ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-819/2021 от 21.09.2021 Судакского городского суда (Республика Крым)

Производство №2а-819/2021

УИД 91RS0021-01-2021-001594-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2021 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи – Иванова М.Г.,

при секретаре – Игнатюк А.С.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

заинтересованного лица – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по и административному исковому заявлению ДТСЗН администрации города Судака Республики Крым к ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО5, заинтересованное лицо – ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, -

УСТАНОВИЛ:

Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым (далее – ДТСЗН), в лице начальника ФИО6, обратилось в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по г. Судаку УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО5 о признании постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 16 августа 2019 года в отношении должника ДТСЗН администрации города Судака Республики Крым в рамках исполнительного производства №32316/21/82022-ИП незаконным и его отмене.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в ОСП по г. Судаку на исполнении находится исполнительное производство №32316/21/82022-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного судом по делу №2-227/2021, которым признано право ФИО4 на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на ДТСЗН возложена обязанность на ДТСЗН администрации города Судака Республики Крым назначить и выплатить ФИО4 указанную компенсацию с 01 декабря 2017 года; признано право ФИО4 на меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 8 ст. 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", а именно на ежемесячное пособие на ребенка дошкольного возраста с 01 августа 2017 года по 31 мая 2018 года, на ДТСЗН администрации города Судака Республики Крым возложена обязанность назначить, произвести перерасчет и выплатить ФИО3 указанную выплату. 04 августа 2021 года ДТСЗН администрации г. Судака было получено постановление о возбуждении исполнительного производства №32316/21/82022-ИП от 30 июля 2021 года по названному исполнительному листу, которым был предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа, с момента получения должником копии постановления. Во исполнение указанного требования ДТСЗН 05 августа 2021 года произведено назначение ФИО4 ежемесячной компенсации за потерю кормильца – участника ликвидации последствий аварии как члену семьи, потерявшего кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01 декабря 2017 года. Также ДТСЗН было исполнено второе требование исполнительного листа по назначению ФИО4 ежемесячного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", хотя она и не было предусмотрено в требовании судебного пристава-исполнителя. 06 августа 2021 года ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым было получено сообщение об исполнении указанных требований. 13 августа 2021 года все причитающиеся по решению суда по делу №2-227/2021 денежные средства были перечислены ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» на расчетный счет ФИО3 18 августа 2021 года ДТСЗН было получено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которым с ДТСЗН взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб., в связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного листа, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Административный истец не согласен с данным постановлением, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным иском за защитой своего нарушенного права.

В судебном заседании представитель административного истца – ДТСЗН администрации города Судака Республики Крым ФИО1 доводы административного иска поддержала, просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – ОСП по г. Судаку УФССП Росси по Республике Крым ФИО2, заинтересованное лицо – ФИО3, действующая как законный представитель несовершеннолетнего ФИО4, в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО5, УФССП России по Республике Крым в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, руководствуясь положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, явка которых судом обязательной не признана.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Из частей второй и третьей данной нормы следует, что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов, и рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными указанной статьей.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решения, действия (бездействие) судебного пристава могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (п. 11 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно указанным правовым нормам судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебных актов со стороны должников в порядке и в сроки, установленные законом.

В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор в случаях и порядке, которые установлены ФЗ "Об исполнительном производстве".

Как предусмотрено ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Таким образом, при наличии обстоятельств, связанных с неисполнением требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель при исполнении своих обязанностей не только имеет право, но и обязан применять предусмотренные меры принудительного исполнения, а также взыскивать с должника исполнительский сбор.

Закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения, в том числе должностными лицами, в компетенцию которых входит осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов.

Исполнительский сбор может быть взыскан только при наличии достоверных данных о получении должником по исполнительному производству копии постановления о возбуждении исполнительного производства и истечении срока предоставленного для добровольного исполнения решения суда.

