дело № 2а-81/2020
УИД 02RS0009-01-2019-000696-54
номер строки в статистическом отчете 3.022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2020 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретарях Зябловой А.Б., Ардиматовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к административному ответчику Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности исполнить требования законодательства об инвестиционной деятельности в РФ, о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с административным иском к административному ответчику Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности исполнить требования законодательства об инвестиционной деятельности в РФ, о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района установлен факт бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в неисполнении требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», ст. ст. 14,19, 20 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ст. 11,19 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, ст. 73 Бюджетного кодекса РФ по внесенному 22.10.2018 прокурора района представлению об устранении нарушений закона. Установлено, что по состоянию на 27.12.2019 ранее выявленные прокуратурой района нарушения администрацией Чемальского района не устранены, а именно: не приняты муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие внесение изменений в распоряжение администрации Чемальского района от 29.06.2016 «Об определении структурного подразделения, ответственного за реализацию полномочий обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании «Чемальский район»; положение о придании инвестиционным проектам, реализуемым в муниципальном образовании «Чемальский район» статуса районного значения МО «Чемальский район»; порядок заключения специального инвестиционного контракта; порядок проведения проверок эффективности бюджетных средств Чемальского района не отражают предмет эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения средств бюджета МО «Чемальский район» в инвестиционные проекты; порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; порядок предоставления субсидий субъектам предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по решению проблем экологии; не обеспечено размещение в полном объеме на сайте муниципального образования, предусмотренной ст. 11, 19 Закона № 209-ФЗ актуализированной информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения о поддержке субъектов предпринимательства и оказываемых услугах; не обеспечена реализация полномочий по проведению экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и оценки регулирующего воздействия проектов таких актов Администрации МО «Чемальский район»; не обеспечена актуализация п. 5.4 инвестиционного паспорта Чемальского района; не обеспечена актуализация разделов 3,14,22 Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата МО «Чемальский район» в рубрике «Инвестиции»; не обеспечено устранение нарушений требований п. 5.6, ст. 8 Закона № 209-ФЗ, п.п. 10, 12 Порядка и п.п. 1,2 Требований: реестровые записи не подписаны с использованием электронной цифровой подписи, отсутствует защита информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы, ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату, одновременно с оригиналом не осуществляется; сама информационная система отсутствует, реестр ведется с использованием электронных таблиц в формате xls, возможность поиска сведений о получателях поддержки, предусмотренных п. 2 Требований, формирования по запросу посетителя официального сайта в сети «Интернет» справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки; не обеспечена актуализация подраздела «Нормативные правовые акты» в разделе «Предпринимательство» в рубрике «Экономика». До настоящего времени в нарушении требований ст.14,19,20 Закона №39-ФЗ администрацией МО «Чемальский район» не разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения проверок эффективности бюджетных средств Чемальского района, не отражают предмет эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения средств бюджета МО «Чемальский район» в инвестиционные проекты; порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; порядок предоставления субсидий субъектам предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по решению проблем экологии. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в неисполнении требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", ст.ст.14,19,20 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ст.ст.8,11,19 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, ст.78 Бюджетного кодекса РФ; обязать администрацию МО «Чемальский район» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, предусмотренных вышеуказанным федеральным и региональным законодательством: разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие: а) внесение изменений в распоряжение администрации Чемальского района от 29.06.2016 г. «Об определении структурного подразделения, ответственного за реализацию полномочий обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании «Чемальский район»; б) положение о придании инвестиционным проектам, реализуемым в муниципальном образовании «Чемальский район» статуса районного значения МО «Чемальский район»в) порядок заключения специального инвестиционного контракта; г) порядок проведения проверок эффективности бюджетных средств Чемальского района, не отражают предмет эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения средств бюджета МО «Чемальский район» в инвестиционные проекты; д) порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; е) порядок предоставления субсидий субъектам предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по решению проблем экологии; обеспечить размещение в полном объеме на сайте муниципального образования предусмотренной ст.11,19 Закона №209-ФЗ актуализированной информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения по поддержке субъектов предпринимательства и оказываемых услугах; обеспечить реализацию полномочий по проведению экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценки регулирующего воздействия проектов таких актов Администрации МО «Чемальский район»; обеспечить актуализацию п.5.4 инвестиционного паспорта Чемальского района; обеспечить актуализацию разделов 3,14,22 Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в МО «Чемальский район» в рубрике «Инвестиции»; обеспечить актуализацию подраздел «Нормативные правовые акты» в разделе «Предпринимательство» в рубрике «Экономика»; обеспечить устранение нарушений требований п.5,6 ст.8 Закона №209-ФЗ, п.п.10, 12 Порядка и п.п.1,2 Требований: реестровые записи не подписаны с использованием электронной цифровой подписи; отсутствует защита информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы; ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату, одновременно с оригиналом не осуществляется; сама информационная система отсутствует, реестр ведется с использованием электронных таблиц в формате xls; возможность поиска сведений о получателях поддержки, предусмотренных п.2 Требований, формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.
