РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2018 года г. Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Обуховой О.В., с участием представителя административного истца – заместителя прокурора г.ФИО1 Трофимовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-820/2018 по административному исковому заявлению Прокурора г.ФИО1 в интересах муниципального образования «Шелеховское городское поселение» и неопределенного круга лиц к Администрации Шелеховского городского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, обязании принять меры к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры,
установил:
Прокурор г. ФИО1 обратился в Шелеховский городской суд в интересах муниципального образования «Шелеховское городское поселение» и неопределенного круга лиц, указав в обоснование административного искового заявления, что прокуратурой г. ФИО1 в рамках проведенной проверки исполнения градостроительного законодательства в части установленной обязанности органов местного самоуправления поселений по утверждению и реализации правил землепользования и застройки установлено, что решением Думы от 27 апреля 2007 года № 24-рд утвержден Генеральный план Шелеховсокго муниципального образования. Однако до настоящего времени органами местного самоуправления Большелугского городского поселения не разработаны и не утверждены программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур поселения, что препятствует реализации утвержденного генерального плана поселения и развитию муниципального образования.
24.04.2018 г. в прокуратуру города ФИО1 поступила информация из Службы архитектуры Иркутской области, в которой указано, что в Шелеховским муниципальном образовании до настоящего времени не утверждены программы комплексного развития социальной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры.
Согласно ответу главы Шелеховского городского поселения по состоянию на 15.05.2018 г. программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Шелеховского городского поселения и программа комплексного развития социальной инфраструктуры Шелеховского городского не разработаны и не утверждены.
Как указал административный истец, неисполнение возложенных на администрацию обязанностей влечет нарушение прав граждан Шелеховского муниципального образования на комфортную среду обитания, комплексный учет потребностей населения и территорий в развитии, которые являются необходимыми для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Прокурор обратился в суд с требованиями признать незаконным бездействие Администрации Шелеховского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, обязать принять меры к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры.
Представитель административного истца – заместитель прокурора г.ФИО1 Трофимова Э.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации Шелеховского городского поселения ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ранее представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила, что с момента утверждения генерального плана города ФИО1 прошло уже более 11 лет, с 2010 года на территории города ФИО1 активно реализуется программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, в связи с чем, сносятся старые аварийные многоквартирные дома, взамен которых строятся современные микрорайоны, также изменились границы поселения, а как следствие, содержание генерального плана Шелеховского муниципального образования 2007 года, уже давно не соответствует реальным территориальным планировочным решениям поселения.
Таким образом, генеральный план города ФИО1, требует серьезной корректировки. Разработка программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур города ФИО1, на основании генерального плана города, который не соответствует фактическому планировочному решению поселения, представляется не целесообразным в силу того, что в соответствии с пунктами 27 и 28 статьи 1 ГрК РФ утвержденные программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры, разработанные на основании генерального плана поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной и социальной инфраструктур поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения и в соответствии ё потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Внесение изменений в генеральный план поселения и приведение его в соответствии с современными территориальными планировочными решениями влечет за собой разработку серьезных, масштабных документов таких как, проект генерального плана и проект городской черты. В соответствии с прилагаемой сметой, на разработку указанных документов требуется сумма в размере 3 181 500 рублей (при общем объеме годового бюджета города ФИО1 в 346 957 100 рублей), что является значительными расходами для бюджета в целом. В связи с чем, 28.06.2018 Администрацией была подана заявка в Службу архитектуры Иркутской области на предоставление субсидий, необходимых для актуализации документов территориального планирования, а также на включение в программу софинансирования из областного бюджета.
Креме того, Администрацией 28.06.2018 направлено гарантийное письмо в Службу архитектуры Иркутской области о том, что в течение шести месяцев со дня внесения изменения в генеральный план города ФИО1 будут разработаны и утверждены программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Шелеховского городского поселения.
Также указала, что разработка программ комплексного развития города ФИО1 не представляется возможной без актуализации действующего в настоящее время на территории Шелеховского городского поселения генерального плана.
Итоги рассмотрения заявки Администрации в Службе архитектуры Иркутской области станут известны только по истечении месяца со дня подачи заявки, т.е. не ранее августа 2018 года.
Кроме того, статьей 28 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, в обязательном порядке проводятся публичные слушания с участием жителей поселений. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Таким образом, администрация города ФИО1 полагает, что срок, заявленный прокурором в просительной части административного искового заявления, в течение которого необходимо принять меры к разработке и направлению в Думу города ФИО1 для рассмотрения проектов решений об утверждении программ комплексного развития, не достаточен для проведения всех необходимых процедур.
Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в части признания бездействия незаконным, а требование об обязании Администрации в течение четырех месяцев с момента вступления в силу судебного решения принять меры к разработке и направлению в Думу города ФИО1 проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры удовлетворить в части, увеличив срок до девяти месяцев с момента вступления решения суда в силу.
