ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-824/16 от 06.07.2016 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

дело № 2а-824/2016

Р Е Ш ЕН И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Рязань

Московский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Черносвитовой Н.А.,

с участием административного ответчика Тереся О.В.,

при секретаре Семилетовой Н.А.,

рассмотрев открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № 1 по Рязанской области к Тересю О.В. о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области обратилась с административным иском к Тересю О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, мотивируя требования тем, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в 2014 году имел в собственности следующие транспортные средства: автомобиль грузовой MAN TGA 18.400, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 399,8 лошадиных сил, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль грузовой MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 400 лошадиных сил, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль грузовой Рено Премиум 420 24, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 412 лошадиных сил, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.

Размер налога за указанные транспортное средство за 2014 год составляет <данные изъяты>. Срок уплаты указанного налога 01 октября 2015 года. Административному ответчику было направлено налоговое уведомление с указанием расчета суммы транспортного налога. За неуплату транспортного налога начислены пени в сумме <данные изъяты>

В связи с неуплатой налога и возникновением недоимки в адрес налогоплательщика на основании ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование об уплате налога и пеней по состоянию на 15 октября 2015 года. Срок исполнения по требованию 30 ноября 2015 года. До настоящего времени требования налоговой инспекции не исполнены.

Межрайонная ИФНС России по Рязанской области просит взыскать с Тереся О.В. задолженность в размере <данные изъяты>, из них: транспортный налог - <данные изъяты> пени по транспортному налог- – <данные изъяты>, а также судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. На основании ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.

Административный ответчик Тересь О.В. административные требования признал частично, суду пояснил, что не признает требования в части взыскания транспортного налога за автомобиль грузовой MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , так как данный автомобиль ему принадлежал не по праву собственности, а находился в аренде на основании договора сублизинга от 8 августа 2011 года, согласно которому он не несет бремя налоговых платежей за данный автомобиль.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено статьей 23 Налогового кодекса РФ.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из статей 360, 361 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции федерального закона от 02.12.2013 г. № 334-ФЗ) срок уплаты транспортного налога не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2014 год - 1 октября 2015 г.

В силу ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно выписке из сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, согласно данным специализированного учета УГИБДД УМВД России по Рязанской области, на имя Тереся О.В. в 2014 году были зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль грузовой MAN TGA 18.400, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 399,8 лошадиных сил, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль грузовой MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 400 лошадиных сил, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль грузовой Рено Премиум 420 24, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 412 лошадиных сил, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом исчислен транспортный налог, подлежащий уплате за 2014 год исходя из мощности двигателя и ставок, установленных Законом Рязанской области «О транспортном налоге на территории Рязанской области» от 11 ноября 2002 года, в размере <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговым органом налогоплательщику было выслано налоговое уведомление на уплату транспортного налога за указанный период с указанием суммы налога, расчета налоговой базы, а также срока уплаты налога.

На основании п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно указанным требованиям налогового законодательства в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2014 год в срок до 01 октября 2015 года с указанием расчета суммы транспортного налога.

Однако налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок - в срок до 1 октября 2015 года.

Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой суммы налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога налоговым органом были начислены пени за неуплату транспортного налога в размере <данные изъяты>.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика на основании ст. 69 НК РФ было выслано требование об уплате налога и пени в срок до 30 ноября 2015 года. До настоящего времени требования налоговой инспекции не исполнены.

Указанные обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением от 27 марта 2015 года, требованием об уплате налога по состоянию на 15 октября 2015 года, списками почтовых отправлений от 8 июля 2015 г., от 23 октября 2015 г.

До настоящего времени требование налогового органа не исполнено, что административным ответчиком Тересем О.В. не оспаривалось.

Вместе с тем, суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, считает, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога подлежат частичному удовлетворению.

На основании ст. 4 п.2 Закона Рязанской области от 22 ноября 2002 года № 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» за транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируются они или нет.

В силу ч.3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Таким образом, в соответствии со ст. 357 НК РФ правовое значение для разрешения спора о взыскании задолженности по транспортному налогу имеет установление факта обладания ответчиком транспортным средством на соответствующем праве.

В судебном заседании установлено, что автомобиль грузовой MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , с 8 августа 2011 года находился у Тереся О.В. в субаренде на основании договора финансовой субаренды (сублизинга) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сублизингодателем ООО «Евро-Лизинг РУС» и сублизингополучателем Тересем О.В. В соответствии с условиями данного договора лизингополучатель (ООО «Евро-Лизинг РУС») приобретает в лизинг у лизингодателя на основании договора лизинга (ООО «Ман Файненшиал Сервисес») предмет сублизинга и предоставляет его сублизингополучателю во временное владение и пользование за плату для предпринимательских целей и на условиях, предусмотренных договором и приложениями к нему.

Таким образом, сублизингодателем является ООО «Евро-Лизинг РУС», которое, в свою очередь, является лизингополучателем на основании договора финансовой аренды (лизинга) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между лизингодателем ООО «Ман Файненшиал Сервисес» и лизингополучателем ООО «Евро-Лизинг РУС». Согласно данному договору лизингодатель приобретает в собственность у продавца на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ предмет лизинга и предоставляет его лизингополучателю во временное владение и пользование за плату для предпринимательских целей на условиях, предусмотренных договором и приложением к нему. Продавцом является ООО «Командор».

