ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-819/2016 от 16.11.2016 Красноармейского районного суда (Приморский край)

№2а-819/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Савенковой Ю.А., при секретаре Крыловой А.А., с участием старшего помощника прокурора Красноармейского района Приморского края и представителя административного истца Иванова Н.И., представителя административного ответчика Онофрийчук М.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Красноармейского района Приморского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района о признании незаконным раздела 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ»,

у с т а н о в и л:

и.о. прокурора Красноармейского района Приморского края обратился в Красноармейский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации <адрес> муниципального района о признании незаконным раздела 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ». В обоснование административного иска прокурор указал следующее. Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной и муниципальной службе в Российской Федерации на территории <адрес> муниципального района, в ходе которой установлено следующее. Постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об управлении образованием <адрес> муниципального района (далее - Положение). В соответствии с разделом 3 Положения в структуру управления образованием входят структурные подразделения: аппарат управления, лица, замещающие муниципальные должности; методический кабинет; централизованная бухгалтерия; хозяйственно-эксплуатационная контора. Согласно штатному расписанию управления образованием администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в штат управления входят: начальник, заместитель начальника, 3 старших специалиста. Итого 5 должностей муниципальных служащих. При этом, ни одна из должностей работников методического кабинета, централизованной бухгалтерии управления образованием администрации <адрес> муниципального района к должностям муниципальной службы не отнесена. Проведенной проверкой установлено, что раздел 3 Положения противоречит требованиям действующего законодательства по следующим основаниям. Так разделом 3 Закона Приморского края от 04.06.2007 № 83-K3 «О Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае» установлен перечень должностей в местной администрации муниципального района. В соответствии с данным разделом, к высшей группе должностей в местной администрации муниципального района относится начальник управления. В главную группу должностей входят, в том числе начальник отдела, начальник отдела в управлении. К ведущей группе должностей среди прочих относятся заместитель начальника отдела, заместитель начальника отдела в управлении, ведущий специалист. В тоже время, несмотря на то, что методический кабинет и централизованная бухгалтерия являются структурными подразделениями администрации Красноармейского муниципального района, то есть по смыслу приведенных выше закона отделами в составе управления, должности заведующего методическим кабинетом, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, ведущего бухгалтера к должностям муниципальной службы согласно Положению не отнесены. С целью устранения выявленных нарушений на раздел 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации <адрес> муниципального района, принесен протест . Однако, по результатам рассмотрения протеста прокурора района администрацией <адрес> меры по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства о государственной и муниципальной службе Российской Федерации раздел 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ не приняты. В связи с указанным прокурор просит признать раздел 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного Постановлением главы администрации <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ противоречащим требованиям действующего законодательства и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Также просит опубликовать решение <адрес> районного суда в течение о месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном газете «Сихоте-Алинь».

