ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-821/2022 от 02.03.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2021-022993-45

дело №2а-821/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2022 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Каримова С.Р.,

при секретаре судебного заседания Масягутове Л.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Татарского транспортного прокурора к С Р.Ф. , обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Татарский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к С Р.Ф. о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование иска указано, что Татарской транспортный прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления материалов запрещенных к распространению.

В ходе проверки выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов с ... информации, содержащей сведения об осуществлении коммерческих воздушных перевозок граждан (воздушных прогулок, демонстрационных полетов), создающей угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Мониторинг проводился в административном здании Татарской транспортной прокуратуры по адресу: .... В ходе проверки было установлено, что на сайтах ... информация о предоставлении за денежное вознаграждение услуг по проведению экскурсионных полетов над воздушным пространством ... и городов Республики Татарстан, с демонстрацией летного мастерства. При этом доступ на указанные интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют, любой желающий может с помощью данного сайта заказать услугу.

Проведенными административным истцом надзорными мероприятиями установлено, что администратором доменного имени ... выступает С Р.Ф.

Татарской транспортной прокуратурой установлено, что С Р.Ф. не входит в перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, размещенный на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта.

Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что С Р.Ф. путем размещения информации в сети Интернет об организации экскурсионных и демонстрационных полетов над городом Казань, в том числе для показов летного мастерства («американские горки: виражи, захватывающие дух»), а также предложение на сайте о перевозке всех желающих на перевозку пассажиров воздушным транспортом в отсутствие сертификата эксплуатанта нарушает действующее законодательство и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся данными услугами.

На основании изложенного, административный истец просил признать запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации информацию, содержащуюся на сайтах сети «Интернет» ...

В ходе подготовки дела к судебном разбирательству судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлеченоООО«ВКонтакте».

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён индивидуальный предприниматель С С.В.

В судебном заседании представитель административного истца Татарского транспортного прокурора – старший помощник прокурора С Р.Ф. административный иск поддержал в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по ... (Татарстан) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён. В письменном отзыве на административное исковое заявление указал, что по состоянию на ...... доступны.

Представитель заинтересованного лица Приволжского МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён. В письменном отзыве на административное исковое заявление с административным иском согласился, просил его удовлетворить.

Административные ответчики С Р.Ф. , ООО «В Контакте», заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель С С.В. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу части 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие коммерческие перевозки и (или) выполняющие авиационные работы, должны осуществлять свою деятельность при наличии документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно статье 21 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Воздушного кодекса Российской Федерации к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, которая определена, в том числе, в части 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации. На борту гражданского воздушного судна должен находиться сертификат (свидетельство) (копия) эксплуатанта, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

Во исполнение указанной правовой нормы, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 года № 246, установлены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что они устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее – эксплуатант, сертификат эксплуатанта соответственно), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.

В силу пункта 4 Правил сертификат эксплуатанта выдается уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), на который возложено предоставление государственных услуг по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил (далее - уполномоченный орган).

Для получения сертификата эксплуатанта юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), подавшее заявление в уполномоченный орган о получении сертификата эксплуатанта или о внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов (далее - заявитель), демонстрирует соответствие требованиям федеральных авиационных правил согласно настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 38 абзаца 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации ..., приказом Минтранса Российской Федерации ..., приказом Росавиакосмоса ... от ..., демонстрационный полет - это полет с целью показа возможностей воздушного судна, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад и т.п.).

Согласно абзацу 152 вышеуказанных Правил при выполнении демонстрационных полетов запрещается находиться на борту воздушного судна лицам, не являющимся членами экипажа.

Правила устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации. Полеты автоматических аэростатов, дистанционно - пилотируемых летательных аппаратов (далее именуются - ДПЛА) и непилотируемых летательных аппаратов выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.

Таким образом, демонстрационные полеты воздушных судов с лицами, не являющимися членами экипажа на борту, не допускаются.

Выявленный Татарской транспортной прокуратурой интернет-ресурсы ... предложения неопределенному кругу лиц о проведении экскурсионных полетов над воздушным пространством ... и городов Республики Татарстан на коммерческой основе, с демонстрацией летного мастерства.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей для неопределенного круга лиц об организации экскурсионных и демонстрационных полетов над городом Казань, в том числе для показов летного мастерства («американские горки: виражи, захватывающие дух»), а также предложение на сайте о перевозке всех желающих на перевозку пассажиров воздушным транспортом в отсутствие сертификата эксплуатанта нарушает действующее законодательство и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся данными услугами.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Статьей 5 данного Закона, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).

В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 статьи 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представленным суду доказательствами подтверждается, что Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления материалов запрещенных к распространению.

В ходе проверки выявлены сайты сети «Интернет» ..., на которых содержится информация о предоставлении за денежное вознаграждение услуг по проведению экскурсионных полетов над воздушным пространством ... и городов Республики Татарстан, с демонстрацией летного мастерства, осуществление коммерческих воздушных перевозок граждан (воздушных прогулок, демонстрационных полетов), создающих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Как следует из информации, представленной Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация), С Р.Ф. в Приволжском МТУ Росавиации не зарегистрирована. Согласно сведений Федеральной государственной информационной системы «Реестр экспуатантов и воздушных судов» С Р.Ф. не имеет сертификата экспуатанта.

Между тем, использование воздушного пространства с грубейшими нарушениями требований действующего законодательства в области безопасности полетов создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут повлечь нарушения конституционных прав на жизнь и здоровье, закрепленные в статьях 20, 41 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение требований Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» на сайтах letaisnami.info, http://vk.com/letai_s_namiотсутствует информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги по коммерческой перевозке пассажиров, сведения о месте их нахождения (адресе), режиме работы, государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.

Вместе с тем, за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, предусмотрена уголовная ответственность по статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. Частью первой статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 данного Кодекса.

Кроме того, за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов предусмотрена административная ответственность по статье 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. Административная ответственность за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) установлена статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Ответственность за нарушение установленных требований возложена на рекламодателя и рекламораспространителя (пункт 7 статьи 7, статья 38 вышеприведенного закона). Следовательно, размещение информации, в том числе на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет административную или уголовную ответственность, недопустимо.

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Изучением страниц установлено, что данные страницы сайта являются открытыми для доступа, не требуют предварительной регистрации и пароля. Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей рекламу о предоставлении на коммерческой основе услуг по воздушной перевозке граждан, при отсутствии необходимой разрешительной документации, в том числе сертификата эксплуатанта, - нарушает конституционные права граждан и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Вышеприведенными нормами федерального законодательства в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на интернет-страницах с ... адресом: ....

Юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации, что является достаточным основанием для признания данной информации запрещенной.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

В настоящее время в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведения об указанных Интернет-ресурсах отсутствуют.

Оснований ставить под сомнение достоверность изложенных выводов не имеется. В подтверждении указанного представлены распечатки снимков экрана с отображением информации, содержащейся на указанных сайтах, судом также проведена проверка размещения на указанных страницах (...) информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, поскольку распространение рассматриваемой информации способствует дальнейшему оказанию незаконных услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, может нанести вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушить их права и законные интересы, она (информация) противоречит целям и задачам действующего законодательства и должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к странице интернет - ресурса, где размещена эта информация, должен быть закрыт.

При изложенных выше обстоятельствах административный иск транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковоезаявление Татарского транспортного прокурора к С Р.Ф. , обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, содержащуюсяна интернет-страницах:

...

...

Копиюнастоящего решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан (Татарстан)) и иным лицам, участвующим в деле.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани.

Судья Вахитовского

районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов

Копия верна.

Судья С.Р. Каримов

Решение18.03.2022