ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81/2022 от 09.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-81/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2022 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Налисник Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу №2-2292/2020 в разумный срок,

установил:

10 января 2022 года в Верховный Суд Республики Крым поступило административное исковое заявление ФИО1 к Финансовому департаменту Администрации города Ялты Республики Крым о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу №2-2292/2020 в разумный срок в размере 57948 рублей 58 копеек.

При этом, административное исковое заявление направлялось ФИО1 в суд почтой 16 декабря 2021 года через Ялтинский городской суд Республики Крым.

В обоснование административного иска указано, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу №2-2292/2020 по иску ФИО1 на Администрацию города Ялты возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное, применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта, жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городского округа Ялта. 05 марта 2021 года в Отделении судебных приставов по г. Ялте УФССП России по Республике Крым возбуждено соответствующее исполнительное производство №15136/21/82025-ИИ. Однако, существенных действий в рамках исполнительного производства должником осуществлено не было, решение суда не исполнено, документированных гарантий исполнения решения суда в обозримом будущем административному истцу не предоставлено, компенсационных механизмов на период ожидания предоставления жилого помещения в отношении административного истца не осуществлено. Общая продолжительность производства по исполнению судебного постановления составила 8,5 календарных месяцев. Обращаясь с настоящим административным иском в суд, административный истец указывает, что такая продолжительность исполнения судебного акта нарушает её право на исполнение судебного решения в разумный срок, в связи с чем, в её пользу подлежит взысканию компенсация в размере 57 948,58 рублей.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 11 января 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация города Ялты Республики Крым, Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Ялте ФИО2.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 09 февраля 2022 года к участию в административном деле в качестве второго ответчика привлечена Администрация города Ялта Республики Крым.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, обозрев материалы гражданского дела №2-2292/2020, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация, как разъясняется в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В силу части 8 статьи 3 Закона о компенсации, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Пунктом 19 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ). В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьёй 2 поименованного Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что заочным решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года по административному делу №2-2292/2020 удовлетворены исковые требования ФИО1: на Администрацию города Ялты возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта, жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городского округа Ялта.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2020 года заочное решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Ялта Республики Крым – без удовлетворения.

05 марта 2021 года на основании заявления ФИО1 и исполнительного листа серии ФС №028349175 от 11 февраля 2021 года, выданного Ялтинским городским судом Республики Крым, судебным приставом - исполнителем Отделения судебных приставов по городу Ялте УФССП России по Республике Крым вынесено постановление о возбуждении соответствующего исполнительного производства №15136/21/82025-ИП (т.2 л.д. 243, 244-246, 241-242).

Как усматривается из копий материалов указанного исполнительного производства, должнику Администрации города Ялты Республики Крым предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии вышеуказанного постановления.

Одновременно 02 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование о предоставлении информации об исполнении решения суда с приложением копий подтверждающих документов.

07 апреля 2021 года с должника по исполнительному производству взыскан исполнительский сбор с предоставлением нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 26 апреля 2021 года (т.2 л.д. 238, 239).

При этом, 07 апреля 2021 года должником в адрес ОСП направлялось письмо с указанием на невозможность исполнения решения суда в установленный срок по причине необходимости выделения денежных средств на приобретение жилых помещений, разрешения процедурных вопросов осуществления такого рода действий.

Аналогичные письма направлялись должником в адрес ОСП по требованиям судебного пристава-исполнителя неоднократно.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя неоднократно предоставлялся новый срок для исполнения требований исполнительного документа: до 21.05.2021, 25.06.2021, 31.08.2021.

При этом, в отношении должника составлялись протоколы об административных правонарушениях в связи с невыполнением требований судебного пристава-исполнителя.

По результатам исследования вопроса о достаточности и эффективности осуществления действий непосредственно должником в целях своевременного исполнения судебного акта судом установлено следующее.

12 и 17 марта 2021 года на имя главы администрации города Ялта заместителем главы направлена информация о наличии 15 вступивших в законную силу судебных актов в интересах детей - сирот и лиц из их числа с просьбой поручить соответствующим структурным подразделениям Администрации города Ялта организовать работу по вынесению вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений на рассмотрение сессии Ялтинского городского совета, поскольку в жилищном фонде Администрации отсутствуют жилые помещения, соответствующие нормам закона, позволяющие их предоставление по договорам социального найма, наличия необходимости обследования и ремонта муниципального жилищного фонда.