30 января 2020 года административным истцом административные исковые требования уточнены в части установления срока для исполнения указанных в иске требований, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, дополнены административные исковые требования в части возложения обязанности приведения реестра в соответствие требованиям в части сроков оказания поддержки, оказания консультативной помощи.
Определением суда от 26 февраля 2020 года производство по административному делу в части возложения на администрацию МО «Чемальский район» обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, предусмотренных вышеуказанным федеральным и региональным законодательством: разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие внесение изменений в распоряжение администрации Чемальского района от 29.06.2016 «Об определении структурного подразделения, ответственного за реализацию полномочий обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании «Чемальский район»; порядок заключения специального инвестиционного контракта; обеспечить реализацию полномочий по проведению экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и оценки регулирующего воздействия проектов таких актов Администрации МО «Чемальский район»; обеспечить актуализацию п. 5.4 инвестиционного паспорта Чемальского района; обеспечить актуализацию разделов 3,14,22 Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата МО «Чемальский район» в рубрике «Инвестиции»; обеспечить устранение нарушений требований п. 5.6, ст. 8 Закона № 209-ФЗ по приведению реестра требованиям в части сроков оказания поддержки, оказания консультативной помощи прекращено в связи с отказом прокурора от указанной части предъявленных административных требований.
Представитель административного истца – заместитель прокурора Чемальского района Республики Алтай Данилова Ю.В. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Пояснила, что обращением в суд послужило бездействие, выраженное в том, что прокурором Чемальского района по результатам проверки было внесено представление с указанием на выявленные нарушения. По истечении длительного времени данные нарушения не были устранены и полномочия не исполнены.
Административный ответчик не направил своего представителя в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Четвернина А.И. суду показала, что в целом не возражает против заявленных требований, однако полагает, что в части заявленные требования являются необоснованными. Так, на данный момент реестр ведётся с использованием электронных таблиц в формате Excel в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития (от 05.12.2017 года № Д05и-1233). По поводу разработки порядка применения льготных условий пользования землей, возражала, просила обратить внимание суда на то, что льготы по использованию природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности, в настоящий момент не предусмотрены. Порядок предоставления льгот устанавливает представительный орган – Совет депутатов. Вопросы по разработке такого порядка в Уставе не закреплены. Прежде чем этот порядок разработать, должны быть предусмотрены льготы данной категории. Для муниципальных органов исполнительной власти обязанности по разработке таких льгот, нет. Это право представительного органа местного самоуправления. Если эти льготные основания предусмотрены, соответственно, этот порядок будет разработан, если льготы не предоставлены, непонятно, что должно содержаться в разрабатываемом порядке. Просила суд отказать в удовлетворении требований об обязании Администрации разработать порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, поскольку законодательство не предусматривает порядок и сроки разработки соответствующих нормативно-правовых актов в органах местного самоуправления и внесения в них изменений.
Судом на основании ст. 150 КАС РФ определено о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав заместителя прокурора Чемальского района, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ-№39 инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.
Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.05.2017 № 262 (далее – Порядок и Требования соответственно).
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления (ст. 11 Закона № 209-ФЗ).
В силу ст. 19 Закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок ведения реестров малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.05.2017 № 262.
Согласно п. 10 Порядка, реестровые записи при их создании (исключении), изменения, которые вносятся в реестровые записи, а также электронные журналы учета операций, выполненных с помощью информационной системы ведения реестров, резервные копии реестров на электронных носителях должны быть подписаны представителем органа, Корпорации, ее дочернего общества, организации, имеющим соответствующие полномочия, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или иного аналога собственноручной подписи.
Согласно п. 12 Порядка, электронные журналы учета операций, выполненных с помощью информационных систем ведения реестров, резервные копии реестров на электронных носителях хранятся органами, Корпорацией, ее дочерними обществами, организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.
