РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу № 2а-81/2021
28 декабря 2021 г. г. Душанбе
109 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шадуры А.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мигитенко К.В., с участием представителя административного истца - начальника № военного госпиталя Министерства обороны Российской Федерации - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника № военного госпиталя Министерства обороны Российской Федерации (далее - военный госпиталь) об оспаривании выводов акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности указанного госпиталя, проведенной Межрегиональным управлением ведомственного и финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее - МУВФКА МО РФ по ЦВО), в части нанесения ущерба, связанного с выдачей продовольственного пайка военнослужащим в период отпуска и командировки,
установил:
Начальник военного госпиталя обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным выводы акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности указанного госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - акт), проведенной МУВФКА МО РФ по ЦВО, в части нанесения ущерба на сумму 750 426 руб. 52 коп., связанного с выдачей продовольственного пайка военнослужащим в период отпуска и командировки, и обязать начальника межрегионального управления исключить из акта указание на причинение названного ущерба.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что военнослужащие в период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации имеют право на получение продовольственного пайка постоянно и круглогодично, поскольку нахождение их в отпуске либо в командировке военную службу не прерывает и не может влечь снижение положенного им уровня льгот. При этом выдача военнослужащим военного госпиталя продовольственных пайков в период отпусков и командировок была обусловлена указаниями начальника управления (продовольственного) штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 158/41/8753, которые, по мнению начальника военного госпиталя, являлись обязательными для выполнения.
В письменных возражениях начальник МУВФКА МО РФ по ЦВО просил отказать в удовлетворении административных исковых требований и указал, что административным истцом не доказано нарушение оспоренным актом прав, свобод и законных интересов военного госпиталя и его начальника, поскольку выездная проверка и составленный по ее итогам акт соответствует требованиям Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, а оспоренный вывод акта является обоснованным.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить, дополнительно обратив внимание суда на поддержание врио руководителя Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации позиции, изложенной в указаниях начальника управления (продовольственного) штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 158/41/8753.
Административное дело на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрено без участия административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения представителя административного истца и исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующему.
Из п. 1.1.1 Государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ г. №, заключенных между Министерством обороны Российской Федерации и АО «Военторг», усматривается, что исполнитель обязуется оказывать услуги в виде доставки и хранения продовольственных товаров, приготовления и раздачи готовой пищи. Раздел 2.7 Технического задания по названным контрактам предусматривает требования по организации выдачи продовольственных пайков военнослужащим за пределами территории Российской Федерации.
Как следует из копий выписок из приложений к названным государственным контрактам, стоимость 1 сутодачи по норме № (паек на руки) составляла в 2018 г. - 258 руб. 02 коп., в 2019 г. - 271 руб. 58 коп., в 2020 г. - 280 руб. 54 коп.
Согласно копиям списка военнослужащих 451 военного госпиталя, получивших услугу по организации питания «Норма № (паек на руки)» за период нахождения в отпусках и командировках, соответствующих выписок из приказов начальника военного госпиталя, а также требований-накладных, военнослужащие, находящиеся в отпусках и служебных командировках с 1 сентября 2018 г. по 30 октября 2020 г., в последующем получали продовольственные пайки по норме № за периоды отпусков и командировок, а именно:
- в 2018 г. - за 170 суток отпуска на сумму 43 863 руб. 40 коп.;
- в 2019 г. - за 1 767 суток отпуска и 156 суток служебных командировок (на территорию Российской Федерации) на сумму 522 248 руб. 34 коп.;
- в 2020 г. - за 657 суток отпуска на сумму 184 314 руб. 78 коп.
Общая стоимость выданных продовольственных пайков по приведенным 2 750 сутодачам составила 750 426 руб. 52 коп.
Согласно копии акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№дсп контрольной группой МУВФКА МО РФ по ЦВО проведена проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ «№ военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой оказание услуг по организации питания военнослужащих за период нахождения в отпуске и командировке в виде выдачи пайка на вышеуказанную сумму расценено как незаконный расход денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ начальник военного госпиталя направил начальнику МУВФКА МО РФ по ЦВО возражения на акт, оспорив названный ущерб, и просил исключить из акта вывод о нем (Копия сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. № с приложением).
Из протокола рассмотрения возражений от ДД.ММ.ГГГГ№дсп усматривается, что МУВФКА МО РФ по ЦВО отказало в удовлетворении возражений административного истца.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в том числе в форме выдачи продовольственного пайка военнослужащим, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, по их просьбе, в ассортименте продуктов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время» в том числе Министерству обороны Российской Федерации предписано устанавливать порядок продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц.
Министр обороны Российской Федерации, действуя в пределах дискреционных полномочий, предоставленных названными выше Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации, приказом от 21 июня 2011 г. № 888 утвердил Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время (далее - Руководство).
В соответствии с п. 9 Руководства (в редакции, действовавшей до 31 октября 2020 г.) военнослужащие, убывающие из воинской части в отпуск либо в командировку, снимаются с продовольственного обеспечения со дня убытия.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в № военном госпитале Министерства обороны Российской Федерации, то есть за пределами территории Российской Федерации, за период нахождения их в отпусках и служебных командировках с 1 сентября 2018 г. по 30 октября 2020 г., не подлежали продовольственному обеспечению, в том числе и в форме выдачи пайка на руки, что верно расценено контрольной группой как ущерб с включением в акт вывода об этом.
Доводы административного истца о том, что выдача пайков за период отпусков и командировок до 31 октября 2020 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству, признаются судом несостоятельными, поскольку Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации правил выдачи продовольственных пайков военнослужащим и их снятия с продовольственного обеспечения не содержат вовсе, а лишь делегируют право на их установление Министерству обороны Российской Федерации.
Учитывая дату вступления приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 503 в законную силу, которым п. 9 Руководства дополнен абзацем о праве военнослужащих, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации на продовольственное обеспечение в период командировки (отпуска) в форме выдачи продовольственного пайка по месту военной службы, правовые основания для применения этого абзаца к спорным правоотношениям, имевшим место до 31 октября 2020 г., отсутствуют.
Ссылка начальника военного госпиталя и его представителя на указания начальника управления (продовольственного) штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации от 22 июня 2016 г. №, поступившие в виде телеграммы врио начальника продовольственной службы Центрального военного округа, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, противоречат вышеприведенному Руководству, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации, и по смыслу ст.ст. 39-41 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, не являлись обязательными для исполнения.
В этой связи не влияет на данный вывод суда поддержка этих указаний врио руководителя Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в своем письме от 24 декабря 2021 г. № 256/21/22340.
Военный суд оставляет без оценки представленную стороной административного истца копию телеграммы врио начальника продовольственной службы Центрального военного округа, поступившую в военный госпиталь ДД.ММ.ГГГГ за вх. №, касающуюся обеспечения военнослужащих женского пола продовольственными пайками в период отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, поскольку изложенные в ней сведения к рассматриваемому предмету спора не относятся.
При этом акт ревизии в достаточной мере отвечает требованиям Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Неуказание в акте перечня виновных должностных лиц, допустивших возникновение этого ущерба, и неистребование контрольной группой каких-либо объяснений, само по себе, не свидетельствует о законности действий командования военного госпиталя по выдаче военнослужащим продовольственных пайков на руки за период отпусков до ДД.ММ.ГГГГ и не может влечь за собой признание оспоренного вывода акта незаконным.
Таким образом, суд констатирует, что акт выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности 451 военного госпиталя Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, проведенной МУВФКА МО РФ по ЦВО, в оспариваемой части не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поэтому в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении административного иска начальника № военного госпиталя Министерства обороны Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Шадура