ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-822/2022 от 17.05.2022 Калининского районного суда (Тверская область)

№ 2а-822/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2022 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Полестеровой О.А.,

при секретаре Горемычкиной М.Д.,

с участием ответчика Чекановой Т.Н. и ее представителя адвоката Васильевой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области к Чекановой Т. Н. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Чекановой Т.Н.

Мотивировала исковые требования тем, что Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области была проведена камеральная налоговая проверка в отношении Чекановой Т.Н., представивший налоговую декларацию по НДФЛ, о чем был составлен Акт камеральной налоговой проверки.

На основании п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная по представленной налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вместе с тем отраженный в представленной декларации налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 476531 руб., подлежащий уплате в бюджет в установленный срок уплаты налога, добровольно ответчиком уплачен не был; в связи с частичной оплатой сумма налога к взысканию составляет 346531 руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок Чекановой Т.Н. начислены пени в размере 7433,88 руб., за период с 16.07.2021 до 26.09.2021, в соответствии со ст.75 НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение ил ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налогоплательщику отправлено требование № 27924 по состоянию на 27.09.2021 г. срок исполнения до 15.11.2021 на уплату задолженности налогу на доходы физических лиц, что подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, административный истец просит взыскать с Чекановой Т.Н. задолженность по НДФЛ в размере 313964 руб. 88 коп, пени в размере 7433 руб. 88 коп., всего в сумме 313964 руб. 88 коп., обратить расходы о взыскании судебных расходов.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании участия не принял, при подаче искового заявления просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик Чеканова Т.Н. и ее представитель Васильева О.Б. в судебном заседании не отрицали задолженности, при этом пояснили, что в связи с большой суммой налога и имущественного положения ответчика, она не может единовременно погасить сумму задолженности по налогу. Также просили снизить сумму взыскиваемой задолженности.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Из представленной истцом требования № 27924 по состоянию на 27.09.2021 года ответчику начислены задолженность по НДФЛ в размере 346531 руб. и пени в размере 7433,88 руб.

В порядке п. 1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Таким образом, одним из принципов налоговых правоотношений является презумпция достоверности суммы налога, самостоятельно исчисленной и продекларированной налогоплательщиком в налоговой декларации.

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Статьей 70 НК РФ предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения плательщиком обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно исчисленной и задекларированной.

Исходя из указанного разграничения, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 2), в иных случаях данное требование подлежит направлению не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1). Правила этой статьи подлежат применению также и в отношении сроков направления требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 Кодекса).

Начисление и взыскание пеней на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сведения о которых представлялись ответчиком как индивидуальным предпринимателем в налоговый орган в порядке исполнения обязанности, предусмотренной статьей 52 НК РФ, должно было производиться налоговым органом с учетом срока выставления требования об уплате пеней, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.

Истцом в соответствии со ст. 62 КАС РФ, в материалы дела представлены доказательства составления и направления в адрес ответчика требований об уплате недоимки и пеней.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Установлено, что Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области 03.12.2021 года обратилась к мировому судье о взыскании с Чекановой Т.Н. задолженности по НДФЛ в размере 406531 руб. и пени в размере 7433,88 руб. за период с 16.07.2021 по 26.09.2021 г..

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №17 Тверской области от 09.12.2021г., с ответчика взыскана задолженность по налогу в размере 406531 руб. и пени в размере 7433,88 руб. за период с 16.07.2021г. по 26.09.2021 г.

Однако, в связи с поступлением возражений Чекановой Т.Н. определением мирового судьи судебного участка №17 Тверской области от 07.02.2022 года, судебный приказ от 09.12.2021 года был отменен.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судебный приказ был отменен мировым судьей 07.02.2022 года, настоящий административный иск поступил в суд 14.03.2022 года и принят к производству суда определением от 15.03.2022 года, то есть в пределах установленного законом срока.

При обращении в суд с данным административным иском требования приведённой выше нормы права МИФНС России №9 по Тверской области соблюдены; правильность исчисления суммы задолженности и пени административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспорена, при этом МИФНС России №9 по Тверской области своевременно направило Чекановой Т.Н. требование об уплате задолженности и приняло меры по взысканию указанной задолженности в судебном порядке.

В судебное заседание ответчиком представлено платежное поручение частично погашении задолженности в сумме 20000 рублей от 04.05.2022 г.

В связи с тем, что ответчик Чекановой Т.Н. своевременно числящуюся за ней недоимку по уплате налога, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качества объекта налогооблажения доходы не оплатил, доказательств, опровергающих законность и обоснованность указанных начислений суду не представил, на основании ст. 48 Налогового кодекса РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика указанную задолженность в размере 286531 рублей с учетом погашенной задолженности.

Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой в установленный законом срок НДФЛ, налогоплательщику Чекановой Т.Н. на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по налогу.

Расчет пени судом проверен, является верным, ответчиком не оспорен.

Поскольку Чекановой Т.Н. не представлено доказательств своевременной уплаты налога, указанные суммы пени, наряду с основной недоимкой, подлежат взысканию с ответчика в бюджет.

При этом ходатайство ответчика о снижении размера пени не может быт удовлетворено, поскольку пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. п. 1, 2 ст. 75 НК РФ).

Возможность снижения размера пеней в связи с наличием смягчающих обстоятельств законодательством не предусмотрена, пени не являются видом налоговой ответственности в смысле, придаваемом ст. ст. 112 и 114 НК РФ (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 N 15АП-7502/2016, 15АП-7678/2016 по делу N А53-20551/2015).

Таким образом, возможность снижения размера пеней в связи с наличием смягчающих обстоятельств законодательством не предусмотрена.

Согласно ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поэтому с ответчика следует взыскать в соответствующий бюджет государственную пошлину – 6139 руб. 65 коп., исчисленную в порядке п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области удовлетворить частично.

Взыскать с Чекановой Т. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствующий бюджет через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Тверской области задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 286531 рубль, пени по налогу на доходы физических лиц за 2020 года за период с 16.07.2021 по 26.09.2021 в размере 7433 рублей 88 копеек, всего в размере 293964 рубля 88 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Чекановой Т. Н. госпошлину в доход бюджета МО Тверской области «Калининский район» в сумме 6139 рубля 65 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме

Судья О.А. Полестерова

Мотивированное решение составлено 26 мая 2022 года.

№ 2а-822/2022