Представитель заинтересованного лица – председатель Думы Шелеховского городского поселения ФИО4 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В целях открытости и гласности судебного разбирательства, установления заинтересованных в исходе дела и соблюдения прав таких лиц при рассмотрении настоящего дела, была опубликована информация о наличии в производстве суда настоящего иска и о дате судебного разбирательства на официальном сайте Шелеховского городского суда Иркутской области: http://shelehovsky.irk.sudrf.ru/. Каких-либо заявлений, возражений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты заявленными требованиями, в суд не поступило.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора г.ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относятся вопросы в части социальной и транспортной инфраструктуры поселения.
Пунктом 6.1 ч.1 ст. 17 Федерального закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п.8 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, в соответствии с ч.5 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, осуществляется путем выполнения мероприятий, которые, в том числе, предусмотрены программами комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур поселений.
В силу требований частей 5.1 и 5.2 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур поселений, разрабатываются и подлежат утверждению органами местного самоуправления поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений; содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения в силу требований пунктов 27 и 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной и социальной инфраструктур поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения и в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Во исполнение требований п.4.1 ст.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 №1050 утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 №1440 утверждены Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.
Пунктом 6 Требований №1050 и пунктом 5 Требований №1440 установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
Программы социальной инфраструктуры в силу п.7 Требований №1050 включают в себя: а) паспорт; б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.
Программы транспортной инфраструктуры в силу п.6 Требований №1440 включают в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры; в) прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения, городского округа; г) принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта; д) перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов); е) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; ж) оценку эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры; з) предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории поселения, городского округа.
Кроме того, частью 5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.
В связи с чем, при разработке проектов программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения и социальной инфраструктуры поселения необходимо обеспечить их размещение на официальном сайте для свободного доступа.
Судом достоверно установлено, что Генеральный план города ФИО1 утвержден решением Думы Шелеховского городского поселения «От утверждении Генерального плана города ФИО1 и его городской черты» от 27.04.2007 года №24-рд.
24.04.2018 г. в прокуратуру города ФИО1 поступила информация из Службы архитектуры Иркутской области, в которой указано, что в Шелеховским муниципальном образовании до настоящего времени не утверждены программы комплексного развития социальной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры.
Согласно ответу главы Шелеховского городского поселения по состоянию на 15.05.2018 г. программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Шелеховского городского поселения и программа комплексного развития социальной инфраструктуры Шелеховского городского не разработаны и не утверждены.
Однако, как следует из представленных административным ответчиком документов, 22.12.2017 года Главой г.ФИО1 ФИО5 вынесено постановление №17пг «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план г.ФИО1».
28.06.2018 Администрацией г.ФИО1 была подана заявка в Службу архитектуры Иркутской области на предоставление субсидий, необходимых для актуализации документов территориального планирования, а также на включение в программу софинансирования из областного бюджета. Кроме того, 28.06.2018 года Администрацией г.ФИО1 направлено гарантийное письмо в Службу архитектуры Иркутской области о том, что в течение шести месяцев со дня внесения изменения в генеральный план города ФИО1 будут разработаны и утверждены программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры Шелеховского городского поселения.
Оценивая представленные доказательства их совокупности, суд приходит к выводу, что факт бездействия Администрации г.ФИО1, выразившегося в непринятии мер к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства. Суд соглашается с доводами административного ответчика, что разработка программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктур города ФИО1, на основании генерального плана города, который не соответствует фактическому планировочному решению поселения, представляется не целесообразным в силу того, что в соответствии с пунктами 27 и 28 статьи 1 ГрК РФ утвержденные программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры, разработанные на основании генерального плана поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной и социальной инфраструктур поселения в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения и в соответствии ё потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Внесение изменений в генеральный план поселения и приведение его в соответствии с современными территориальными планировочными решениями влечет за собой разработку серьезных, масштабных документов таких как, проект генерального плана и проект городской черты.
Судом установлено, что Администрация г.ФИО1 проводит поэтапную работу по внесению изменений в генеральный план г.ФИО1, а в дальнейшем разработки и принятия комплексных программ транспортной и социальной инфраструктуры Шелеховского городского поселения.
Вместе с тем, суд считает, что требования о возложении на административного ответчика обязанность принять меры к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Шелеховского городского поселения, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что ответчику необходимо после внесения изменений в генеральный план г.ФИО1, провести подготовительные работы к реализации указанных мероприятий, суд считает разумным установить для этих целей девятимесячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд,
решение:
Административное исковое заявление Прокурора г.ФИО1 в интересах муниципального образования «Шелеховское городское поселения» и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Шелеховского городского поселения Шелеховского района в течение девяти месяцев с момента вступления в силу судебного решения принять меры к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Шелеховского городского поселения.
В удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Администрации Шелеховского городского поселения, выразившегося в непринятии мер к разработке и направлению в Думу Шелеховского городского поселения для рассмотрения проектов решений об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры и об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.И. Плындина