ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81/2022 от 02.02.2022 Климовского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-81/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Климовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Марковой Л.С.,

при секретаре Снегиревой О.В.,

с участием помощника прокурора Климовского района Брянской области Погарской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Климовского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Климовского района Брянской области о признании бездействия незаконным и обязании к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Климовского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Климовского района Брянской области, в котором просил признать бездействие административного ответчика, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости – внешнего водопровода, протяженностью ...................... м.п., расположенного по адресу: ......................, незаконным; обязать администрацию Климовского района Брянской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Климовского района Брянской области за соблюдением законодательства о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей было установлено, что ответчиком не поставлен на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества - внешний водопровод, протяженностью ...................... м.п., расположенный по адресу: ......................, что нарушает права граждан как потребителей коммунальных услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Климовского района Брянской области Погарская М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что на дату рассмотрения заявления административный ответчик с заявлением о постановке на учет указанного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного в регистрирующий орган не обращался.

Административный ответчик - администрация Климовского района Брянской области представителя для участия в судебном заседании не направил, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, признал обстоятельства, на которых основаны исковые требования.

Третье лицо – МУП «Климовский районный водоканал» представителя для участия в судебном заседании не направил, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, третьего лица, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Заявление прокурора Климовского района Брянской области подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Следовательно, подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Статьёй 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Обязанность органа местного самоуправления поставить данные объекты на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Климовского района Брянской области установлено, что на территории Климовского муниципального района находится внешний водопровод, протяженностью ...................... м.п., расположенный по адресу: ......................, который не имеет собственника.

В связи с чем, административному ответчику было вынесено представление №36-2021 от 08.12.2021 года об устранении выявленных нарушений в установленный законом месячный срок. Однако, до настоящего времени выявленное нарушение не устранено, что свидетельствует о бездействии административного ответчика и невыполнении им возложенной на него обязанности по постановке бесхозяйного имущества на учет. Доказательств, препятствующих устранению выявленного нарушения административным ответчиком суду не представлено.

Следовательно, внешний водопровод, протяженностью ...................... м.п., расположенный по адресу: ...................... является бесхозяйным объектом недвижимости, и отсутствие контроля за его надлежащим функционированием по причине отсутствия собственника создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания.

Исходя из установленных обстоятельств и приведенных норм права, обязанность по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, должна быть возложена на административного ответчика, с исполнением в соответствии со ст. 206 ГПК РФ в заявленный административным истцом срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Климовского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Климовского района Брянской области о признании бездействия незаконным и обязании к совершению действий, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Климовского района Брянской области, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости – внешнего водопровода, протяженностью ...................... м.п., расположенного по адресу: ......................, незаконным.

Обязать администрацию Климовского района Брянской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет внешнего водопровода, протяженностью ...................... м.п., расположенного по адресу: ...................... в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Решение суда оглашено 2 февраля 2022 года в резолютивной части, может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Климовский районный суд.

Дата изготовления мотивированного решения – 4 февраля 2022 года.

Судья Л.С. Маркова