Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2020
Административное дело № 2а-823/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года судья Алапаевского городского суда Свердловской области Амиев К.Ю., при секретаре Подкорытовой А.Н., рассмотрев административное дело по административному иску
Думы Муниципального образования Алапаевское к Алапаевской территориальной избирательной комиссии о признании решения незаконным, обязании прекратить действия по проведению дополнительных выборов депутата Думы МО «Алапаевское» по одномандатному избирательному округу № 7,
УСТАНОВИЛ:
Дума Муниципального образования Алапаевское обратилась с административным исковым заявлением в Алапаевский городской суд о признании решения незаконным, обязании прекратить действия по проведению дополнительных выборов депутата Думы МО «Алапаевское» по одномандатному избирательному округу № 7. В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что решением Алапаевского городского суда от 30.08.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12.12.2019 года, были прекращены полномочия депутата Думы муниципального образования Алапаевское третьего созыва (далее — Дума МО Алапаевское) по избирательному округу № 7 ФИО1 в связи с сообщением недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. В связи с изложенным 24.06.2020 Алапаевская районная территориальная избирательная комиссия приняла решение № 10/48 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования Алапаевское третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 7» в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Избирательного кодекса Свердловской области на 13 сентября 2020 года, решение опубликовано в газете «Алапаевская искра» 25.06.2020. Алапаевской районной территориальной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № 7 зарегистрировано четыре кандидата: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 ФИО1 подала кассационную жалобу, по итогам рассмотрения которой судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции 30.06.2020 отменила апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12.12.2019, направив дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в ином составе судей. По итогам нового апелляционного рассмотрения 20.08.2020 судебной коллегией по административным делам Свердловского областного суда решение Алапаевского городского суда от 30.08.2019 отменено, и, соответственно, статус ФИО1 (как депутата Думы МО Алапаевское по избирательному округу № 7) восстановлен. Вместе с тем, в настоящее время в МО Алапаевское идет избирательная кампания по проведению дополнительных выборов депутата Думы МО Алапаевское по одномандатному избирательному округу № 7. При данных обстоятельствах продолжение этой избирательной кампании будет являться нарушением указанных выше положений действующего законодательства о выборах, а также прав депутата ФИО1 и избирателей, проживающих на территории одномандатного избирательного округа № 7. В связи с чем, административный истец просил:
1. Признать незаконным и отменить решение Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии от 24.06.2020 № 10/48 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования Алапаевское третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 7».
2. Обязать Алапаевскую районную территориальную избирательную комиссию прекратить действия по проведению дополнительных выборов депутата Думы МО Алапаевское по одномандатному избирательному округу № 7.
3. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по доводам, в нём изложенным, дополнительно пояснил суду, что Уставом муниципального образования предусмотрено 15 депутатских мест, все места заняты, избрание шестнадцатого депутата будет противоречить Уставу муниципального образования и приведёт к возникновения у Думы МО Алапаевское дополнительных расходов по выплате депутату представительских расходов на осуществление полномочий. Необходимость обращения решения к немедленному исполнению обусловлена назначением выборов на 13.09.2020.
Представитель административного ответчика ФИО7 против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила суду, что возможности отменить принятое решение в ином порядке, кроме судебного не имеется. Решением Думы на территории муниципального образования утверждено 15 одномандатных округов, от каждого округа может быть избрано только по одному депутату, проведение выборов по избирательному округу № 7 приведёт к избранию от округа 2 депутатов и нарушит Устав муниципального образования.
Заинтересованное лицо ФИО4 против удовлетворения административных исковых требований не возражала.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО1 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в своё отсутствие.
