ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-818/2023 от 31.07.2023 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2023 г.

Дело № 2а-818/2023

УИД 83RS0001-01-2022-000016-37

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 17 июля 2023 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Абанникова А.В.,

при помощнике судьи Лиходед Т.Л., ведущей протокол судебного заседания,

с участием административного истца Молчанова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Молчанова Антона Валерьевича об оспаривании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 24 сентября 2020 г. -р «О подготовке документации по планировке территории» и от ДД.ММ.ГГГГ-р «О подготовке документации по планировке территории», взыскании судебных расходов,

установил:

Молчанов А.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ-р «О подготовке документации по планировке территории» и от ДД.ММ.ГГГГ-р «О подготовке документации по планировке территории», взыскании судебных расходов.

Требования мотивировал тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером под строительство индивидуальной бани, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, <адрес>.

После подготовки документации по планировке территории на основании оспариваемых Распоряжений -р и -р распоряжениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-р и -р утверждены изменения в проект межевания территории, утвержденный в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-р, в границах планировочного квартала согласно Приложению, которыми образованы новые земельные участки с кадастровыми номерами .

Указывает, что вновь образованные земельные участки перекрыли ему подъезды к его земельному участку, что нарушает его права и законные интересы. Кроме того, в границах вновь образованных земельных участков проходит воздушная линия электропередачи и подземный газопровод.

Ссылаясь на положения ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право физических лиц оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории, административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в ненадлежащей форме в виде распоряжений, поскольку в соответствии со ст. 8 закона Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа», а также п. 5 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, Департамент обязан принять (издать) оспариваемые нормативно правовые акты в форме приказов.

Кроме того, административный истец полагает, что в нарушение ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемые распоряжения официально не опубликованы.

Административный истец Молчанов А.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.

Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленных возражениях указал, что оспариваемые распоряжения приняты в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности и не противоречат им, опубликованы на официальном сайте Департамента в установленные сроки. Кроме того сообщает, что распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-р, распоряжение -р признано утратившим силу.

Заинтересованное лицо ФИО6, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, пояснений по делу не направил.

Заинтересованное лицо ФИО3 о слушании дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, пояснений по делу не представила.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1, 4 ст.218 Кодекса административного производства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), в соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п.п. «в» и «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется в частности для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

В силу ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2-4.2 и 5.2 ст. 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное в ч. 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В силу ч.ч. 4 и 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что в муниципальном образовании «Городской округ «Город Нарьян-Мар» полномочиями по утверждению документации по планировке территории в силу положений п. 11 ст. 5 закона Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа», п.п. 4 п. 23 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, обладает Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент).

Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного иска Молчанова А.В. об оспаривании распоряжения Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа во исполнение предоставленных ему полномочий проведены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории муниципального образования «Городской округ «<адрес>» (извещение и материалы проекта размещены в сети Интернет на официальном сайте Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа и в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа «Няръяна вындер» от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

По результатам публичных слушаний и заключения по ним Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», которым утверждена документация по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в том числе проект планировки территории и проект межевания территории в его составе (пункт 1).

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 512 кв.м. под строительство индивидуальной бани, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, <адрес>, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ являлась правообладателем земельного участка с кадастровым номером , а с указанной даты она является собственником земельного участка с кадастровым номером индивидуального жилищного строительства (площадью м.), который образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером , а с указанной даты является собственником земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства (площадью .), который образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образованные земельные участки ФИО3 и ФИО6 являются смежными (граничат между собой).

Образованные земельные участки ФИО3 и ФИО6 по отношению к участку административного истца являются соседними и не граничат с земельным участком административного истца.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 в лице своего представителя обратилась в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа с заявлением о принятии решения о внесении изменений в проект межевания территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в границах планировочного квартала с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым (принадлежащего ей на праве собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Прохождение границ образуемого земельного участка обусловлено сложившейся архитектурной застройкой в границе кадастрового квартала и действующей документацией по планировке территории, а также исключения из проектируемого земельного участка с условным номером пересечения и наложения его с земельными участками с кадастровыми номерами

На основании данного заявления Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено оспариваемое Распоряжение -р.

ДД.ММ.ГГГГФИО6 в лице своего представителя обратился в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа с заявлением о принятии решения о внесении изменений в проект межевания территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в границах планировочного квартала с целью образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером (принадлежащего ей на праве собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Прохождение границ образуемого земельного участка обусловлено сложившейся архитектурной застройкой в границе кадастрового квартала и действующей документацией по планировке территории, а также исключения из проектируемого земельного участка с условным номером и наложения его с земельными участками с кадастровыми номерами

На основании данного заявления Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено оспариваемое Распоряжение -р.

На основании заявления ФИО3 Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории», которым постановлено: утвердить изменения в проект межевания территории, утвержденный в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-р, в границах планировочного квартала согласно Приложению (пункт 1); сектору градостроительной деятельности в установленном порядке опубликовать информацию о документации, указанной в п. 1 настоящего распоряжения на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» (пункт 2); контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления строительства Департамента ФИО4 (пункт 3); настоящее распоряжение вступает в силу со дня его опубликования (пункт 4).

