Дело №2а-818/2021 11 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
с участием представителя административного истца Ильиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу к Чистякову Ярославу Борисовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 год и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с названным иском к Чистякову Я.Б. В обоснование иска указывая, что ответчик в налоговом периоде 2016-2017г. являлся собственником транспортных средств: автомобиля марки ВАЗ 2121, мощностью 79 л.с., государственный регистрационный номер № автомобиля марки Шевроле Нива, мощностью 79 л.с., государственный регистрационный номер №, в его адрес были направлены налоговое уведомление №82043418 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 2 054 рублей (срок уплаты 22.01.2018), налоговое уведомление №26103781 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1 896 рублей (срок уплаты 03.12.2018). Ввиду неуплаты налогов в установленный срок, были направлены требование № 27229 об уплате налога за 2016 (срок исполнения 27.03.2018), требование № 60473 об уплате налога за 2017 (срок исполнения 22.04.2019), также ответчику были начислены пени в размере 47 рублей 35 копеек. Поскольку начисленные налоги и пени в полном объеме уплачены не были, истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный 22.10.2019г. мировым судьей судебного участка № 165 Санкт-Петербурга судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений Чистякова Я.Б. Впоследствии, получив определение мирового судьи об отмене судебного приказа, истец в мае 2020 года обратился с иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени с ответчика в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 054 руб. и пени в размере 6 руб. 90 коп, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 896 руб. и пени в размере 40 руб. 45 коп.
Представитель административного истца по доверенности Ильина О.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные административные исковые требования.
Административный ответчик Чистяков Я.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 77), ранее в ходе судебного разбирательства Чистяков Я.Б. возражал против удовлетворения административных исковых требований, указывая что транспортные средства: автомобиль марки ВАЗ 2121, мощностью 79 л.с., государственный регистрационный номер №, автомобиль марки Шевроле Нива, мощностью 79 л.с., государственный регистрационный номер №, состояли на временном учете и не подлежали налогообложению.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом, в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что налоговое уведомление № 82043418 (л.д.8) об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 2 054 руб. в срок до 22.01.2018 года было направлено Чистякову Я.Б. (л.д. 9), налоговое уведомление № 26103781 (л.д. 6 оборот) об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1 890 руб. в срок до 03.12.2018 года было направлено 01.08.2018 года, что подтверждается списком заказных писем № 453069 от 01.08.2018 г. (л.д. 12).
В силу п. п. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, если требование направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Поскольку налоговые уведомления были оставлены ответчиком без исполнения, в адрес ответчика были направлены: требование № 27229 по состоянию на 05.02.2018г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) с расчетом налога за 2016 год, что подтверждается списком заказных писем № 346264 от 11.02.2018г. (л.д. 10-11)., где ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 27.03.2018 года; требование № 60473 по состоянию на 25.02.2019г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) с расчетом налога за 2017 год, что подтверждается списком заказных писем № 664736 от 07.03.2019г. (л.д.7, 11 оборот), где ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 22.04.2019 года
Налоговые требования ответчиком Чистяковым Я.Б. исполнены не были.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 165 Санкт-Петербурга от 15.01.2020 по делу № 2а-1206/2019-165 об отмене судебного приказа (л.д. 6) от 22.10.2019 г. по заявлению МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу о взыскании с Чистякова Я.Б. недоимки по транспортному налогу, должник Чистяков Я.Б. обратился с возражениями относительно исполнения судебного приказа, на основании чего названный судебный приказ был отменен.
06.05.2020 г. административное исковое заявление о взыскании с Чистякова Я.Б. задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 год в размере 3 950 рублей и пени в размере 47 рублей 35 копеек поступило в Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, своевременность обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, суд полагает не пропущенным срок на подачу искового заявления о взыскании недоимки и пени, по причине прохождения процедуры взыскания в приказном порядке в отношении задолженности по транспортному налогу за 2016- 2017 год и пени.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд установил, что Чистяков Я.Б. является налогоплательщиком, поскольку по данным ГИБДД по СПб и ЛО ему в налоговом периоде 2016-2017г. принадлежали транспортные средства: автомобиль марки ВАЗ 2121, мощностью 79 л.с., государственный регистрационный номер №, автомобиль марки Шевроле Нива, мощностью 79 л.с., государственный регистрационный номер №.
При этом судом отклоняется довод административного ответчика о том, что указанные транспортные средства находились на временном регистрационным учете, исходя из следующего.
Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Как следует из материалов дела, представленных по запросу суда, автомобиль ВАЗ 2121, 1991 года выпуска, г.р.з. №, 14.06.2003 года было временно (на срок проведения проверок, на срок временной прописки) зарегистрировано на имя Чистякова Ярослава Борисовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства №, государственного регистрационного знака У170ХР78 (л.д. 94).
