ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-81/22 от 24.03.2022 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-81/22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Славского районного суда Калининградской области Улька М.В.,

при секретаре Крайсвитной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ищенко Виктора Павловича к Управлению Россельхознадзора по Калининградской области, Отделу надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области, государственному инспектору отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Цокуровой О.В. о признании незаконным предписания отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области, заинтересованное лицо: ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз»,

УСТАНОВИЛ:

Ищенко В.П. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование указал, что ему принадлежит на праве аренды земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером общей площадью 46,5 га.

На данном земельном участке находятся мелиоративные каналы. Данные каналы относятся как к федеральной, так и к региональной собственности. Более того, на принадлежащих Ищенко В.П. земельных участках находятся мелиоративные каналы, которые собственника не имеют, то есть являются бесхозными.

10 сентября 2021 года государственным инспектором отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Цокуровой О.В. в отношении административного истца вынесено предписание об устранении допущенных нарушений, которое заключалось в следующем:

- в нарушение ст. 13(п. 3 ч. 2) 42 ЗК РФ, ст. 8 ФЗ от 16 июля 1998 года № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» истец в целях охраны земель не проводит обязательные фитосанитарные (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями) и мелиоративные (в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесно-кустарниковой растительности мероприятия на части (16 га - от общей площади) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 46,5 га, расположенном в <адрес>,

- в нарушение ст. 28, 29 ФЗ от 10 января 1996 года № 4 «О мелиорации земель» не осуществляет в исправном (надлежащем) состоянии и ремонт мелиоративной системы, расположенной в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного вблизи <адрес>, а именно: не веду систематические наблюдения за работой мелиоративных каналов, не произвожу очистку мелиоративных каналов от засорения сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью.

Также данным предписанием Ищенко В.П. был установлен срок для устранения указанных нарушений закона. Копия предписания была получена им почтовым отправлением 30 сентября 2021 года.

Указанное предписание государственного инспектора отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения от 10 сентября 2021 года административный истец считает незаконным в силу следующего.

В соответствии со ст. 10 Закона Калининградской области от 20 января 1998 года № 47 «О мелиорации земель Калининградской области» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ст. 11 названного Закона государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности: Российской Федерации (далее - федеральная собственность) и субъекту Российской Федерации (далее - собственность Калининградской области). К собственности Калининградской области относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной и муниципальной собственности, а также к собственности физических и юридических лиц.

Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.

Мелиоративные каналы, которые находятся на арендуемом им земельном участке находятся как в федеральной, так и в региональной собственности, большая часть мелиоративных каналов собственника не имеют. Указанные мелиоративные каналы в отсутствие на то законных оснований в муниципальную собственность не приняты, хотя в силу требований действующего законодательства должны были быть принятыми.

В действиях Ищенко В.П. отсутствуют какие-либо нарушения требований закона, поскольку расположенные на его земельных участках мелиоративные каналы, которые оспариваемым предписанием заставляют очистить, в его собственности не находятся, им не используются. Указанные каналы он чистить не должен и не имеет на это право. В силу требований закона отсутствие у административного истца права собственности на мелиоративные каналы исключает возложение на него обязанности содержать, обслуживать их.

Кроме того, мелиоративные каналы, которые находятся на арендуемом им земельном участке, не обрабатывались около 25 лет, еще за долго до возникновения у административного истца на них прав аренды, в связи с этим, для того, чтобы предпринять меры к сохранению достигнутого уровня мелиорации, необходимо создать тот уровень мелиорации, который 25 лет не создавался.

Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ утверждена приказом Министерства экономического развития РФ № 851 от 26 декабря 2014 года, согласно которой в предписании должно быть указано описание нарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка (при наличии), где допущено нарушение. В оспариваемом предписание указан только кадастровый номер занимаемого им земельного участка.

При этом, выдавая предписание, надзорный орган не указал конкретный перечень выявленных нарушений, которые необходимо устранить во исполнение данного предписания. Предписание от 10 сентября 2021 года не имеет четкой формулировки нарушений, позволяющей ему выполнить необходимые мероприятия, не содержит указание площади, где допущено нарушение.

Административный истец Ищенко В.П. просит суд признать незаконным предписание государственного инспектора отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения от 10 сентября 2021 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившегося в не осуществлении в исправном (надлежащем) состоянии и ремонта мелиоративной системы, расположенной в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного вблизи <адрес>, не проведении им обязательных фитосанитарных (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями) и мелиоративных (в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесно-кустарниковой растительности мероприятия на части (16 га - от общей площади) земельного участка с кадастровым номером общей площадью 46,5 га, расположенном в <адрес>; отменить предписание государственного инспектора отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения от 10 сентября 2021 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившегося в не осуществлении в исправном (надлежащем) состоянии и ремонта мелиоративной системы, расположенной в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного вблизи <адрес>, не проведении мной обязательных фитосанитарных (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями) и мелиоративных (в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесно-кустарниковой растительности мероприятия на части (16 га - от общей площади) земельного участка с кадастровым номером общей площадью 46,5 га, расположенном в <адрес>.

В судебное заседание административный истец Ищенко В.П. не явился, извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Игнатьева Е.О. доводы административного искового заявления поддержала и просила суд требования удовлетворить. Дополнительно пояснила суду, что нарушения установлены в том числе на земельном участке 39:12:020019:14, расположенного вблизи <адрес>, который не являлся объектом осмотра и проверки ответчиком и правообладателем которого Ищенко В.П. не является.

Административные ответчики - Управление Россельхознадзора по Калининградской области, Отдел надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области, государственный инспектор отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области Цокурова О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора) (ч.1 ст. 71 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 71 ЗК РФ предметом государственного земельного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 71 ЗК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле» плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 также утверждено Положение «О федеральном государственном земельном контроле» (далее - Положение).

Согласно п. 3, п. 7 вышеуказанного Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе: обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы); обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

Полномочия, указанные в пункте 7 настоящего Положения, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пунктами 2, 4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 установлено, что территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является Управление Россельхознадзора, которое осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Таким территориальным органом на территории Калининградской области является Управление Россельхознадзора по Калининградской области.

В соответствии с ч. 4 ст. 71 ЗК РФ организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

В силу ч. 5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (статья 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Ищенко В.П. на праве аренды принадлежит земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

09 августа 2021 года Управлением Россельхознадзора по Калининградской области принято решение № «О проведении плановой выездной проверки». Выездная проверка проводится в отношении: земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , по адресу (местоположение): <адрес>, примерно в 3000 м по направлению на юг.

Как следует из протокола осмотра/инструментального обследования земель сельскохозяйственного назначения от 10 сентября 2021, обследованием установлено, что часть (не более 30 га) земельного участка с/х назначения с КН общей площадью 46,5 га используется для сенокошения. На указанной части древесно-кустарниковая растительность отсутствует. Остальная часть земельного участка зарастает многолетней сорной травянистой растительностью, частично единичной древесно-кустарниковой растительностью. В границах земельного участка проходят мелиоративные каналы, зарастающие древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью. Следов снятия и перемещения плодородного слоя почвы не установлено.

Согласно акта проверки от 10 сентября 2021 года, при проведении проверки установлены следующие нарушения обязательных требований законодательства в сфере земельного надзора:

- в нарушение ст.13 (п. 3 ч. 2), 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Ищенко В.П. на части (не более 20%) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером не проводит обязательные фитосанитарные (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями), агротехнические (приемы обработки почвы) мероприятия.

10 сентября 2021 года государственным инспектором отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Цокуровой О.В. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которое оспаривается Ищенко В.П.

Согласно предписания от 10.09.2021 установлено ненадлежащее использование Ищенко В.П. земельного участка с кадастровым номером . В нарушение ст.13 (п. 3 ч. 2), 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Ищенко В.П. на части (не более 20%) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером не проводит обязательные фитосанитарные (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями), агротехнические (приемы обработки почв) и мелиоративные (в части проведения культуртехнических работ – расчистка от древесно-кустарниковой растительности мероприятия на части (16 га – от общей площади) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 46,5 га, расположенном в <адрес>. В нарушение ст. 28, 29 Федерального закона от 10.01.1996г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» не осуществляет содержание в исправном (надлежащем) состоянии и ремонт мелиоративной системы, расположенной в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ,расположенного вблизи <адрес> Калининградской, а именно: не ведет систематические наблюдения за работой мелиоративных каналов; не производит очистку мелиоративных каналов от зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Ищенко В.П. предписано устранить указанные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.03.2022 земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , адрес ориентира: <адрес>, <адрес><адрес>, у поселка <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО5

Представитель административного истца пояснила суду, что к земельному участку с кадастровым номером Ищенко В.П. не имеет никакого отношения, им не пользуется и не владеет на каком либо праве. Доказательств обратного материалы данного дела, в том числе административного дела , не содержат.

Таким образом, вышеуказанным предписанием на Ищенко В.П. возложено устранение выявленных нарушений на земельном участке с кадастровым номером , не правомерно. К тому же данный участок не был предметом проверки и осмотра в ходе проведенной плановой выездной проверки, что подтверждается протоколом осмотра.

В связи с изложенным, оспариваемое предписание в этой части подлежит отмене.

В остальной части суд не усматривает оснований для отмены предписания от 10.09.2021 поскольку как следует из протокола осмотра/инструментального обследования земель сельскохозяйственного назначения от 10 сентября 2021 года, акта плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе выездной проверки, проведенной по адресу: в <адрес> в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 46,5 га, выявлено, что Ищенко В.П. на части (16 га от общей площади) не проводит обязательные фитосанитарные (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями), агротехнические (приемы обработки почвы) и мелиоративные (в части проведения культуртехнических работ –расчистка от древесно-кустарниковой растительности) мероприятия.

Выявленные нарушения зафиксированы на фототаблицах к акту внеплановой выездной проверки.

Доказательств, подтверждающих отсутствие вышеуказанных нарушений на земельном участке с кадастровым номером суду административным истцом не представлено. Предписание составлено в соответствии с утвержденной формой и не содержит не определенности относительно его исполнения по данному земельному участку. Являясь арендатором, Ищенко В.П. обязан устранять засоренности почв сорными растениями, производить расчистку от древесно-кустарниковой растительности земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Иные доводы административного иска и представителя административного истца в судебном заседании не являются основанием для отмены предписания от 10.09.2021 (в части выявленных нарушений на земельном участке с кадастровым номером

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175,177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Ищенко Виктора Павловича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Цокуровой О.Е. от 10 сентября 2021 года в части указания выявленного нарушения требований ст. 28, 29 Федерального закона от 10.01.1996 № 4 «О мелиорации земель», выразившегося в не осуществлении содержания в исправном (надлежащем) состоянии и ремонта мелиоративной системы, расположенной в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного вблизи <адрес>, а именно: не проведении систематического наблюдения за работой мелиоративных каналов; не произведении очистки мелиоративных каналов от зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Ищенко В.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2022 года.

Судья М.В. Улька