ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8245/2016 от 11.10.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

2а-8245/16-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

с участием прокурора ФИО7,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Петрозаводский городской суд РК с административным иском в порядке главы 21 КАС РФ, в котором просит признать незаконными, а также недействующими с даты принятия, т.е. с 23 июня 2016 года, п.п. 2.1, 5.3, 5.6, 7.1.3, 7.1.4 Правил аккредитации журналистов при администрации Петрозаводского городского округа от 23 июня 2016 года № 2484 (далее по тексту – Правила аккредитации журналистов), поскольку они не соответствуют Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"(далее по тексту - Закон «О СМИ»). Указывает, что Правила аккредитации журналистов призваны конкретизировать статью 48 Закона «О СМИ» (она носит самый общий характер), должны быть основаны на принципах, заложенных в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 10), Конституции РФ (ст. 29), в законе РФ «О СМИ», они не могут ущемлять свободу массовой информации и необоснованно ограничивать профессиональные права журналистов. Между тем, оспариваемые Правила, мнению ФИО1, создают препятствия к осуществлению его законного права на сбор информации в органах власти.

ФИО1 и его представитель по устной доверенности ФИО9 в судебном заседании административный иск поддержали по указанным в нем основаниям, просили признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2.1, 5.6, 7.1.4., а также пункт 5.3. в части «всесторонне и объективно информировать читателей, зрителей и радиослушателей о мероприятиях» и п.7.1.3. в части «отказ журналиста принести официальное извинение» Правил аккредитации журналистов при администрации Петрозаводского городского округа № 2484 от 23 июля 2016 года.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа ФИО10 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. По мнению представителя административного ответчика, оспариваемые пункты Правил аккредитации журналистов не предусматривают иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов (например, в виде приостановления аккредитации журналистов) и условия для их применения, а также не устанавливают дополнительные, по отношению к статье 48 Закона «О СМИ», основания для отказа в аккредитации журналистов или для лишения журналистов аккредитации. В целом установленные в Правилах аккредитации журналистов оспариваемые положения являются обычными при утверждении такого рода требований и содержатся также в Правилах аккредитации журналистов средств массовой информации при Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН РФ от 29.02.2008 № 128, зарегистрированных в Минюсте РФ 13 марта 2008 года № 11333, а также в Положении о порядке аккредитации представителей средств массовой информации (журналистов) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Правилах аккредитации журналистов и технических специалистов средств массовой информации при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора ФИО11, полагавшей заявление подлежащим частичному удовлетворению, в части признания незаконным и подлежащим отмене пп.7.1.3.,7.1.4 Правил аккредитации журналистов, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Разрешение судами дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, по смыслу гл. 21 КАС РФ, предполагает проверку этих актов на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, включая вопросы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется федеральными законами, в том числе Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".

На основании части 3 статьи 43 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

В целях объективного освещения деятельности Администрации Петрозаводского городского округа в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 23.06.2016 № 2484 утверждены Правила аккредитации журналистов при Администрации Петрозаводского городского округа.

Таким образом, оспариваемые в части Правила аккредитации журналистов, приняты в пределах полномочий Петрозаводского городского Совета, отнесенным к их ведению, при их принятии соблюдены установленные требования к порядку их подготовки и принятия.

Из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный ответчик оспаривает: пункты 2.1, 5.6, 7.1.4. Правил аккредитации журналистов, а также пункт 5.3. в части «всесторонне и объективно информировать читателей, зрителей и радиослушателей о мероприятиях» и п.7.1.3. в части «отказ журналиста принести официальное извинение» Правил аккредитации журналистов.

Согласно статье 2 Закона «О СМИ» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

В силу требований статьи 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных статьей 12 данного Закона, а именно: не требуется регистрация:

средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

В соответствии со статьей 48 названного Закона редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

При этом в правилах аккредитации, принятых органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, не могут быть предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов и условия для их применения, а также не могут быть установлены дополнительные, по отношению к статье 48 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1, основания для отказа в аккредитации журналистов или для лишения журналистов аккредитации.

Из системного толкования изложенных норм следует, что аккредитации подлежат журналисты, осуществляющие свою деятельность для редакции зарегистрированного средства массовой информации.

Таким образом, п.2.1 Правил аккредитации журналистов, устанавливающий, что право на аккредитацию журналистов имеют средства массовой информации, официально зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Законом «О СМИ», по мнению суда, не противоречит требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 5.3 Правил аккредитации журналистов аккредитованные при Администрации журналисты СМИ обязаны всесторонне и объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о мероприятиях, проводимых Администрацией, и не использовать свои права, предусмотренные действующим законодательством, в целях распространения слухов под видом достоверных сообщений.

В соответствии с п. 5.6 Правил аккредитованные при Администрации журналисты СМИ обязаны оперативно предоставлять в пресс-центр материалы, касающиеся мероприятий Администрации, опубликованные в представляемых ими изданиях.

Основным условием аккредитации журналистов является соблюдение редакциями правил аккредитации, разработанных в аккредитующих органах.

Сама по себе аккредитация представляет собой процедуру, по результатам которой журналист получает возможность на постоянной основе присутствовать при осуществлении функций аккредитующего его органа. Это необходимо в целях объективного освещения в средствах массовой информации как деятельности данного органа, так и для создания необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности представителей средств массовой информации.

Достоверность обеспечивается за счет всестороннего и объективного информирования населения, что является общепринятой практикой взаимодействия органов власти и СМИ (Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", Указ Президента РФ от 17.04.2012 N 455 "Об общественном телевидении в Российской Федерации").

Кроме того, по своей природе аккредитация направлена, прежде всего, на оперативное получение полной информации о деятельности органа, выдавшего аккредитацию, и на доведение этой информации до неопределенного круга лиц (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2008 № 3-ГО8-3).

Таким образом, между администраций города и аккредитованным журналистом подразумевается осуществление объективного, актуального и оперативного взаимодействия, что в силу абз.2 ст.48 Закона «О СМИ», в части исполнения условий соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных органом, не противоречит действующему законодательству.

Институт аккредитации - это публичный институт, направленный на реализацию права на получение и распространение информации без нарушения прав и законных интересов организации, в которой запрашивается информация.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 21 Постановления Пленума от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в правилах аккредитации, установленных органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, не могут быть предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов и условия для их применения, а также не могут быть установлены дополнительные, по отношению к статье 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", основания для лишения журналистов аккредитации.

Учитывая, что ст. 48 Закона «О СМИ» установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых журналист может быть лишен аккредитации, суд приходит к выводу, что пп. 7.1.3, 7.1.4 Правил аккредитации журналистов противоречат требованиям закона и подлежат отмене.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, связанных с применением противоречащих федеральному законодательству норм оспариваемого акта, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Исходя из положений ст. 111 КАС РФ понесенные ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей в связи с обращением в суд подлежат возмещению административным ответчиком. Факт несения и размер таких расходов подтвержден чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пунктов 7.1.3 и 7.1.4 Правил аккредитации журналистов при Администрации Петрозаводского городского округа, утвержденных Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 23.06.2016 N 2484.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Информационный бюллетень».

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу ФИО1 расходы по госпошлине в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2016 года