50RS0№-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года. АДРЕС
Одинцовский городской суд АДРЕС в составе:
председательствующего судьи Дранеевой О.А.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Одинцовского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределении земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности», обязании утвердить схему перераспределения земельных участков, вынести постановление и заключить договор,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административный иском о признании незаконным решения Администрации Одинцовского г/о от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности», обязании утвердить схему перераспределения земельных участков, вынести постановление и заключить договор в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования административный истец обосновывает тем, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 652 кв.м с кадастровым №, расположенный по адресу: АДРЕС, д.Лапино, АДРЕС. Смежным участком является участок неразграниченной государственной собственности, в связи с чем истец обратился в Администрацию Одинцовского г/о с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в порядке перераспределения земельных участков площадью 652 кв.м, принадлежащему административному истцу и 446 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги перераспределение земельных участков было отказано поскольку формирование земельного участка в указанных в схеме границах приведет к образованию чересполосицы, испрашиваемый земельный участок в площади 172,25 кв.м расположен в зоне строительства, реконструкции и/или эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения (А-АДРЕС (подъезд к АДРЕС). Ссылаясь на то, что земельный участок не располагается в зоне эксплуатации автодороги, формирование участка исключает чересполосицу, иных оснований для отказа в перераспределении земельных участков не имеется, административный истец просит требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, возражений не представили.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ, установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в частности, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6).
В судебном заседании из материалов дела установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 652 кв.м с кадастровым №, расположенный по адресу: АДРЕС, д.Лапино, АДРЕС, участок поставлен на кадастровый учет в установленных границах.
В апреле 2023 ФИО1 обратился в АДРЕС с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1082 кв.м и заключения соглашения о перераспределении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 430 кв.м.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении государственной услуги «перераспределение земельных участков» поскольку формирование земельного участка в указанных в схеме границах приведет к образованию чересполосицы, испрашиваемый земельный участок в площади 172,25 кв.м расположен в зоне строительства, реконструкции и/или эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения (А-АДРЕС (подъезд к АДРЕС).
Из представленного административным истцом в материалы дела экспертно-технического заключения установлено, что испрашиваемый земельный участок не является участком, изъятым из оборота, поскольку в соответствии с Проектом планировки территории объектов, утвержденной Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, однозначно установлено, что формируемый земельный участок не входит в перечень земельных участков, изымаемых в постоянное или во временное пользование для реконструкции объекта «Реконструкция автомобильной дороги АДРЕС. Реконструкция автомобильной дороги А-АДРЕС на участке подъезд к АДРЕС», расположен за границами территории, предназначенной для строительства, реконструкции и/или эксплуатации автомобильной дороги федерального назначения А-АДРЕС на участке подъезд к АДРЕС.
Доказательств обратному административным ответчиком не представлено.
Действующее законодательство не содержит определения чересполосицы (п. 10 Письма Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№-АБ/20, Письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №АДРЕС).
Вместе с тем исходя из п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ чересполосица - это недостаток, препятствующий рациональному использованию и охране земель.
С учетом системного толкования законодательства и судебной практики по земельным спорам можно сделать вывод, что чересполосицей считается такое дробление исходного участка, при котором новые земельные участки выделяются не единым массивом, а с чередованием участков различных собственников (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№). Также в качестве чересполосицы можно рассматривать несоответствие координат общей границы двух смежных участков, наличие между границами участков зазоров (промежутков) (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ№АП-943/2020).
Из разъяснения Росреестра в п.10 Письма от ДД.ММ.ГГГГ№-АБ/20 усматривается, что Закон о госрегистрации недвижимости не содержит оснований для приостановления кадастрового учета в связи с наличием чересполосицы. Однако если при проведении правовой экспертизы документов, представленных для кадастрового учета, будет выявлено несоответствие (несовпадение, разрывы) в местоположении границ земельных участков, которые являются смежными, то кадастровый учет может быть приостановлен по п. 7 ч. 1 ст. 26 названного Закона.
Таким образом можно сделать вывод, что чересполосица это несоответствие координат общей границы двух смежных участков либо дробление единого участка на несколько, что приводит к образованию промежутков/зазоров/разрывов в границах образуемых земельных участков.
Из представленного административным истцом в материалы дела экспертно-технического заключения установлено, что границы земельного участка сформированы с учетом прав и интересов смежных землепользователей, не содержат разрывов, вкраплений, что свидетельствует об отсутствии чересполосицы при формировании земельного участка в порядке перераспределения спорных земельных участков.
Доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено, мнение о возникновении чересполосицы либо изломанности границы испрашиваемого земельного участка объективными данными не подтверждено.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса).
При указанных обстоятельствах дела, поскольку в силу вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть отказано только по основаниям, предусмотренным законом, и только при доказанности их наличия, а надлежащих доказательств административным ответчиком в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом положений Конституции РФ, закрепленных в статьях 10 и 118, и требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, а соответственно суд не вправе обязать должностное лицо совершать определенные действия и принимать конкретные решений в рамках осуществления им своих полномочий.
Между тем из представленных материалов дела усматривается, что ФИО1 неоднократно обращался в Администрацию Одинцовского г/о с заявлениями о перераспределении земельных участков, однако ему было отказано, по тем же основаниями, в связи с чем суд полагает возложение на Администрацию Одинцовского г/о обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков не приведет к восстановлению нарушенных права административного истца, в связи с чем суд полагает возможным возложить на АДРЕС обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, изданию постановления с последующим заключением соглашения о перераспределения земельных участков.
Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО1 к Администрации Одинцовского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределении земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности», обязании утвердить схему перераспределения земельных участков, вынести постановление и заключить договор удовлетворить;
признать незаконным решение Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС №Р№70383476 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности»,
обязать Администрацию Одинцовского городского округа устранить допущенное нарушение права и предоставить ФИО1 государственную услугу «перераспределение земель и (или) земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности», утвердив схему расположения земельного участка и заключив Соглашение о перераспределении земельных участков в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в отношении земельного участка с кадастровым № площадью 652 кв.м, принадлежащего ФИО1 и земельного участка площадью 430 кв.м, государственная собственность на который не разграничена.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: