ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-820/2015 от 08.12.2015 Мариинско-посадского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-820/2015

Решение

Именем Российской Федерации

8 декабря 2015 года г. Мариинский Посад

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мальчугина А.Н.,

при секретаре Красильниковой Е.Ю.,

с участием административных истцов Шипулина Н.М., Клюжева В.Л., Шипулина М.Н., представителя административного ответчика Кузьмина И.Н., представителя Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии Давыдовой Н.В., прокурора Пушкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шипулина Н.М., Клюжева В.Л., Шипулина М.Н., Гордеева А.Н., Борисова А.В. о признании незаконным Решения Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов от 21.08.2015г. №С-8/1,

установил:

Шипулин Н.М., Клюжев В.Л., Шипулин М.Н., Гордеев А.Н., Борисов А.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов от 21.08.2015г. №С-8/1. Иск мотивирован тем, что протоколом общего собрания граждан от ДД.ММ.ГГГГг. оформлена инициатива проведения местного референдума по вопросу внесения изменений в Устав Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Данный протокол был направлен в Мариинско-Посадскую территориальную избирательную комиссию, которая в свою очередь направила протокол в Мариинско-Посадское районное Собрание депутатов. Оспариваемым решением было отказано в проведении местного референдума со ссылкой на то, что в поставленных вопросах содержится правовая неопределенность. Истцы считают, что поставленные ими вопросы на референдум достаточно определены, на них можно дать однозначный ответ.

В судебном заседании Шипулин Н.М., Клюжев В.Л., Шипулин М.Н. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов Чувашской Республики Кузьмин И.Н. иск не признал по тем мотивам, что в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Чувашской Республики вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения. Предлагаемые инициативной группой вопросы для вынесения на местный референдум: - «Вы за прямые и всеобщие выборы главы Мариинско-Посадского района по Уставу Мариинско-Посадского района от 2005 года. «да» «нет»; «Вы за выборы главы Мариинско-Посадского района, из числа депутатов районного Собрания, по Уставу Мариинско-Посадского района от 2015 года.«да» «нет», не соответствуют требованиям действующего законодательства для проведения местного референдума, поскольку присутствует правовая неопределенность результатов голосования на местном референдуме.

Представитель Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии Давыдова Н.В. поддержала мнение представителя Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов Чувашской Республики.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. на основании протокола общего собрания граждан от ДД.ММ.ГГГГг. в Мариинско-Посадскую территориальную избирательную комиссию поступило обращение граждан - жителей Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о проведении местного референдума по вопросу внесения изменений в Устав Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в части определения порядка избрания главы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. На местный референдум предложены вопросы: «Вы за прямые и всеобщие выборы главы Мариинско-Посадского района по Уставу Мариинско-Посадского района от 2005 года «да» «нет»; «Вы за выборы главы Мариинско-Посадского района, из числа депутатов районного Собрания, по Уставу Мариинско-Посадского района от 2015 года «да» «нет».

ДД.ММ.ГГГГг. Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссией принято решение о направлении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума в Мариинско-Посадское районное Собрание депутатов Чувашской Республики для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям ст. 5 Закона Чувашской Республики «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

Решением Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.08.2015г. №С-8/1 инициативной группе по проведению местного референдума в проведении местного референдума Мариинско-Посадского района отказано в связи с нарушением ст. 5 Закона Чувашской Республики «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

Статьей 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В развитие указанной нормы принят Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Статьей 12 указанного закона предусмотрено, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Аналогичные положения содержатся в ст. 5 Закона Чувашской Республики от 28.04.2004 № 2 «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

В соответствии со ст. 9 Закона Чувашской Республики от 28.04.2004 № 2 «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум. Комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, настоящего Закона и устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума. Представительный орган муниципального образования не позднее 20 дней со дня поступления от комиссии муниципального образования ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

Суд приходит к выводу о том, что вопросы: «Вы за прямые и всеобщие выборы главы Мариинско-Посадского района по Уставу Мариинско-Посадского района от 2005 года «да» «нет»; «Вы за выборы главы Мариинско-Посадского района, из числа депутатов районного Собрания, по Уставу Мариинско-Посадского района от 2015 года «да», «нет», не позволяют избирателям понять, за какое именно изменение они будут голосовать, какие именно правовые последствия наступят в случае утверждения итогов голосования.

Действующее законодательство не содержит определений «прямые выборы», «всеобщие выборы». Такие определения содержатся в научной литературе и иных источниках, которые не являются обязательными при толковании правовых норм. В связи с этим следует признать, что поставленные инициативной группой вопросы не конкретны. Кроме того, инициативной группой для определения вопроса референдума использовался муниципальный нормативный акт - Устав Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 2005г., который отменен 19 мая 2014г. То есть инициаторы при определении порядка голосования предлагали избирателям руководствоваться не имеющим юридическую силу документом.

При такой постановке вопросов избиратели будут лишены возможности правильно изъявить свою волю. То есть при проведении голосования по указанным вопросам может возникнуть неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления принят в пределах компетенции и соответствует законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики. В удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Шипулина Н.М., Клюжева В.Л., Шипулина М.Н., Гордеева А.Н., Борисова А.В. о признании незаконным Решения Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов от 21.08.2015г. №С-8/1 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: А.Н. Мальчугин

мотивированное решение изготовлено 11.12.2015г.