По вопросам регистрации транспортных средств последовательно действовали три Приказа МВД РФ, утверждающих «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Приказ МВД РФ от 26.11.1996 года № 624; Приказ МВД РФ от 27.01.2003 года № 59; Приказ МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001.
В соответствии с п. 51.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД РФ N 59 от 27.01.2003 г., действовавших на момент постановки автомобиля на временный учет, прекращение временной регистрации транспортного средства по месту пребывания влечет снятие его с регистрационного учета. Аналогичное положение было закреплено в ранее действовавших Правилах, утвержденных Приказом МВД России от 26.11.1996 г. N 624. таким образом, прекращение срока временной регистрации транспортного средства влечет снятие его с регистрационного учета.
Вместе с тем, согласно п.51.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД РФ N 59 от 27.01.2003 г. при прекращении временной регистрации транспортных средств по месту пребывания они снимаются с регистрационного учета. Выданные свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение по месту временной регистрации транспортных средств, а заявителям выдаются принятые от них регистрационные документы и знаки.
Регистрационные действия, предусмотренные пунктом 27 настоящих Правил, производятся по месту постоянной регистрации транспортных средств.
В соответствии с п.27 Правил изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств, выдача дубликатов свидетельств о регистрации транспортных средств, паспортов транспортных средств и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов взамен утраченных, непригодных для использования или при их отсутствии в случаях, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, а также иные регистрационные действия (кроме временной регистрации места пребывания транспортных средств) производятся регистрационными подразделениями по месту регистрации транспортных средств.
Как следует из представленного ГУ МВД России по г. Санкть-Петербургу и Ленинградской области ответа и документов, в отношении транспортного средства ВАЗ 2121, 1991 года выпуска, после постановки на временный учет, совершались регистрационные действия без изменения собственника:
- 20.11.2003 года, связанные с постоянным учетом и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства №;
- 12.02.2004 года, связанные с постоянным учетом и выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства № (л.д. 93-102).
Согласно п. 27.1 Правил, на основании заявлений о снятии транспортных средств с регистрационного учета в связи с прекращением права собственности на них в случаях изменения места регистрации собственников, являющихся физическими лицами, допускается снятие транспортных средств с регистрационного учета в регистрационных подразделениях по месту регистрации транспортных средств.
Сведений об обращении административного ответчика с заявлением о снятии с регистрационного учета указанного транспортного средства, материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, полученным инспекцией от Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации, за Х. в 2013 году числились на регистрационном учете следующие транспортные средства:
автомобиль легковой ВАЗ 2121, 1991 года выпуска, г.р.з. №, дата регистрации - с 20.11.2003 г., сведения о временном учете с 20.11.2003 года выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств не содержит;
автомобиль легковой Шевроле Нива, 2003 года выпуска, г.р.з. №, дата регистрации - с 26.07.2007 г. (снята с регистрационного учета в связи со сменой собственника 04.02.2016 года) (л.д. 86-91).
Налогоплательщик Чистяков Я.Б. в установленный законодательством срок на основании направленных в его адрес уведомлений, а также и в установленный направленных в его адрес требований об уплате налогов в срок транспортный налог за 2016-2017 год в отношении указанных транспортных средств в полном объеме не уплатил.
Как следует из материалов дела, административный ответчик фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 29-30, 66). Зарегистрирован по месту пребывания с 30 июня 2017 года по 29 марта 2023 года по адресу: <адрес> (л.д. 28).
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По делу установлено, что своевременно транспортный налог ответчиком уплачен не был, поэтому на неуплаченную в установленные законом сроки сумму налога подлежат начислению пени.
В требованиях об уплате налога №27229, №60473, адресованных ответчику, ему предлагалось при наличии разногласий в части начисления соответствующих сумм пеней провести сверку расчетов начисленных пеней по транспортному налогу в размере 47 руб. 35 коп до наступления срока уплаты, указанного в требовании. Сведений об оспаривании ответчиком суммы начисленных пеней у суда не имеется, в ходе рассмотрения дела исчисленная истцом сумма пени ответчиком не оспаривалась.
Приведенные выше доказательства в их совокупности являются достаточным основанием для удовлетворения заявленного истцом требования, а поэтому административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу к Чистякову Ярославу Борисовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 год и пени удовлетворить.
Взыскать с Чистякова Ярослава Борисовича, адрес места пребывания: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу сумму задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 год в размере 3 950 рублей, пени на задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 год в размере 47 рублей 35 копеек.
Взыскать с Чистякова Ярослава Борисовича государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 27.05.2021г.