В судебное заседание явился представитель административного истца – старший помощник прокурора Красноармейского района Приморского края Иванов Н.И., на исковых требованиях настаивал, по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание явилась представитель по доверенности административного ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес>Онофрийчук М.А., исковые требования не признала в полном объеме, в обоснование позиции указала следующее. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к должностям муниципальной службы относятся должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного?самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. В силу положений статьи 16 Устава <адрес> муниципального района <адрес>, в структуру органов местного самоуправления <адрес> муниципального района входит Дума <адрес> муниципального района <адрес> - представительный орган местного самоуправления <адрес> муниципального района <адрес>, глава <адрес> муниципального района - высшее должностное лицо <адрес> муниципального района; администрация <адрес> муниципального района - исполнительно-распорядительный орган <адрес> муниципального района; контрольная палата <адрес> муниципального района - контрольный орган <адрес> муниципального района. Управление образованием не является согласно Устава КМР органом местного самоуправления, а является самостоятельным структурным подразделением администрации КМР, наделенным статусом юридического лица, более того должностные обязанности работников методического кабинета и централизованной бухгалтерии управления образованием непосредственно направлены на обеспечение и организацию работы образовательных учреждений <адрес> муниципального района, а не органа местного самоуправления - администрации КМР. Так, согласно положению о районном методическом кабинете управления образованием, методический кабинет создан в целях учебно-методической поддержки образовательных учреждений в осуществлении государственной политики в области образования, совершенствования профессиональной квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений. Более того, структура и штаты РМК формируются, в частности, исходя их численности педагогических работников, а все штатные работники РМК назначаются начальником управления образованием из числа педагогов. Штатная численность централизованной бухгалтерии устанавливается от объема выполняемой работы, возложенной в частности образовательными учреждениями. Централизованная бухгалтерия - это бухгалтерия, обслуживающая несколько организаций, руководствуется в своей работе положением централизованной бухгалтерии бюджетных учреждений системы Министерства просвещения РСФСР, утвержденным приказом Министерства просвещения РСФСР от 19 января 1984 года № 19 и в соответствии с п. 10.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ исполняет полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности образовательных учреждений (школы и детские сады) на основании соглашений, заключенных с образовательными учреждениями. Следовательно, должности работников методического кабинета и централизованной бухгалтерии не относятся к должностям муниципальной службы исходя из того определения, которое закреплено в части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Бюджет <адрес> муниципального района является высокодотационным, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности составляет более 70%. На основании статьи 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование - <адрес> муниципальный район ежегодно заключает с департаментом финансов <адрес> соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета <адрес> муниципального района. Одним из основных условий по исполнению условий соглашения является соблюдение норматива на содержание органов местного самоуправления. Норматив на содержание органов местного самоуправления утверждается постановлением Администрации Приморского края. Неисполнение условий соглашения влечет за собой приостановление (сокращение) предоставления средств краевого бюджета, в то время как основные расходы бюджета муниципального района осуществляются за чет средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и без средств из краевого бюджета бюджет муниципального образования не сможет финансировать первоочередные расходы. Администрацией Приморского края ежегодно осуществляется контроль за расходованием средств на содержание органов местного самоуправления, в первую очередь по росту фонда оплаты труда в муниципалитетах, как увеличение численности ОМСу и рост фонда оплаты не соответствуют водимой на федеральном и краевом уровнях консервативной политики по индексации бюджетных расходов, в том числе на заработную плату, государственный арат. Кроме того, одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, установленному в пункте 19 статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов. В связи с указанным представитель административного ответчика полагает, что исковые требования прокуратуры не подлежат удовлетворению и просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судом установлено, что постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об управлении образованием <адрес> муниципального района, в соответствии с разделом 3 которого в структуру управления образованием входят структурные подразделения: аппарат управления, лица, замещающие муниципальные должности; методический кабинет; централизованная бухгалтерия; хозяйственно-эксплуатационная контора. Согласно штатному расписанию управления образованием администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в штат управления входят: начальник, заместитель начальника, 3 старших специалиста. Итого 5 должностей муниципальных служащих, должности работников методического кабинета, централизованной бухгалтерии управления образованием администрации Красноармейского муниципального района к должностям муниципальной службы не отнесены.

Изучив материалы дела, пояснения и доводы сторон, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).

В силу статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной миссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. При этом, должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 04 июля 2007 года № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» правовые основы муниципальной службы в Приморском крае составляют Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Приморского края, настоящий Закон и другие законы Приморского края, иные нормативные правовые акты Приморского края, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В тоже время разделом 3 Закона Приморского края от 04.06.2007 № 83-K3 «О Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае» установлен перечень должностей в местной администрации муниципального района. При этом к высшей группе должностей в местной администрации муниципального района относится начальник управления. В главную группу должностей входят, в том числе начальник отдела, начальник отдела в управлении. К ведущей группе должностей среди прочих относятся заместитель начальника отдела, заместитель начальника отдела в управлении, ведущий специалист.

Так как методический кабинет и централизованная бухгалтерия являются структурными подразделениями администрации <адрес> муниципального района – отделами в составе управления, по смыслу приведенных выше норм закона, должности заведующего методическим кабинетом, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, ведущего бухгалтера должны быть отнесены к должностям муниципальной службы, однако согласно оспариваемого раздела Положения не отнесены

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что раздел 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ» противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем исковые требования и.о. прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, судья

р е ш и л:

исковые требования и.о. прокурора Красноармейского района Приморского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района о признании незаконным раздела 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ», удовлетворить в полном объеме.

Признать раздел 3 Положения об управлении образованием администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ», не соответствующим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Красноармейский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.А. Савенкова