72RS0013-01-2021-012602-42
Дело №2а-8240/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 22 декабря 2021 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Бушуевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиофиксации, административное дело по административному иску Прокурора Тюменского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки в сети Интернет по адресам: - <адрес> выявлена информация, содержащая предложение приобрести трудовые книжки на территории Российской Федерации. В России запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, при этом размещение вышеуказанной информации фактически способствуют совершению преступления, поскольку посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, ставятся под угрозу общественные отношения в сфере порядка управления. Статьями 324, 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт официальных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков. Учитывая изложенное, а также то, что идентифицировать интернет-страницы невозможно, прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацией (л.д.3-7).
В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Тюменского района Кульмаметов А.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на привлечение в качестве административного ответчика, письменный ответ на судебный запрос, согласно которого просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что информация на сайте <адрес> находится в открытом доступе, в Едином реестре отсутствует, информация на сайте <адрес> недоступна, в Едином реестре отсутствует (л.д.22-23, 24-25, 27-28).
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайтах с электронными адресами: - <адрес><адрес> имеется информация, содержащая предложение приобрести трудовые книжки на территории Российской Федерации. Наличие указанной информации на сайтах было выявлено прокуратурой в рамках проведения проверки о нарушениях законодательства в области распространения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации путем мониторинга в сети «Интернет». Согласно сведениям, полученным из Роскомнадзора интернет-страницы: - <адрес> являются активными и не включены в автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д.8-9, 10, 12).
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.5 ст.15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно - телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой это технологическая схема, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники, а потому сеть «Интернет» является информационно- телекоммуникационной сетью.
На основании ч.13 ст.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР - в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков – в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статьей 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов друг лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 5 данной статьи, является, помимо прочего, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что предложение приобрести трудовые книжки на территории Российской Федерации противоречат установленным требованиям законодательства, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению правонарушений и является распространением запрещенной в Российской Федерации информацией.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска Прокурора Тюменского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресам: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Удовлетворяя указанный административный иск, суд также исходит из того, что интернет-страницы по указанным адресам в автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не значатся, при этом досудебный порядок действующим законодательством не предусмотрен.
Доводы заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО о привлечении в качестве административного ответчика на основании определения суда, являются голословными и материалами дела не подтверждаются, так как настоящее дело такого определения не содержит.
В соответствии с ч.1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ст.60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В нарушении указанных норм права заинтересованным лицом Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО письменных доказательств о том, что Управление привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика не представлено и основаны на не правильном понимании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь Уголовным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.11, 59, 68, 70, 175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Прокурора Тюменского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах с адресами: - <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В.Лобанов