Как следует из материалов административного дела и материалов исполнительного производства, 23 июля 2021 года по делу №2-227/2021 Судакским городским судом Республики Крым выдан исполнительный лист серии ФС №028359912, которым на основании судебного акта на должника ДТСЗН администрации г. Судака предусмотрены элементы принудительности: признано право ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым возложена обязанность назначить и выплатить ФИО4 указанную компенсацию с 01 декабря 2017 года; признано право ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 8 ст. 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", а именно на ежемесячное пособие на ребенка дошкольного возраста с 01 августа 2017 года по 31 мая 2018 года, на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым возложена обязанность назначить, произвести перерасчет и выплатить ФИО3 указанную выплату.

30 июля 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО2 возбуждено исполнительное производство №32316/21/82022-ИП в отношении Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления. Тем же постановлением должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор по требованию неимущественного характера в размере 50 000,00 руб.

06 августа 2021 года в ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым поступило письмо ДТСЗН администрации г. Судака от 05 августа 2021 года, которым ДТСЗН сообщил о назначении ФИО4 ежемесячной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как члену семьи за период с 01 декабря 2017 года по 31 августа 2018 года, указав, что данный период обусловлен тем, что с 01 сентября 2018 года данная компенсация уже была назначена и выплачивается ФИО3 до совершеннолетия ФИО4 Кроме того, ДТСЗН дополнительно сообщил, что им произведено назначено ежемесячное пособие на детей дошкольного возраста за период с 01 августа 2017 года по 31 мая 2018 года. Также ДТСЗН сообщил, что выплаты осуществляются ГКУ РК «Центр социальных выплат» в г. Симферополе, административным истцом, в свою очередь, направлены письма в данное учреждение о необходимости начисления данных мер социальной поддержки ФИО3 на ее несовершеннолетнего сына ФИО12, средства поступят на расчетный счет ФИО3 в сроки согласно порядку осуществления социальных выплат.

В подтверждение исполнения требований исполнительного документа ДТСЗН к письму приложил следующие документы: протокол о принятии решения по заявлению об оказании меры социальной поддержки «ежемесячное пособие на детей дошкольного возраста» от 05 августа 2021 года, которым ФИО3 назначено ежемесячное пособие с 01 августа 2017 года по 31 мая 2018 года; протокол о принятии решения по заявлению об оказании меры социальной поддержки «ежемесячная компенсация за потерю кормильца – участника ликвидации последствий аварии», согласно которому ФИО4 (получатель – ФИО3) 05 августа 2021 года назначена ежемесячная компенсация за потерю кормильца – участника ликвидации последствий аварии с 01 декабря 2017 год по 31 августа 2018 года; запросы №05-10-3/2287 от 05 августа 2021 года, №05-10-3/2282 от 07 августа 2021 года, адресованные в ГКУ РК «Центр социальных выплат», в которых ДТСЗН просит произвести несовершеннолетнему ФИО4 (получатель – ФИО3) начисление ежемесячного пособия на детей дошкольного возраста, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" за период с 01 августа 2017 года по 31 мая 2018 года; а также ежемесячной компенсации за потерю кормильца – участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной ст. 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", за период с 01 декабря 2017 года по 31 августа 2018 года; уведомления исх. №05-10-4/2286, №05-10-4/2284 от 05 августа 2021 года, направленные ФИО4 и ФИО3 о назначении мер социальной поддержки, указанных в исполнительном документе.

Вместе с тем, 16 августа 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО5 с ДТСЗН был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб. и установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа, мотивированный тем, что должником исполнительный документы в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", является мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции.

Суд отмечает, что сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Данная позиция обозначена Конституционным Судом РФ в Постановлении N 13-П от 30.07.2001.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДТСЗН в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа были исполнены, о чем в ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым был уведомлен.

Судом установлено, что в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, отсутствовал признак противоправности, в связи с чем применение к административному истцу меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора не отвечает принципам справедливости и индивидуализации наказания, поскольку приводит к возложению денежного взыскания на добросовестного участника исполнительного производства..

Таким образом, основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 194 КАС Российской Федерации, суд -

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ДТСЗН администрации города Судака Республики Крым к ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО5, заинтересованное лицо – ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Судаку УФССП России по Республике Крым ФИО5 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 16 августа 2021 года в отношении должника – Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Судака Республики Крым в рамках исполнительного производства №32316/21/82022-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 30 сентября 2021 года.

Председательствующий – судья М.Г. Иванов