ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81/18 от 30.01.2019 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

№ 2а-81/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2019 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи А.С. Новосёлова,

при секретаре Ковцур И.В.,

с участием:

помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Букат С.О.,

рассмотрев административное исковое заявление Николаевского-на-Амуре городского прокурора поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения.

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор, обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что в настоящее время по ул. 3-ая Батарейная и ул. Центральная в г. Николаевске-на-Амуре расположены бесхозяйные сети теплоснабжения, а именно по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34, ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м. В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как следует из п. 14 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Пунктом 6 ст. 15 в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети влечение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Как следует из ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе относится организация в границах городского организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Прокуратурой установлено, что вышеуказанные полномочия администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» переданы администрации Николаевского муниципального района. На основании положений п. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя, в том числе, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами. В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Вместе с тем, до настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйных в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и администрацией Николаевского муниципального района в отношении бесхозяйных сетей теплоснабжения, расположенных по ул. 3-ая Батарейная и ул. Центральная в г. Николаевске-на-Амуре расположены бесхозяйные сети теплоснабжения, а именно по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34, ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м. в г. Николаевске-на-Амуре не проведена. Соответственно уклонение вышеуказанных администраций от принятия мер к постановке вышеуказанной сети на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и администрации Николаевского муниципального района, гражданского законодательства в части принятия мер к постановке объекта сетевого хозяйства на учет как бесхозяйного. На основании изложенного просит суд: Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и администрации Николаевского муниципального района в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34 и ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м. как бесхозяйных объектов. Обязать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и администрацию Николаевского муниципального района принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34 и ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м., как бесхозяйных объектом путем направления заявления в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Букат С.О., уточнила заявленные требования, в связи с тем, что на основании Уставов Николаевского муниципального района и городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» из структуры органов местного самоуправления городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исключена местная администрация, 23.01.2019 года внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации администрации городского поселения путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района, правопреемником по всем правам и обязательствам администрации городского поселения в порядке универсального правопреемства, является администрация района, просил суд, по основаниям изложенным в иске Признать незаконным бездействие администрации Николаевского муниципального района в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34 и ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м. как бесхозяйных объектов. Обязать администрацию Николаевского муниципального района принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34 и ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м., как бесхозяйных объектом путем направления заявления в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931. При этом просила суд установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель администрации Николаевского муниципального района, не прибыл, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не предоставил.

Из ранее представленного представителем администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края отзыва, следует, что относительно существа заявленных требований возражений не имеется, при этом администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края просила суд установить срок для исполнения решения суда 12 месяцев.

Выслушав мнение участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что в настоящее время по ул. 3-ая Батарейная и ул. Центральная в г. Николаевске-на-Амуре расположены бесхозяйные сети теплоснабжения, а именно по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34, ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В силу п. 4, ч. 1, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно п. 4, ч. 1, ст. 6 Устава городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

По смыслу указанной выше статьи Гражданского кодекса РФ иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

На основании положений п. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя, в том числе, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Вместе с тем, как достоверно установлено в судебном заседании, до настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйных в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю администрацией Николаевского муниципального района в отношении бесхозяйных сетей теплоснабжения, расположенных по ул. 3-ая Батарейная и ул. Центральная в г. Николаевске-на-Амуре расположены бесхозяйные сети теплоснабжения, а именно по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34, ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м. в г. Николаевске-на-Амуре не проведена.

Таким образом, уклонение вышеуказанной администрации от принятия мер к постановке вышеуказанной сети на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации Николаевского муниципального района, гражданского законодательства в части принятия мер к постановке объекта сетевого хозяйства на учет как бесхозяйного.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Предложенный прокурором срок, для устранения выявленных нарушений учитывая объем предстоявших работ, по мнению суда, отвечает требованиям разумности.

Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Николаевского муниципального района в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34 и ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м. как бесхозяйных объектов.

Обязать администрацию Николаевского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. 3-я Батарейная, 26, 28, 30, 32, 34 и ул. Центральная, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 общей протяженностью 270 м., как бесхозяйных объектов путем направления заявления в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение по делу изготовлено 30 января 2019 года

Судья А.С. Новосёлов