ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-816/18 от 11.10.2018 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело №2а-816/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Светлогорск 11 октября 2018 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в лице судьи Ганина В.А., при секретаре Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику Администрации Гурьевского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство ИЖД

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации Гурьевского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство ИЖД.

В обоснование иска истец указывает, что постановлением <№> от <Дата> Администрация Гурьевского муниципального района предоставила в аренду сроком до <Дата> из земель населенных пунктов земельный участок площадью 1200 кв.м, кадастровый <№>, расположенный по адресу <Адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Срок аренды был продлен соглашением <№> от <Дата> до <Дата>. В соответствие с Соглашением от <Дата>, арендатором стал ФИО1

ФИО1 обратился к Администрации Гурьевского района с просьбой о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>.

<Дата> истец получил ответ от <Дата>, которым Администрация Гурьевского района отказала в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, указав, что участок находится в запретном районе войсковой части и в силу п. 12 Постановления Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 «Об установлениизапретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, и воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных ииных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящемуся на нем имуществу.

Администрация в своем письме указала, что решение вопроса по разрешению осуществления хозяйственной деятельности на территории зоны охраняемого военного объекта отнесено к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся военные объект и сослалась на то, что в отсутствие согласования командующего Балтийским флотом не уполномочена на принятие решения о возможности оформления разрешительной документации на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО1 земельном участке.

ФИО1 на его письмо к командующему Балтийским флотом с просьбой разрешить согласование строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, был получен ответ исх. <№> от <Дата> из которого следует, что в соответствие с действующим законодательством данный вопрос не находится в компетенции командующего Балтийским Флотом.

Таким образом, Администрация Гурьевского района отказала в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивируя свой отказ:

1. несоответствия требованиям п.2.2.1 градостроительною плана земельного участка № RU <№>/МО на основании части 13 статьи 51 ГрКРФ, т.е. в связи с нахождением земельного участка в запретном районе воинской части.

2. а также тем, что Администрация не уполномочена на принятие решения о возможности оформления разрешительной документации по строительствуиндивидуального жилого дома в отсутствие согласования командующего Балтийским флотом.

Истец считает, что своим отказом в выдаче разрешения на строительство Администрация Гурьевского района нарушила его права, создала препятствия к реализации его законных прав и интересов.

ФИО1 является добросовестным арендатором земельного участка и имеет право на его использование по целевому назначению. Администрация Гурьевскогогородского округа Калининградской области, поставив земельный участок на кадастровый учёт, признала его подлежащим застройке. Кроме того, кадастровый паспорт земельного участка не содержит каких-либо ограничений, а отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения противоречит целевому использованию земельного участка под строительство ИЖД, при наличии выданного градостроительного плана земельного участка, который также содержит информацию о том, что назначение участка - строительство индивидуального жилого дома.

Следовательно, оспариваемый отказ в выдаче разрешения па строительство нарушает права заявителя, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению административным истцом его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. Его представитель по доверенности - ФИО2 в суде исковые требования поддержала и подтвердила доводы, изложенные в иске.

Административный ответчик - Администрация Гурьевского муниципального района, о месте и времени судебного разбирательства извещены, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. С иском не согласны, так как участок находится в запретном районе войсковой части и в силу п. 12 Постановления Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 «Об установлениизапретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ. других войск, ион неких формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных ииных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящемуся на нем имущества.Решение вопроса по разрешению осуществления хозяйственной деятельности на территории зоны охраняемого военного объекта отнесено к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся военные объект в связи с тем, что в отсутствие согласования командующего Балтийским флотом не уполномочена на принятие решения о возможности оформления разрешительной документации на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО1 земельном участке. С 13.08.2018 в ГрК РФ внесены поправки и разрешения на строительство отменены. Поэтому застройщик должен обратиться в администрацию с уведомлением о строительстве.

Суд, выслушав сторону истца и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением <№> от <Дата> Администрация Гурьевского муниципального района предоставила в аренду сроком до <Дата> из земель населенных пунктов земельный участок площадью 1200 кв.м, кадастровый <№>, расположенный по адресу <Адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Срок аренды был продлен соглашением <№> от <Дата> до <Дата>. В соответствие с Соглашением от <Дата>, арендатором стал (истец) ФИО1.

