ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-817/19 от 28.01.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2а-817/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Сысоевой Т.В.,

при секретаре Мамаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о признании запрещенной к распространению информации, причиняющей вред здоровью и(или) развитию детей, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

УСТАНОВИЛ:

Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в котором просил признать информацию, размещенную на интернет странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки выявлена Интернет-страница <данные изъяты>, на которой в свободном доступе для неограниченного числа абонентов сети Интернет размещена статья под названием «Снаряжение охотничьих патронов своими руками: пошаговая инструкция», в которой неустановленный автор дает рекомендации, как в домашних условиях изготовить патроны для огнестрельного оружия. Распространяемая через сайт информация причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, поскольку побуждает подростков к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью в результате самодельного изготовления и использования взрывчатых веществ; оправдывает такое противоправное поведение как терроризм и тем самым обосновывает и оправдывает допустимость применения насилия и (или) жестокости по отношению к людям. Указанная информация создает угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации, может использоваться террористическими организациями для проведения диверсионно-террористических акций, а также способствовать подстрекательству к их совершению и пропаганде идей терроризма среди несовершеннолетних.

Представитель административного истца старший помощник прокурора города Йошкар-Олы Пузырева Н.А., действующая на основании доверенности, выданной Волжским межрайонным прокурором Республики Марий Эл, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенному в иске.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором также просил суд рассмотреть дело без его участия.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.

Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.

Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ), передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

В соответствии с п.6 ст. 10 вышеназванного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьями 222, 222.1, 223, 223.1 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление, хранение боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе для соучастников преступления, таковыми признаются подстрекатель, который, воздействуя на сознание и волю исполнителя, вращивает в нем намерение совершить преступление, а также пособник- лицо, содействовавшее совершению преступления советами указаниями, представлением информации (ст. 34 УК РФ).

Судом установлено, что в ходе проведенной Волжской межрайонной прокуратурой Республики Марий Эл проверки выявлен сайт, на странице которого <данные изъяты> размещена статья под названием «Снаряжение охотничьих патронов своими руками: пошаговая инструкция», в которой неустановленный автор дает рекомендации, как в домашних условиях изготовить патроны для огнестрельного оружия.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

Согласно предоставленной информации АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» сведениями о владельцах сайтов центр не располагает.

Судом так же предпринимались действия направленные на установление владельца вышеуказанного Интернет-ресурса, однако владельца сайта установить не удалось, поскольку он предпочел скрыть информацию, позволяющую его идентифицировать, о чем в материалах дела имеется распечатка общедоступного сервиса Whois с сайта Регистратора доменных имен РЕГ.РУ.

Распространяемая через Интернет-страницу <данные изъяты> информация создает угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также угрозу подрыва основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, так как создает предпосылки для незаконного изготовления и распространения на территории Российской Федерации взрывчатых веществ, может использоваться террористическими организациями для проведения диверсионно-террористических акций, а также способствовать подстрекательству к их совершению и пропаганде терроризма.

В соответствии с пп. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу ст. 2 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 3 и п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в инфомационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101 формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент проверки указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Таким образом, информация об изготовлении патронов для огнестрельного оружия распространяется на сайте с нарушением требований законодательства.

Согласно ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, в отношении видов информации, указанных в п.1 ч.5 ст.15.1 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС Российской Федерации).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII данного кодекса. Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст.19,22 КАС РФ).

С учетом вышеизложенного, ответчиком по данному делу является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет - странице <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.В. Сысоева

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2019 года.