23 марта 2021 года на официальном сайте Правительства Республики Крым размещён проект решения «О внесении изменений в решение 25 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 22.12.2020 №2 «О бюджете муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

29 марта 2021 года решением сессии Ялтинского городского совета №15 «О внесении изменений в решение 25 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 22.12.2020 №2 «О бюджете муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» выделены денежные средства в размере 20 986 815,00 рублей на приобретение жилых помещений во исполнение вступивших в законную силу судебных актов из числа детей-сирот и лиц из их числа, в том числе, в отношении ФИО1

15 апреля 2021 года на имя заместителя главы Администрации города Ялта направлена информация о необходимости предусмотреть денежные средства на оказание услуг по проведению внешней независимой экспертизы соответствия 10 жилых помещений нормам закона, позволяющим их предоставление по договорам социального найма для детей-сирот и лиц из их числа.

23 апреля 2021 года заместителем глав Администрации в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлена информация о приобретении квартир за счёт дополнительного финансирования по решению сессии Ялтинского городского совета.

Приобретение квартир производилось путём объявления открытого электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 мая, 08 июня, 01 июля, 21 августа 2021 года электронные аукционы по приобретению квартир для детей-сирот, инициированные Администрацией города Ялта, объявлены несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие.

06 сентября 2021 года повторно размещено извещение в ЕИС, по результатам проведенных электронных аукционов поступило по 1 предложение от участников закупок 10 квартир.

15 октября 2021 года заключены муниципальные контракты на приобретение 10 квартир и 22 октября 2021 года заключены контракты на проведение внешней независимой экспертизы приобретаемых 10 жилых помещений.?

29 декабря 2021 года постановлением Администрации города Ялта №4474-п «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» жилые помещения, расположенные по следующим адресам: <адрес>, кадастровый от 09.09.2021; <адрес>, кадастровый от 09.09.2021; <адрес>, кадастровый , от 09.09.2021; <адрес>, кадастровый от 09.09.2021; <адрес>, кадастровый от 09.09.2021, отнесены к специализированному жилищному фонду муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В этот же день постановлением Администрации города Ялта №4477-п «О предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам сроком на 5 лет» административному истцу ФИО1 с составом семьи один человек, предоставлена благоустроенная однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 44,0 кв.м., числящейся в контрольном списке детей-сирот под №41.

30 декабря 2021 года между Администрацией города Ялта Республики Крым и ФИО1 заключён договора №1787 найма жилого помещения специализированного жилого фонда, по которому ФИО1 представлено вышеуказанное жилое помещение, подписан Акт приема-передачи специализированного жилого помещения (т.2 л.д. 11-16, 17).

В связи с чем, 31 декабря 2021 года постановлением старшего судебного пристава ОСП по г. Ялте исполнительное производство №15136/21/82025-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (т.2 л.д. 6).

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ФИО1 указывала на неисполнение вышеуказанного судебного акта в разумный срок.

По состоянию на 16 декабря 2021 года общая продолжительность исполнения решения суда в отношении административного истца составляла 9 месяцев 11 дней.

При этом, на момент поступления административного иска ФИО1 в Верховный Суд Республики Крым, исполнительное производство уже было окончено, и общая продолжительность исполнения заочного решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года составила, таким образом, 09 месяцев 26 дней.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 55 постановления Пленума от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1, 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Изложив хронологию исполнения решения суда, оценив представленные доказательства, материалы исполнительного производства, установлено, что продолжительность исполнения судебного акта была обусловлена отсутствием у должника Администрации <адрес> Республики Крым свободного жилого фонда, достаточного бюджетного финансирования, временными затратами на проведение аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, несоответствием жилых помещений требованиям аукционной документации, количеством необходимых жилых помещений для исполнения ряда аналогичных судебных решений.

Следует отметить, что исполнение судебных актов по предоставлению жилых помещений имеет свои особенности, связанные с наличием процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья.

При установленных обстоятельствах, несмотря на превышение предусмотренного законом единого срока принудительного исполнения судебного акта, общую продолжительность исполнения приведенного судебного акта нельзя признать неразумной и чрезмерной, поскольку в течение этого срока должником совершались необходимые действия, направленные на исполнение судебного решения.

С учётом изложенного, в удовлетворении административного иска ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу №2-2292/2020 в разумный срок надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 258 - 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу №2-2292/2020 в разумный срок в размере 57948 рублей 58 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 22 марта 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>