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: копией паспорта транспортного средства ; карточкой учета транспортных средств; заявлением Тереся О.В. о регистрации транспортного средства по договору сублизинга от ДД.ММ.ГГГГ; договором купли-продажи автотранспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ; приложениями к договору купли-продажи , , и актом приема-передачи предмета лизинга/купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; договором финансовой аренды (лизинга) от ДД.ММ.ГГГГ; приложениями к договору лизинга , , , ; актом приема-передачи паспорта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; договором финансовой субаренды (сублизинга) от 8 августа 2011 года; приложениями к договору субаренды , , , , ; свидетельством о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности; характеристикой транспортного средства; сообщением ООО «Евро-лизинг РУС» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п. 10.1 Приложения № 3 к договору финансовой аренды (лизинга) – Общие условия лизинга, в течение всего срока лизинга лизингодатель сохраняет право собственности на предмет лизинга. Аналогичное положение закреплено в п. 10.1 Приложения № 3 к договору финансовой субаренды (сублизинга) - Общие условия лизинга: в течение всего срока сублизинга лизингодатель сохраняет право собственности на предмет сублизинга.

Кроме того, в силу п. 5.1 Приложения № 3 к договору финансовой субаренды (сублизинга) - Общие условия лизинга лизингополучатель обязуется передать сублизингополучателю во временное владение и пользование предмет сублизинга.

Таким образом, имеющиеся в деле документы опровергают доводы административного истца о нахождении автомобиля MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , в спорный период в собственности Тереся О.В.

Суд приходит к выводу о том, что собственником транспортного средства: автомобиль грузовой MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , является ООО «Ман Файненшиал Сервисес», являющийся лизингодателем в отношении указанного автомобиля, административный ответчик Тересь О.В. является временным владельцем и пользователем указанного автомобиля.

Разделом 4 Приложения № 3 к договору финансовой субаренды (сублизинга) - Общие условия лизинга определены обязанности сублизингополучателя, в числе которых и обязанность уплачивать лизингополучателю сублизинговые платежи и прочие платежи, указанные в договоре.

В силу п. 7.6 Общих условий лизинга сублизинговые платежи должны включать компенсацию расходов лизингополучателя, в том числе, по налогам и сборам, касающимся предмета сублизинга и операций с ним по договору, подлежащие уплате лизингополучателем.

Анализируя приведенные положения заключенных в отношении спорного автомобиля договоров лизинга и сублизинга, а также учитывая, что административным ответчиком не доказан факт обладания административным истцом автомобилем на соответствующем праве, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с Тереся О.В. транспортного налога на автомобиль MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , 2008 года выпуска, не имеется.

Таким образом, административные требования Межрайонной ИФНС № 1 по Рязанской области о взыскании с Тереся О.В. транспортного налога за автомобиль MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , 2008 года выпуска, за 2014 год в размере <данные изъяты> рублей являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Таким образом, общая сумма задолженности по транспортному налогу составляет <данные изъяты> (<данные изъяты><данные изъяты>).

Рассматривая требование административного истца о взыскании пени по транспортному налогу, суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, в связи с неисполнением административным ответчиком Тересем О.В. обязанности по уплате транспортного налога налоговым органом были начислены пени за неуплату транспортного налога за 2014 год в размере <данные изъяты>. Вместе с тем, по смыслу ст.75 Налогового кодекса РФ пени налогоплательщик должен выплатить в случае уклонения от уплаты законно начисленного налога на основании налогового уведомления. Учитывая, что транспортный налог за автомобиль MAN TGХ 18.400 4Х2 ВLS, государственный регистрационный знак , в размере <данные изъяты> начислен незаконно, суд приходит к выводу о незаконности начисления пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>.

На основании указания Центрального Банка Российской Федерации от 13 сентября 2012 года № 2873-у «О размере ставки рефинансирования банка России» начиная с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,25 процентов годовых.

За период со 11 ноября 2014 года по 05 октября 2015 года (329 дней) пени за неуплату транспортного налога с физических лиц рассчитываются следующим образом:

<данные изъяты> рублей (незаконно начисленная сумма транспортного налога) х 8,25 % х 1/300 х 329 дней = <данные изъяты> (пени, которые подлежали бы взысканию с налога в размере <данные изъяты> рублей).

Таким образом, сумма пени за неуплату административным ответчиком транспортного налога за 2014 год составляет <данные изъяты> (<данные изъяты><данные изъяты>).

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Факт неисполнения административным ответчиком обязательств по уплате налога подтвержден материалами административного дела, не оспаривался ответчиком, доказательств отсутствия оснований для удовлетворения требований истца, в том числе подтверждающих факт уплаты налога в предусмотренные законом сроки, Тересем О.В. не представлено, расчет суммы задолженности не оспорен.

Учитывая изложенное, суд находит требование административного истца о взыскании с административного ответчика Тереся О.В. задолженности по уплате транспортного налога и пени подлежащим частичному удовлетворению в соответствии с вышеуказанными расчетами.

Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>).

На основании ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Таким образом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Пунктом 6 ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела, понесенные сторонами.

Административным истцом в связи с рассмотрением настоящего административного дела понесены почтовые расходы в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений МИФНС России № 1 по Рязанской области № 29 от 24 декабря 2015 г. Поскольку заявленные исковые требования удовлетворены частично на 68%, то с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию почтовые расходы в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> 68%).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС № 1 по Рязанской области к Тересю О.В. о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Тереся О.В., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС № 1 по Рязанской области задолженность в размере <данные изъяты>, из них: транспортный налог - <данные изъяты>, пени по транспортному налогу - <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с Тереся О.В., проживающего по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> и судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Черносвитова