В соответствии с п.п. 1,2 Требований к технологическим и программным средствам, в целях защиты сведений, включенных в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", его дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - реестры, органы, Корпорация, организации, получатели поддержки), органы, Корпорация, ее дочерние общества, организации обязаны вести электронные журналы учета операций по ведению реестров, выполненных с помощью информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения и отвечающей настоящим Требованиям; применять средства антивирусной защиты; ограничивать доступ к техническим средствам, с помощью которых осуществляется ведение реестров; формировать резервные копии реестров на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом; сохранять целостность размещенных в реестрах сведений и обеспечивать их защиту от несанкционированного изменения и уничтожения. Программные средства, с помощью которых осуществляется ведение реестра, должны в полной мере обеспечивать бесперебойное ведение реестра, защиту его информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы; свободный доступ пользователей к ознакомлению с размещенными в реестрах сведениями на основе распространенных веб-обозревателей, не требующих установки на компьютеры пользователей технологического и программного обеспечения, специально созданного для просмотра сведений реестров, размещенных на официальном сайте органа, Корпорации, ее дочернего общества, организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт); доступ к размещаемым в реестрах сведениям путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более трех; поиск сведений о получателях поддержки; формирование по запросу пользователя справки о наличии или отсутствии в реестре сведений о получателе поддержки.
Судом установлено, что прокурором района по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления в сфере защиты прав субъектов инвестиционной деятельности, в сфере поддержки и организации туристической деятельности на территории района, проведенной в октябре 2018 года по заданию прокуратуры Республики Алтай проверки, в деятельности администрации МО «Чемальский район» выявлены нарушения требований законодательства в указанных сферах.
22.10.2018 на имя главы Чемальского района внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления, администрацией района представлена информация о том, что приняты меры к устранению нарушений, а также об устранении нарушений.
Вместе с тем, до настоящего времени ранее выявленные прокуратурой района нарушения администрацией Чемальского района, не устранены, а именно: не разработаны и не приняты муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие положения о придании инвестиционным проектам, реализуемым в муниципальном образовании «Чемальский район» статуса районного значения МО «Чемальский район»; порядок проведения проверок эффективности бюджетных средств Чемальского района, отражающих предмет эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения средств бюджета МО «Чемальский район» в инвестиционные проекты; порядок предоставления субсидий субъектам предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по решению проблем экологии. Не обеспечено размещение в полном объеме на сайте муниципального образования предусмотренной ст.11,19 Закона №209-ФЗ актуализированной информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения по поддержке субъектов предпринимательства и оказываемых услугах; не обеспечена актуализацию подраздел «Нормативные правовые акты» в разделе «Предпринимательство» в рубрике «Экономика»; не обеспечено устранение нарушений Порядка ведения реестров малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.
Таким образом, своим бездействием администрация МО «Чемальский район» нарушает права, свободы и законные интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Выявленные нарушения препятствуют надлежащей реализации проводимой инвестиционной политике, целью которой является социально- экономическое развитие.
Кроме того, данные нарушения свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям в анализируемых сферах правоотношений, являются недопустимыми, нарушают права неопределенного круга лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на благоприятные условия для развития предпринимательской, а также инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в связи с чем, подлежат устранению.
Отсутствие указанной информации на официальном сайте в сети Интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации при государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, что также нарушает права неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; по обеспечению устранения нарушений в виде ведения реестра с использованием электронных таблиц в формате xls, предусматривающих возможность поиска сведений о получателе поддержки, по следующим основаниям.
В опровержение доводов о незаконности бездействия администрации в указанной части, судом установлено, что в связи вступлением в силу приказа Минэкономразвития России от 31 мая 2017 года № 262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвитием России разработаны информационно-методические материалы по вопросам ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, согласно которым допустимо использование файлов, которые созданы с использованием программы Мicrоsоft Office (например, в формате Excel), для формирования записей Реестров и размещения их на соответствующих сайтах.
Судом установлено, что данный реестр административным ответчиком ведётся с использованием электронных таблиц в формате Excel в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития. При этом пользователи, на устройствах которых отсутствует программа Microsoft Office, имеют возможность просматривать файлы Реестров, используя общедоступные веб-обозреватели.
Проверяя доводы прокурора об установленной обязанности по принятию нормативно правового акта о Порядке применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, и рассматривая требование о признании незаконным бездействия в указанной части судом учитывается, что согласно п. 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Оценив доводы иска, суд приходит к выводу о том, что изложенные в иске законы не предусматривают обязанности органов местного самоуправления принять нормативный правовой акт устанавливающий порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что наличие и виды льгот на природные ресурсы, в частности, на земельные участки, устанавливает Совет депутатов.