Суд, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение старшего помощника Алапаевского городского прокурора Кистаубаева Ж.С., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
При проверке законности оспариваемого решения суд согласно с п. п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет:
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами,
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов административного дела следует, что решением Алапаевского городского суда от 30.08.2019 по административному делу № 2а-919/2019 прекращены полномочия депутата МО «Алапаевское по избирательному округу № 7 ФИО1 Апелляционным определением Свердловского областного суда от 12.12.2019 решение Алапаевского городского суда от 30.08.2019 по административному делу № 2а-919/201 оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Избирательного кодекса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного по одномандатному избирательному округу, в указанном одномандатном, избирательном округе решением соответствующей избирательной комиссии назначаются дополнительные выборы.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Избирательного кодекса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
В связи с прекращением полномочий ФИО1 24.06.2020 Алапаевской районной территориальной избирательной комиссией принято решение № 10/48 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования Алапаевское третьего созыва по одномандатному избирательному округ № 7. Принятое решение опубликовано в газете «Алапаевская искра» от 25.06.2020 № 26. 21.07.2020, 30.07.2020, 31.07.2020, 31.07.2020 в качестве кандидатов в депутаты Думы МО «Алапаевское» по одномандатному избирательному округ № 7 зарегистрированы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8
30.06.2020 Кассационным определением седьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.12.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от 20.08.2020 решение Алапаевского городского суда от 30.08.2019 по административному делу № 2а-919/2019 о прекращении полномочий депутата ФИО1 отменено.
Проанализировав представленные в суд материалы суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Устава Муниципального образования Алапаевское Дума муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
При этом, правовыми актами МО Алапаевское установлен ряд финансовых гарантий осуществления деятельности депутатов Думы муниципального образования, в том числе финансирование расходов связанных с осуществлением депутатской деятельности. Так ч. 4 ст. 24.2 Устава МО Алапаевское, п. 1 ст. 7 «Положения о гарантиях осуществления полномочий депутатов Думы муниципального образования Алапаевское, выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования Алапаевское», утв. Решением Думы муниципального образования Алапаевское от 21.11.2016 № 15, установлены следующие гарантии:
1) возмещение расходов на услуги связи (стационарная телефонная связь, мобильная связь, услуги Интернета) для осуществления полномочий депутата;
2) возмещение расходов за проезд общественным транспортом для осуществления полномочий депутата в соответствии с пунктом 6 статьи 3 настоящего Положения;
3) возмещение расходов за использование личного транспорта для осуществления полномочий депутата;
4) возмещение иных документально подтвержденных расходов (расходы на организацию и проведение встреч с избирателями, почтовые расходы и пр.), связанных с осуществлением их полномочий;
5) выделение бюджетных ассигнований Резервного фонда Администрации муниципального образования Алапаевское для оказания адресной помощи по ходатайствам депутатов Думы с целью реализации наказов избирателей и поддержки социально значимых инициатив на территории избирательного округа.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Устава Муниципального образования Алапаевское расходы на обеспечение деятельности Думы муниципального образования осуществляются за счет средств местного бюджета в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Председателем Думы муниципального образования в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета.
Таким образом, принятое решение затрагивает права и обязанности Думы МО Алапаевское, поскольку проведение выборов на основании оспариваемого решения может привести к избранию депутата представительного органа и возникновению у Думы МО Алапаевское дополнительных бюджетных обязательств, связанных с обеспечением деятельности депутата.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что все 15 депутатов в Думу муниципального образования Алапаевское избраны. В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Таким образом, решение Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии противоречит п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 12 Устава Муниципального образования Алапаевское поскольку предусматривает избрание 16-го депутата, и принято за пределами установленной компетенции, поскольку устанавливает иную численность представительного органа муниципального образования, нежели предусмотренную Устава Муниципального образования Алапаевское.
Суд также находит принятое решение административным ответчиком решение нарушающим права неопределённого круга лиц избирателей, которые могут принимать участие в выборах депутатов Думы МО Алапаевское по избирательному округу № 7.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
При этом в силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
С целью реализации указанных положений Конституции Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, а также Свердловской области приняты: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), Избирательный кодекс Свердловской области и иные нормативно-правовые акты.
В раскрытие положений ч. 2 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации статьёй 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, одним из который является принцип участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на равных основаниях (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 5 указанного закона).
В соответствии п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, ч. 1 ст. 41 Избирательного кодекса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, для проведения выборов образуются сроком на десять лет одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Согласно пп. «а» п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пп. 1 ч. 7 ст. 41 Избирательного кодекса Российской Федерации одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, указанных в Перечне труднодоступных и отдаленных местностей, расположенных на территории Свердловской области (приложение 2 к настоящему Кодексу), - не более чем на 30 процентов.
