ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81/2022 от 02.08.2022 Дедовичского районного суда (Псковская область)

№ 2а-81/2022 (УИД хххх)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года п. Дедовичи

Дедовичский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Федоровой И.А.,

при секретаре судебного заседания Михайловой О.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Псковской области к Лизиной О.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Псковской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Лизиной О.Н. недоимки по земельному налогу на общую сумму 1807 рублей 04 копейки. В обоснование заявленных требований указано, что Лизина О.Н., является налогоплательщиком, на которого в соответствии со ст. 19 НК РФ возложена обязанность по уплате налогов, сбора и штрафов. Согласно сведениям, предоставленным регистрирующим органом в налоговую инспекцию административный ответчик является собственником объектов налогообложения, на основании которых начислен налог:

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 1514 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 1172 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 2700 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 1300 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00,

- жилого дома, расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 39,1 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- квартиры, расположенной по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 55,2 кв. метра, дата регистрации права хххх 00:00:00.

Срок уплаты земельного налога установлен п. 1 ст. 397 НК РФ за 2014 год не позднее 01 октября года, следующего за отчетным периодом, с 2015 года – не позднее 1 декабря года, следующего за отчётным периодом. Срок уплаты налога на имущество установлен п. 1 ст. 409 НК РФ за 2014 год не позднее 01 октября года, следующего за отчетным периодом, с 2015 года – не позднее 1 декабря года, следующего за отчётным периодом.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику Лизиной О.Н. было направлено заказной корреспонденцией уведомление от 01 сентября 2020 года № 72897347, на основании которого предлагалось уплатить в добровольном порядке в установленный срок земельный налог на объекты недвижимости. В установленные сроки имущественные налоги административным ответчиком в полном объеме уплачены не были.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются виды имущества находящиеся в собственности физических лиц: жилые дома; квартиры, комнаты; гаражи, машино-место; единые недвижимые комплексы; объекты незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, жилые строения, распложенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В связи с неуплатой имущественных налогов в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени.

По состоянию на время обращения в суд с заявлением Лизина О.Н. имела неуплаченную задолженность в общей сумме 12 800 рублей 60 копеек, в том числе: земельный налог в размере 1769 рублей, пеня в размере 38 рублей 04 копеек; налог на доходы физических лиц в размере 10 400 рублей, пеня в размере 13 рублей 35 копеек; налог на имущество физических лиц в размере 568 рублей, пеня в размере 12 рублей 21 копейки.

В адрес регистрации Лизиной О.Н. были направлены требования от 30 апреля 2021 года № 2290 и от 23 июля 2021 года № 7239, в которых сообщалось о сумме задолженности и предлагалось в добровольном порядке уплатить задолженность. Однако задолженность в добровольном порядке не уплачена.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

08 ноября 2021 года мировым судьей судебного участка № 4 Дедовичского района Псковской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Лизиной О.Н. недоимки по налогам на общую сумму 12 800рублей 60 копеек и госпошлины в размере 256 рублей 01 копейки. Определением мирового судьи судебного участка № 4 Дедовичского района Псковской области судебный приказ № 2а-347/2021 отменен.

На время обращения с административным иском в суд сумма недоимки по земельному налогу составляет 1807 рублей 04 копейки. Налоговая инспекция просит взыскать данную задолженность с административного ответчика.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Псковской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, при этом указал, что остаток не оплаченной задолженности в настоящее время по административному исковому заявлению № 3769 за Лизиной О.Н. имеется по пени в сумме 38 руб. 04 коп. за период с 02.12.2020 г. по 29.04.2021 г.

Административный ответчик Лизина О.Н. в судебном заседании с требованиями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Псковской области согласилась, при этом указала, что задолженность по земельному налогу в сумме 1769 рублей 00 копеек ею была оплачена 20 июня 2022 года, задолженность по пеням в сумме 38 руб. 04 коп. оплачена 24 июня 2022 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 150, ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего представителя административного истца.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Вместе с тем частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего административного иска о взыскании с Лизиной О.Н. недоимки и пени по земельному налогу имеют обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом процессуального срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При рассмотрении дела установлено, что Лизина О.Н. является собственником объектов налогообложения, на основании которых начислен налог:

- земельного участка расположенного по адресу: хххх 92, кадастровый номер хххх, площадь 1514 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 1172 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 2700 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- земельного участка расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 1300 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00,

- жилого дома, расположенного по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 39,1 кв. метров, дата регистрации права хххх 00:00:00;

- квартиры, расположенной по адресу: хххх, кадастровый номер хххх, площадь 55,2 кв. метра, дата регистрации права хххх 00:00:00.

На основании представленных административным истцом материалов в судебном заседании установлено, что Лизина О.Н. в установленный законодательством о налогах и сборах срок не уплатила в полном объёме земельный налог в сумме 1807 рублей 04 копеек, в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 1769 рублей, пеня за период с 02.12.2020 года по 29.04.2021 год в сумме 38 рублей 04 копейки.

Налоговым органом Лизиной О.Н. в силу ст. 69-70 НК РФ были выставлены требования № 2290 от 30 апреля 2021 года и № 7239 от 23 июля 2021 года об уплате задолженности по налогам и пени в установленные сроки.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Дедовичского района Псковской области от 24 ноября 2021 года судебный приказ № 2а-347/2021 о взыскании с Лизиной О.Н. недоимки по налогам на общую сумму 12 800 рублей 60 копеек и госпошлины в размере 256 рублей 01 копейки отменен.

С административным иском в суд административный истец обратился только 27 мая 2022 года, то есть за пределами установленного законом срока, при этом с заявлением о восстановлении процессуального срока Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Псковской области не обращалась, доказательств уважительности причин пропуска срока не представила.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, после отмены судебного приказа прошло более шести месяцев до момента обращения в суд с административным исковым заявлением (то есть имело место превышение срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено.

Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца МИ ФНС РФ № 3 по Псковской области, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенное, административный иск МИФНС России N 3 по Псковской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

Решил:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Псковской области в удовлетворении административного иска к Лизиной О.Н. о взыскании задолженности по имущественным налогам в размере 1807 рублей 04 копеек отказать, в связи с пропуском процессуального срока обращения в суд и отсутствием оснований для его восстановления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дедовичский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 года.

Председательствующий судья: И.А. Федорова