Данным распоряжением образован земельный участок с условным номером (для индивидуального жилищного строительства, площадью кв.м., расположенный в <адрес>, в <адрес>) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель кадастрового квартала с кадастровым номером , находящихся в государственной или муниципальной собственности. Состоящие на кадастровом учете остальные земельные участки с установленными границами остаются без изменения.

На основании заявления ФИО6 Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении изменений в документацию по планировке территории», которым постановлено утвердить изменения в проект межевания территории, утвержденный в составе документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-р, в границах планировочного квартала согласно Приложению (пункт 1); сектору градостроительной деятельности в установленном порядке опубликовать информацию о документации, указанной в п. 1 настоящего распоряжения на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» (пункт 2); контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника управления строительства Департамента ФИО4 (пункт 3); настоящее распоряжение вступает в силу со дня его опубликования (пункт 4).

Данным распоряжением образован земельный участок с условным номером .м., расположенный в <адрес>, <адрес><адрес>) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель кадастрового квартала с кадастровым номером находящихся в государственной или муниципальной собственности. Состоящие на кадастровом учете остальные земельные участки с установленными границами остаются без изменения.

Административный истец полагая, что Распоряжение -р и Распоряжение -р нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным иском.

Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в пределах предоставленных законодателем полномочий с соблюдением порядка принятия и введения их в действие в соответствии с ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа».

Подготовка проекта внесения изменений в документацию по планировке территории, утвержденную распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в части проекта межевания на основании заявлений ФИО3 и ФИО6 обусловлена архитектурной застройкой в границах кадастрового квартала, соответствует нормам федерального законодательства. Содержание оспариваемых распоряжений соответствует другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

При подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории в части проекта межевания в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания Департаментом обоснованно не проводились в силу ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в границах элемента или элементов планировочной структуры не устанавливались, не отменялись, не изменялись красные линии в связи с образованием земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, а также не устанавливались и не изменялись красные линии, влекущие за собой изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ, ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно.

Сопоставляя выписки из проекта межевания территории, суд приходит к выводу, что границы образованных оспариваемыми распоряжениями земельных участков с кадастровыми номерами и границы земельного участка административного истца с кадастровым номером а также границы земельного участка с кадастровым номером не пересекаются и не налагаются друг на друга. К земельному участку административного истца со стороны земельного участка с кадастровым номером имеется проезд шириной не менее 5,7 метра, что не исключается подъезд к земельному участку административного истца с этой стороны. С противоположной стороны земельного участка административного истца соседних земельных участков не имеется и к нему возможен проезд.

Наличие у земельных участков с кадастровыми номерами вертикальной планировки, обеспечивающей им не подтопление при весенних паводках, вследствие чего земельный участок административного истца по горизонтальному уровню находится намного ниже земельных участков с кадастровыми номерами и проезд к земельному участку административного истца со стороны земельного участка с кадастровым номером из-за этого затруднен, не влечет признание оспариваемых распоряжений незаконными.

Обоснованных доводов о нарушении прав истца нахождением на земельных участках с кадастровыми номерами воздушной линии электропередачи и подземного газопровода в судебном заседании не приведено.

Таким образом, образованные земельные участки с кадастровыми номерами прав и законных интересов административного истца не нарушают. Доказательств обратного истцом в судебном заседании не приведено.

В силу положений пункта 11 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа пунктом 69 Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие решения о подготовке документов по планировке территорий муниципальных образований Ненецкого автономного округа" установлено, что распоряжение Департамента о подготовке документации по планировке территории в течение трех дней со дня принятия такого решения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации и размещается на официальном сайте Департамента в сети «Интернет».

Во исполнение данных требований ДД.ММ.ГГГГ распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-p и -p опубликованы на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» по адресу https://gkh.adm-nao.ru (путь: Архитектура и градостроительство - Документация по планировке территорий Ненецкого автономного округа- Принятие решений о подготовке документации - МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар»).

Таким образом, вопреки доводам истца, требование об опубликовании решения о подготовке документации по планировке территории, а именно распоряжений Департамента -p и -p, установленное ч. 2 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, Департаментом исполнено надлежащим образом.

Согласно п. 5 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, Департамент в пределах своей компетенции принимает индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и <адрес>, - нормативные правовые акты в форме приказов.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в содержании оспариваемых распоряжений -р и -р отсутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение; они не устанавливают правовых режимов объектов публичного права, нe утверждают приложения, содержащие правовые нормы соответственно, не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, поскольку оспариваемые распоряжения нормативными правовыми актами не являются, Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обоснованно приняты (изданы) данные акты в форме распоряжений.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из пояснений истца и следует из материалов дела о принятых распоряжениях Департамента -р и -р он узнал в феврале - марте 2021 года. Вместе с тем в суд об оспаривании указанных распоряжений истец первоначально обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая данные обстоятельства суд приходит к выводу о пропуске Молчановым А.В. срока на обращение в суд за разрешением спора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. При этом, вопреки ст. 226 КАС РФ, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду ответчиком не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что административному истцу отказано в удовлетворении административного иска, следовательно, в удовлетворении требований административного истца о взыскании судебных расходов следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административного искового заявление Молчанова Антона Валерьевича об оспаривании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О подготовке документации по планировке территории» и от ДД.ММ.ГГГГ-р «О подготовке документации по планировке территории», взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.В. Абанников