым возвращено поданное заявление о предварительном согласовании земельного участка для ведения садоводства, с приложенными документами, как не соответствующее требованиям п.1 ст.39.15 ЗК Российской Федерации 11/1.(л.д.9-11)
Данный отказ мотивирован тем, что образование земельного участка для ведения садоводства невозможно осуществить путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как ФИО1 в заявлении в нарушение п.п.4-6 п.1 ст.39.15 ЗК Российской Федерации не указаны:
-реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав (в собственность за плату или бесплатно)
С вышеуказанным отказом суд согласиться не может, так как отказ МИЗО РК принят в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, исходя из следующего.
Согласно решения исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче садоводческому товариществу «Труд» земель, занятых коллективными садами в <адрес>, принято решение изъять земельные участки предприятий, организаций и учреждений общей площадью 43,3 га (согласно приложения) и предоставить их в постоянное пользование для ведения коллективного садоводства садоводческому товариществу «Труд».(л.д.18)
Согласно решения 6-ой сессии 21 созыва <адрес> совета народных депутатов Крымской АССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка садоводческому товариществу «Труд» под расширение коллективных садов», решено предоставить садоводческому товариществу «Труд» их земель запаса <адрес> в постоянное владение для ведения коллективного садоводства земельный участок общей площадью 10,0 га пастбищ, из них 5,7га улучшенных.(л.д.20)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ной государственной администрацией в АР Крым зарегистрирован садоводческий потребительский кооператив «Труд».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ.(л.д.22-26)
Судом установлено, что решением 5-ой сессии 22 созыва <адрес> совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков садоводческому товариществу «Труд» под расширение коллективных садов» решено предоставить садоводческому товариществу «Труд» из земель запаса района в постоянное пользование земельные участки общей площадью 1,12га пастбищ под расширение территории существующих коллективных садов.
Также обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить в натуре границы земельных участков, отведенных товариществу для ведения коллективного садоводства.(л.д.21)
Судом установлено, что на основании вышеуказанного решения администрации кооперативом государственный акт не был получен, составлена была только документация.
Согласно положений ст.6 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с положениями вышеуказанного федерального конституционного закона и статьи 1202 ГК РФ, ДД.ММ.ГГГГ учредительные документы СПК «Труд» приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, что подтверждается извлечением из ЕГРЮЛ, согласно п.п.13-15 которого, следует, что СПК «Труд» зарегистрирован на территории Республики Крым с 1992 года и не является вновь созданным юридическим лицом
Судом установлено что СПК «Труд» расположен на территории Ореховского сельского совета <адрес> Республики Крым.
Судом установлено, что протоколом собрания уполномоченным СПК «Труд» от 24ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят в члены кооператива и в его пользование предоставленный земельный участок площадью 500 кв.м. расположенный в <адрес> (л.д.90)
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной председателем правления СПК «Труд».(л.д.91)
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка) до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Положениями ст.39.14 ЗК Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Согласно положений п.2 ст.39.15 ЗК Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
Положениями п.7 ст.39.15 ЗК Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Суд не соглашается с доводами административного ответчика изложенными в оспариваемом ответе, что согласно п.3 ст.11.3 ЗК Российской Федерации образование земельных участок из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства любо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания, исходя из следующего.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до ДД.ММ.ГГГГ предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Таким образом, при отсутствии проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 N 137-ФЗ может быть использована указанная в пункте 2.8 статьи 3 N 137-ФЗ и пункте 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Аналогичная позиция содержится в письмах Минэкономразвития ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.
Судом установлено, что проект межевания СПК «Труд» не был утвержден в связи с тем, что часть земельных участков находятся в границах водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы озера Михайловское, а также на землях лесного фонда Евпаторийского лесничества.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются заключением Совета министров РК от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности расположения СПК «Труд» на земельном участке в учтенных границах от ДД.ММ.ГГГГ№(л.д.143) и от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.155), сообщением Минэкологии РК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.138-139), схемой расположения земельного участка (л.д.140).
Судом установлено, что для возможности утверждения проекта межевания земельного участка кооператива, административному истцу, а также иным лицам, предложено принять иные земельные участки, с отказом от земельных участков находящихся в пользовании в настоящее время. (л.д.113,116)
Доказательства того, что административный истец принял в пользование иной земельный участок, отказавшись от спорного, суду не представлено и они отсутствуют в материалах дела.
В силу пункта 2.10 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Статьей 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пункт 16).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым регулируются законами Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и от ДД.ММ.ГГГГ N 320-ЗРК/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым".
В силу части 3 статьи 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка) земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества.
До ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду: членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка).
Согласно положений ст.15 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений"
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также является подготовка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом, в том числе: 1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; 2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно положений ст.20 вышеуказанного Закона до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду:
1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;
2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 320-ЗРК/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым".
Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).
Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.
Из вышеуказанного следует, что в случае отсутствия утвержденного проекта межевания, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка, и требования МИЗО РК о необходимости предоставления утвержденного проекта межевания территории, судом признаются не основанными на действующем законодательстве.
Судом установлено, что ФИО1 к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка приложил схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справку о членстве в кооператива, выписку из протокола общего собрания о выделении в пользование земельного участка заявителю, решения о предоставлении садоводческому товариществу «Труд» в бессрочное владение земельного участка.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может быть только установленный федеральным законом запрет на его предоставление.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административный ответчик, МИЗО РК, в своем сообщении от ДД.ММ.ГГГГ не представило допустимых и надлежащих доказательств того, что в установленный законом срок рассмотрено поступившее заявление ФИО1 и проверено наличие или отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела установлены нарушения процедуры принятия административным ответчиком МИЗО РК обжалуемого сообщения, в связи с чем, судом установлены основания для удовлетворения требований ФИО1 и признать незаконным Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ исх. № «О рассмотрении заявления» об отказе в утверждении ФИО1 схемы расположения земельного участка.
Также суд считает целесообразным обязать МИЗО РК, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью № кв.м., расположенного <адрес>, в кадастровом квартале №
Суд считает необходимым отметить, что в случае расположения земельного участка находящегося в пользование ФИО1 в зоне с особыми условиями использования территорий, вопрос об утверждении схемы земельного участка для передачи земельного участка в собственность возможен с установлением ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 180, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо-Садоводческий потребительский кооператив «Труд» о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении совершить определенны действия, – удовлетворить.
Признать незаконным Уведомление Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №«О рассмотрении заявления» об отказе в утверждении ФИО1 схемы расположения земельного участка.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью № кв.м., расположенного на территории <адрес> в кадастровом квартале №, в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено судом 02.03.2021.
Судья Н.В. Собещанская