ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-824/2022 от 15.06.2022 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-824/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2022 года г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Говорковой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным бездействия, понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района обратился в суд, ссылаясь на следующее. Прокуратурой Читинского района проведена проверка по публикации Заб.ТВ от 20.12.2021 года «Дорога в Карповку – пользуются все, не отвечает никто», в ходе которой установлено следующее. Автомобильная дорога «Подъезд к СНТ «Карповка», протяженностью около 650 метров, в перечне дорог общего пользования местного значения муниципального района «Читинский район» не числится, однако таковой является, поскольку используется неопределенным кругом лиц. 28.02.2022 года по требованию прокурора района ОГИБДД ОМВД России по Читинскому району проведено обследование указанной автомобильной дороги и установлено, что дорожное полото имеет просадки, выбоины, дефекты покрытия в виде занижения и завышения обочин, отсутствуют дорожные знаки 2.1 ПДД «Главная дорога», таблички направления главной дороги, отсутствует горизонтальная разметка. Кроме того, частично данная дорога проходит вдоль ул. Ключевая с. Карповка. 01.09.2021 ОГИБДД ОМВД России по Читинскому району администрации муниципального района «Читинский район» выдано предписание № 77, согласно которого следовало на автомобильной дороге по ул. Ключевая с. Карповка устранить выбоины, просадки дорожного покрытия, установить дорожный знак 5.16 ПДД «Место остановки автобуса или троллейбуса». Срок устранения замечаний по указанному предписанию 10 суток, однако до настоящего времени нарушения не устранены. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в не организации проведения дорожных работ на автомобильной дороге «Подъезд к СНТ «Карповка», по ул. Ключевая с. Карповка, не включении автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Карповка» в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» обеспечить: выполнение мероприятий, необходимых для включения автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Карповка» в перечень дорог общего пользования местного значения муниципального района «Читинский район», по результатам которых включить автомобильную дорогу в указанный перечень, по согласованию с ОГИБДД России по Читинскому району организовать проведение дорожных работ на автомобильной дороге «Подъезд к СНТ «Карповка», путем устранения просадок, выбоин дорожного полотна, дефектов покрытия в виде занижения и завышения обочин, установки дорожных знаков 2.1. ПДД «Главная дорога», табличек направления главной дороги, нанесения горизонтальной разметки, исполнить предписание от 31.08.2021 года № 77 ОГИБДД России по Читинскому району, согласно которого на автомобильной дороге по ул. Ключевая с. Карповка организовать дорожные работы по устранению выбоин, просадок дорожного покрытия, установке дорожного знака 5.16 ПДД «Место остановки автобуса или троллейбуса».

В судебном заседании помощник прокурора Зорина Н.В. требования поддержала, просила удовлетворить

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района «Читинский район» Спиридонова Т.М. исковые требования не признала, представила отзыв, в котором указала, что автомобильная дорога «Подъезд к СНТ «Карповка» в перечне дорог числится, но на кадастровом учете не состоит. В настоящее время проект генерального плана находится на согласовании с Россельхозом Забайкальского края. Что касается проведения дорожных работ на автомобильной дороге «Подъезд к СНТ «Карповка» путем устранения просадок, выбоин дорожного полотна, дефектов покрытия в виде занижения и завышения обочин, установке дорожных знаков 2.1. ПДД «Главная дорога», табличек направления главной дороги, нанесения горизонтальной разметки, то данный объект находится на обслуживании по содержанию дорог по муниципальному контракту с ООО «Ника». 26.05.2022 года вышеуказанной организации было выдано предписание на устранение вышеуказанных работ сроком на 1 месяц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, считает необходимым требования удовлетворить по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположены на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1, 4 ст. 14, п.п. 5, 6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, за пределами населенных пунктов поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, является полномочием и обязанностью органов местного самоуправления муниципальных районов.

Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) (далее - ГОСТ Р 50597-2017) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как установлено п.4.1 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно- канализационного хозяйства.

В силу п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 (п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).

Пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Читинского района проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Автомобильная дорога «Подъезд к СНТ «Карповка», протяженностью около 650 метров, в перечне дорог общего пользования местного значения муниципального района «Читинский район» не числится, однако таковой является, поскольку используется неопределенным кругом лиц.

28.02.2022 года по требованию прокурора района ОГИБДД ОМВД России по Читинскому району проведено обследование указанной автомобильной дороги и установлено, что дорожное полото имеет просадки, выбоины, дефекты покрытия в виде занижения и завышения обочин, отсутствуют дорожные знаки 2.1 ПДД «Главная дорога», таблички направления главной дороги, отсутствует горизонтальная разметка.

Кроме того, частично данная дорога проходит вдоль ул. Ключевая с. Карповка.

01.09.2021 ОГИБДД ОМВД России по Читинскому району администрации муниципального района «Читинский район» выдано предписание № 77, согласно которого следовало на автомобильной дороге по ул. Ключевая с. Карповка устранить выбоины, просадки дорожного покрытия, установить дорожный знак 5.16 ПДД «Место остановки автобуса или троллейбуса». Срок устранения замечаний по указанному предписанию 10 суток, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Прокуратурой района на имя главы Администрации муниципального района «Читинский район» 01.03.2022 года внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако ни одно нарушение не устранено до настоящего времени.

Из информации администрации района следует, что указанная дорога не включена в перечень автомобильных дорог местного значения общего пользования, что свидетельствует о бездействии администрации района при реализации полномочий по решению вопросов местного значения по организации дорожной деятельности, транспортной доступности и обеспечении транспортного обслуживания населения.

Установленные нарушения законодательства угрожают безопасности дорожного движения и ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, что противоречит одному из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленному в Федеральном законе №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, в связи с чем, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие, выразившееся в не организации проведения дорожных работ на автомобильной дороге «Подъезд к СНТ «Карповка», по ул. Ключевая с. Карповка, не включении автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Карповка» в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» обеспечить:

- выполнение мероприятий, необходимых для включения автомобильной дороги «Подъезд к СНТ «Карповка» в перечень дорог общего пользования местного значения муниципального района «Читинский район», по результатам которых включить автомобильную дорогу в указанный перечень,

- по согласованию с ОГИБДД России по Читинскому району организовать проведение дорожных работ на автомобильной дороге «Подъезд к СНТ «Карповка», путем устранения просадок, выбоин дорожного полотна, дефектов покрытия в виде занижения и завышения обочин, установки дорожных знаков 2.1. ПДД «Главная дорога», табличек направления главной дороги, нанесения горизонтальной разметки,

- исполнить предписание от 31.08.2021 года № 77 ОГИБДД России по Читинскому району, согласно которого на автомобильной дороге по ул. Ключевая с. Карповка организовать дорожные работы по устранению выбоин, просадок дорожного покрытия, установке дорожного знака 5.16 ПДД «Место остановки автобуса или троллейбуса».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы, представления через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Беспечанский П.А.

Мотивированное решение составлено 22.06.2022 г.