Решением Думы МО «Алапаевское» от 28.01.2016 № 813 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы муниципального образования Алапаевское. Согласно утверждённой схеме численность избирателей на 01.07.2015 составляет 22049. Число одномандатных избирательных округов 15. Средняя норма представительства на 1 мандат – 1470. Нижняя граница численности избирателей в округе - 10% - 1323. Верхняя граница численности избирателей в округе -+10% - 1617. Нижняя граница численности избирателей в округе с труднодоступными и отдаленными местностями - 30%- 1029. Верхняя граница численности избирателей в округе с труднодоступными и отдаленными местностями -+30% - 1911.
Численность избирателей в избирательном округе № 7 составляет 1773 человека, при этом в избирательный округ включены следующие населённые пункты и их части: рабочий поселок Верхняя Синячиха, улицы: Союзов, ФИО9, ФИО10, Розы Люксембург, ФИО11, Ленина, Фрунзе, Школьная, Красной Гвардии с № 8 по № 22 (четная сторона), с № 15 по № 21 (нечетная сторона), Заводская с № 9 па № 19 (нечетная сторона), № 10, 12, Металлургов № 9,10, ФИО12, ФИО13, Рабочий Городок, Полевая, Луговая, переулки: Зеленый, Южный, Боровой; деревня Тимошина, поселок Зенковка (труднодоступная и отдаленная местность).
Из материалов дела следует, что в настоящий момент депутатом МО Алапаевское по избирательному округу № 7 является ФИО1, при этом как следует из оспариваемого решения им назначены дополнительные выборы депутата Думы МО Алапаевское по избирательному округу № 7.
Проанализировав оспариваемое решение, суд приходит к выводу, что оно нарушает принцип равенства участников избирательного процесса, поскольку проведение выборов в депутаты МО Алапаевское по избирательному округу № 7 существенно нарушит права граждан на участие в выборах депутатов МО Алапаевское и нарушит нормы представительства в органах местного самоуправления.
Из решения Думы МО «Алапаевское» от 28.01.2016 № 813 следует, что норма представительства на один мандат с учётом наличия в избирательном округе отдалённых территории составляет от 1029 до 1911 человек, средняя норма представительства на 1 мандат – 1470 человек, при этом численность избирателей в избирательном округе № 7 составляет 1773 человека и не превышает численности в 2058 избирателей на два мандата (если исходить из минимально возможной численности избирателей 1029 человек на один мандат). Таким образом, проведение выборов на основании решения Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии от 24.06.2020 № 10/48, приведёт к избиранию избирателями проживающими на территории избирательного округа № 7 двух депутатов МО Алапаевское и по сути поставит избирателей данного округа в преимущественное положение по отношению к избирателям проживающим на территории других избирательных округов, расположенных в муниципальном образовании, поскольку при меньшей численности голосов в избирательном округе им будет предоставлено право избирать двух депутатов в представительный орган муниципального образования вместо одного, как это установлено для избирателей, проживающих на территории других избирательных округов.
При таких обстоятельствах решение Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии от 24.06.2020 № 10/48 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования Алапаевское третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 7» подлежит отмене как нарушающее принцип участия граждан в выборах на основе всеобщего равного избирательного права.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Обсудив требование об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд полагает его подлежащим удовлетворению, поскольку в случае вступления решения суда в законную силу по общим правилам административного судопроизводства 13.09.2020 выборы по одномандатному округу № 7 МО Алапаевское будут проведены, что приведёт к нарушению принципов равенства участников избирательного процесса.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Исковое заявление Думы Муниципального образования Алапаевское удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Алапаевской районной территориальной избирательной комиссии от 24.06.2020 № 10/48 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования Алапаевское третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 7»
Обязать Алапаевскую районную территориальную избирательную комиссию прекратить действия по проведению дополнительных выборов депутата МО Алапаевское по одномандатному избирательному округу № 7.
Обратить решение Алапаевского городского суда от 31.08.2020 по административному делу № 2а-823/2020 к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья К.Ю. Амиев