Структуру органов местного самоуправления согласно ст. 34 ч. 1 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 ч. 1 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) в соответствии с указанной нормой является, в т.ч. орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 154 ч. 1 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Главный распорядитель бюджетных средств в силу своих бюджетных полномочий, определяемых ст. 158 ч. 1 БК РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Судом установлено, что в настоящий момент отсутствует принятый представительным органом местного самоуправления муниципальный правовой акт представительного органа местного самоуправления, в отсутствие указанного порядка, предусматривающего виды льгот, субъектов льгот, порядок применения льготных условий является беспредметным, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика по разработке и принятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.
Также учитывается, что Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не устанавливает указанной обязанности, а лишь предусматривает рекомендации органам местного самоуправления обеспечить стабильность в инвестиционной сфере, в том числе в правах субъектов инвестиционной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия административного ответчика по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения устранения нарушений в виде ведения реестра с использованием электронных таблиц в формате xls, обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, разработать и принять муниципальный нормативной правовой акт, предусматривающий порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечить устранение нарушений требований п. 5, 6 ст. 8 Закона № 209-ФЗ, п.п. 10, 12 Порядка и п.п. 1.2 Требований в части ведение информационной системы или реестра с использованием электронных таблиц в формате xls, предусматривающих возможность поиска сведений о получателе поддержки.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных в решении действий, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения указанных в иске мероприятий, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем приходит к выводу о необходимости установления ответчику срока в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к административному ответчику Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности исполнить требования законодательства об инвестиционной деятельности в РФ, о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в неисполнении требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", ст.ст.14,19,20 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ст.ст.8,11,19 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, ст.78 Бюджетного кодекса РФ и непринятии мер по разработке и принятию муниципальных правовых актов, предусматривающих положения о придании инвестиционным проектам, реализуемым в муниципальном образовании «Чемальский район» статуса районного значения МО «Чемальский район»; порядок проведения проверок эффективности бюджетных средств Чемальского района, не отражают предмет эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения средств бюджета МО «Чемальский район» в инвестиционные проекты; порядок предоставления субсидий субъектам предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по решению проблем экологии; по обеспечению размещения в полном объеме на сайте муниципального образования предусмотренной ст.11,19 Закона №209-ФЗ актуализированной информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения по поддержке субъектов предпринимательства и оказываемых услугах; по обеспечению актуализации подраздела «Нормативные правовые акты» в разделе «Предпринимательство» в рубрике «Экономика»; по обеспечению устранения нарушений требований п.5,6 ст.8 Закона №209-ФЗ, п.п.10, 12 Порядка и п.п.1,2 Требований: реестровые записи не подписаны с использованием электронной цифровой подписи; отсутствует защита информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы; ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату, одновременно с оригиналом не осуществляется.
Обязать администрацию МО «Чемальский район» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, предусмотренных вышеуказанным федеральным и региональным законодательством: разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие: положение о придании инвестиционным проектам, реализуемым в муниципальном образовании «Чемальский район» статуса районного значения МО «Чемальский район»; порядок проведения проверок эффективности бюджетных средств Чемальского района, не отражают предмет эффективности использования средств направляемых на капитальные вложения средств бюджета МО «Чемальский район» в инвестиционные проекты; порядок предоставления субсидий субъектам предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по решению проблем экологии; обеспечить размещение в полном объеме на сайте муниципального образования предусмотренной ст.11,19 Закона №209-ФЗ актуализированной информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения по поддержке субъектов предпринимательства и оказываемых услугах; обеспечить актуализацию подраздела «Нормативные правовые акты» в разделе «Предпринимательство» в рубрике «Экономика»; обеспечить устранение нарушений требований п.5,6 ст.8 Закона №209-ФЗ, п.п.10, 12 Порядка и п.п.1,2 Требований: подписание реестровых записей с использованием электронной цифровой подписи; защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы; ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату, одновременно с оригиналом не осуществляется.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к административному ответчику Администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в неисполнении требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", ст.ст.14,19,20 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ст.ст.8,11,19 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, ст.78 Бюджетного кодекса РФ и непринятии мер по разработке и принятию муниципальных правовых актов, предусматривающих порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; по обеспечению устранения нарушений требований п. 5, 6 ст. 8 Закона № 209-ФЗ, п.п. 10, 12 Порядка и п.п. 1.2 Требований в части ведения реестра с использованием электронных таблиц в формате xls, обязании администрации МО «Чемальский район» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, предусмотренных вышеуказанным федеральным и региональным законодательством: разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающие порядок применения льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения устранения нарушений требований п. 5, 6 ст. 8 Закона № 209-ФЗ, п.п. 10, 12 Порядка и п.п. 1.2 Требований в части ведения информационной системы или реестра с использованием электронных таблиц в формате xls, предусматривающих возможность поиска сведений о получателе поддержки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято судом 28 февраля 2020 года.