Истец обратился в Администрацию Гурьевского района о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, на который <Дата> получил отказ ответчика от <Дата> по тем основаниям, что участок <№> находится в запретном районе войсковой части и в силу п. 12 Постановления Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 «Об установлениизапретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, и воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных ииных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящемуся на нем имуществу.

При этом ответчик в своей письменном отказе в адрес истца указал, что решение вопроса по разрешению осуществления хозяйственной деятельности на территории зоны охраняемого военного объекта отнесено к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся военные объект и сослалась на то, что в отсутствие согласования командующего Балтийским флотом не уполномочена на принятие решения о возможности оформления разрешительной документации на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО1 земельном участке.

В связи с этим ФИО1 обратился с заявлением к командующему Балтийским флотом с просьбой разрешить согласование строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, на которое был получен ответ от <Дата>, из которого следует, что в соответствие с действующим законодательством данный вопрос не находится в компетенции командующего Балтийским Флотом.

Таким образом, разрешение на строительство ИЖД истцу не было выдано, поэтому истец считает действия ответчика незаконными.

Вместе с тем суд считает исковые требования истца не состоятельными, по следующим основаниям.

Согласно положений части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство …, орган местного самоуправления … отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство ИЖД 19 апреля 2018 года, то есть обратился до внесения изменений в статью 51 Градостроительного кодекса РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ, которым были отменены части 9 - 9.2 в статье 51 Градостроительного кодекса РФ, и который вступил в законную силу 04.08.2018.

Согласно редакции статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (до внесения изменений)

9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. ….

9.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

9.2. Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Из материалов дела следует, что истцу ране ответчик выдал ГПЗУ на основании правоустанавливающего документа на земельный участок (договора аренды муниципальных земель).

Следовательно, у ответчика имелся договор аренды и ГПЗУ, поэтому истец не обязан был предоставлять ответчику эти документы повторно.

Вместе с тем из заявления истца о выдаче разрешения на строительства не следует, что истец предоставил ответчику схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (п.3 части 9 статьи 51 ГрК РФ). Предоставление о описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства не требовалось, так как ответчик не указывал, что строительство объекта индивидуального жилищного строительства находится в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Таким образом, неполное представление истцом необходимых документов ответчику, является законным основанием для отказа ответчиком в выдаче истцу разрешения на строительство ИЖД.

Кроме этого, отказ в выдаче разрешения на строительство также возможен при наличии ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 (ред. от 27.07.2017) "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" утверждено «Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».

Указанное Положение определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Согласно терминов указанного Положения:

"запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;

"специальная зона" - территория вокруг военного объекта, в границах которой с целью обеспечения защиты сосредоточенных на военном объекте сведений, составляющих государственную тайну, запрещается или ограничивается ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц.

Согласно пунктов 4, 5(1), 12(1) указанного Положения запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков. Целями установления специальных зон являются:

а) обеспечение безопасности государства, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, и противодействие иностранным техническим разведкам;

б) обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности эксплуатации военных объектов.

12(1). На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. (п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 890).

Из материалов дела следует, что истец обратился 19 апреля 2018 года к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство ИЖД, то есть обратился после внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 890 в Постановление Правительства РФ от 05.05.2014.

Вместе с тем из письменного ответа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от <Дата> в адрес ответчика на его запрос от <Дата>, следует, что в соответствии со сведениями из протокола межведомственной комиссии от <Дата><№> представленными командованием Балтийского флота, указанный земельный участок (<№>) полностью располагается в границах зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. (л.д.95,96)

Таким образом, нахождение земельного участка <№> в зоне с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, также является законным основанием для ответчика в отказе истцу в выдаче разрешения на строительство ИЖД, без его предварительного согласования с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект.

При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать административному истцу ФИО1 в административном исковом заявлении к административному ответчику Администрации Гурьевского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство ИЖД - в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца, со дня его окончательного изготовления.

Мотивированное решение суда изготовлено <Дата>.

СУДЬЯ ГАНИН В.А.